Международная научная конференция “Метафорическая картина мира современной художественной прозы”

 
Код статьиS241377150016306-9-1
DOI10.31857/S241377150016306-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН
Адрес: Россия, 119019, Москва, ул. Волхонка, д. 18/2
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН
Адрес: Россия, 119019, Москва, ул. Волхонка, д. 18/2
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 80 Номер 4
Страницы117-121
Аннотация

   

Ключевые слова
Получено22.09.2021
Дата публикации22.09.2021
Кол-во символов18593
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 10–11 марта 2021 г. в Институте русского языка им. В.В. Виноградова РАН в рамках проекта РФФИ №19-512-23004, осуществляемого совместно с венгерскими исследователями, состоялась международная научная конференция “Метафорическая картина мира современной художественной прозыˮ, в которой приняли участие ученые как из Венгрии (Будапешт, Дебрецен) , так из России (Екатеринбург, Москва, Тула, Чебоксары, Чита). Конференция проходила он-лайн на платформе Zoom.
2 На конференции обсуждался широкий круг проблем, связанных с исследованием компаративных тропов в современной русской и венгерской художественной прозе, а именно: понятие метафорической картины мира, семантическая классификация метафор и сравнений в современной художественной прозе; устойчивые образные параллели и их эволюция в современной прозе, компаративные тропы и идиостиль, национальная специфика компаративных тропов, роль тропов в структуре повествования, интертекстуальный характер компаративных тропов и межтекстовые отношения и др.
3 10 марта конференцию открыла председатель оргкомитета конференции к.ф.н. З.Ю. Петрова, которая обратилась с приветственным словом к ее участникам. Далее в этот день состоялись девять докладов.
4 Проф., д.ф.н. Н.Б. Иванова(Москва) в докладе “Роль метафоры в современном русском романеˮ отметила, что метафора как троп может исполнять в прозе те же функции, что и в поэзии, сославшись на “панметафористикуˮ (определение Н.Н. Вильям-Вильмонта) Бориса Пастернака и прозу Юрия Олеши с его “лавкой метафорˮ. Но метафора способна также являться текстопорождающей, организующей произведение в целом, становясь мегаметафорой, разворачиваясь на разных уровнях одновременно, подчиняя своей реализации многие, если не все компоненты поэтики – композицию, сюжет, пространство и время, персонажей, вплоть до отдельных деталей. Таким образом, по мнению исследовательницы, строятся роман Андрея Битова “Пушкинский домˮ (мегаметафора разрушения, утраты жизнеспособности русской литературы в советское время, превращения ее в мертвый музей), роман Людмилы Петрушевской “Время – ночьˮ (постепенное погружение в экзистенциальное отчаяние сознания героини-поэта и погружение в ночь-смерть самой действительности), роман Владимира Маканина “Андеграунд, или Герой нашего времениˮ (разрушение и отказ творческой личности от гуманистических ценностей в “общагеˮ современной реальности). Мегаметафора реализуется сквозь весь текст произведения, от названия до финала, скрепляя его смыслы и сопротивляясь тенденции отказа романа от жанровой определенности.
5 Выступление проф. Й. Горетить (Венгрия) было посвящено растительным метафорам в произведении Петера Эстерхази “Производственный романˮ. В этом постмодернистском произведении растительные метафоры играют важную роль, прежде всего название одного растения, ивы. По воле автора словом “иваˮ заменяется на часто употребляющееся в венгерской разговорной речи матерное слово. По логике автора матерное слово относится к действительности, а заменяющее его слово – к поэзии (как эти понятия понимаются у Гёте: Wahrheit und Dichtung). “Иваˮ как метафора в произведении П. Эстерхази не только является метафорой, но и тематизирует создание метафор в художественных текстах, то есть показывает, как должна действовать метафора как поэтический образ. Таким образом, метафора “иваˮ оказывается и метафорой создания того текста (собственного произведения), который в данной книге предлагает читателю сам автор.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 381

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх