[Review:] Demidova O. R., Potekhina E. A. Gender Models in Culture, or On the Philosophy of the Masculine and the Feminine. St. Petersburg, Russkaja kultura Publ., 2022, 174 p. [In Russ.]

 
PIIS160578800023672-5-1
DOI10.31857/S160578800023672-5
Publication type Review
Source material for review
Status Published
Authors
Affiliation: A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences
Address: 25 a Povarskaya Str., Moscow, 121069, Russia
Journal nameIzvestiia Rossiiskoi akademii nauk. Seriia literatury i iazyka
EditionVolume 81 Issue 6
Pages115-117
Abstract

      

Keywords
AcknowledgmentThis review was carried out with support of a grant from the Russian Science Foundation (project no. 19-78-10100, https://rscf.ru/project/19-78-10100/) at the IWL RAS
Received19.12.2022
Publication date19.12.2022
Number of characters8378
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Небольшая, но емкая монография О.Р. Демидовой, известной исследовательницы литературы и культуры Серебряного века и русского зарубежья, одной из первых, кто стал заниматься гендерными штудиями в России, и ее ученицы Е.А. Потехиной представляет собой нечто вроде введения в философско-антропологическую гендеристику – введения легко читающегося, не способного утомить тех, кто только начинает входить в эту проблематику, и в то же время вмещающего в себя солидный круг сведений.
2 Книга состоит из четырех разделов: первый, вводный, посвящен культурфилософским предпосылкам и методологическим основаниям, на которых строится книга, во втором разбирается эволюция концептов мужского и женского в философско-антропологической перспективе, в третьем идет речь об инвариантных культурных моделях маскулинного, в четвертом – о моделях фемининного. При этом исследование имеет очень широкую пространственно-временную перспективу, поскольку парадигма гендерных моделей в культуре рассматривается от античности до современности и как на Западе, так и в России.
3 Материалом исследования послужил огромный круг текстов культуры – от философских трактатов античности и Средневековья до современных телевизионных шоу, включая классические феминистские манифесты, произведения литературы и кинематографа. Как ни удивительно, этот предельно разнообразный материал не создает впечатления отрывочности, фрагментарности повествования, интеллектуального “винегретаˮ; авторам удается создать очень цельный и четко построенный текст, дающий панораму того, как понимались в культуре мужественность и женственность, как менялось это понимание. Именно поэтому книга годится на роль введения в гендеристику – причем для широкого читателя: здесь нет особого крена ни в одну из специальных дисциплин, а использование терминологии очень аккуратно; при всей точности в понятиях эта книга интеллектуально демократична.
4 Слово «гендер» понимается здесь в духе гендерных исследований 1960–1970-х годов (совпавших со второй волной феминизма), то есть в дихотомии с биологическим полом по критерию “биологическое / социологическоеˮ. Если пол подразумевает физиологические различия между мужчинами и женщинами, то гендер – социальные: «…гендер рассматривается как “совокупность социальных репрезентаций, а не природой закрепленная данность”, “то, что мы думаем о поле в границах наших социокультурных представлений”» (c. 11). Более поздняя и более радикальная постструктуралистская концепция, предложенная Джудит Батлер, согласно которой “пол как таковой в рамках культурного контекста отсутствует, существуя (реализуясь) лишь как гендер, который, в свою очередь, не является постоянной, застывшей характеристикой субъекта, а, напротив, непрерывно видоизменяется, конструируетсяˮ (с. 72), после короткой, но убедительной полемики отодвигается в сторону. В общем, эта книга по-хорошему консервативна. Центральное же понятие книги – гендерные модели – определяется как “абстрактные инвариантные образцы феминного и маскулинного, представляющие собой идеальные обобщенные модели мужчины и женщины определенных типов в отвлечении от их конкретных реализаций, конструирующиеся во многом на основе существующей в обществе совокупности стереотиповˮ “посредством различных социальных институтовˮ (с. 14).

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 247

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up