Panov M. V. The poetic language of the Silver Age. Symbolism. Futurism. Course of lectures. Transcription, text preparation, preface and notes by L. B. Parubchenko. St. Petersburg, Nestor-History Publ., 2019. 424 p., ill. [in Russ.]

 
PIIS160578800019461-3-1
DOI10.31857/S160578800019461-3
Publication type Review
Source material for review Панов М. В. Поэтический язык Серебряного века. Символизм. Футуризм. Курс лекций / Расшифровка, подготовка текста, предисловие и примечания Л. Б. Парубченко. СПб.: Нестор-История, 2019. 424 с.
Status Published
Authors
Affiliation: Vinogradov Russian Language Institute, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameIzvestiia Rossiiskoi akademii nauk. Seriia literatury i iazyka
EditionVolume 81 Issue 2
Pages106-115
Abstract

   

Keywords
Received21.01.2022
Publication date25.04.2022
Number of characters41285
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В 2020 году исполнилось 100 лет со дня рождения Михаила Викторовича Панова – крупнейшего ученого современности, автора трудов по русской фонетике, орфографии, морфологии, синтаксису, словообразованию, социолингвистике, стилистике, по истории русского поэтического языка1. В 2019 году, в преддверии памятной даты, был опубликован курс лекций М.В. Панова о языке поэзии Серебряного века. Как сказано в Предисловии к книге, этот курс из 10 лекций (каждая по 4 академических часа) был прочитан Пановым в Московском Открытом педагогическом институте им. Н.К. Крупской2 в 1996/97 учебном году. И благодаря усердию записавшего лекции на магнитофон студента А.Э. Цумарева (ныне сотрудника ИРЯ РАН) и неутомимости доктора филологических наук Л.Б. Парубченко, занявшейся расшифровкой и подготовкой текста к публикации, удалось осуществить издание этих уникальных лекций М.В. Панова3. 1. О М.В. Панове см., например: Крысин Л.П. Михаил Викторович Панов // Отечественные лингвисты XX века / Отв. ред. >>>> . М.: >>>> , 2016. С. 383–393; Касаткин Л.Л. Панов М.В. // Русский язык: Энциклопедия / Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН; Под общ. ред. А.М. Молдована. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2020. С. 472–474. См. также материалы Международной научной конференции “Жизнь языка: К 100-летию со дня рождения М.В. Панова”, прошедшей в ИРЯ РАН 19–21 ноября 2021 года [Электронный ресурс: >>>> ].

2. В настоящее время – Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова.

3. По свидетельству А.Э. Цумарева, лекции в книге представлены в хронологическом порядке (как они читались со 2 октября 1996 г. по 16 апреля 1997 г.).
2 Напомним, что рецензируемой книге предшествовала другая – курс лекций “Язык русской поэзии XVIII–XX вв.”4, прочитанный Пановым в МГУ им. М.В. Ломоносова в 1970–80-х годах. Важно, однако, сказать, что курсы не дублируют друг друга: “…сама манера Панова-лектора, – по словам Л.Б. Парубченко, – исключает текстуальное совпадение, даже если герой лекции один и тот же поэт: Михаил Викторович приносил листки с напечатанными стихами, а текст лекции творил здесь и сейчас” [с. 4]. Кроме того, из поэтов, представленных в новом курсе – а это 21 имя, только 6 были рассмотрены в предыдущем. 4. Панов М.В. Язык русской поэзии XVIII–XX веков: Курс лекций / Сост., подгот. текста и прим. Т.Ф. Нешумовой; предисл. М.Л. Каленчук. М.: Издательский Дом ЯСК, 2017.
3 В рецензии трудно разобрать в деталях и оценить каждую лекцию, поэтому мы сосредоточимся на том, какой видел М.В. Панов основную идею курса и какое воплощение она получила в рамках принятой им схемы поярусного анализа творчества поэтов разных направлений. Схема эта, единая в своей целостности, включает три яруса: звуковой (фонетический и ритмо-метрический), словесный и образный. “Что для меня важно? – замечал Панов. – Показать внутреннее единство творчества – как слово, звук и образ внутренне связаны” [с. 191].
4 Идея, объединяющая весь лекционный курс, складывается из слов, высказываний Панова о поэзии – ее историчности, независимости, самодвижении с переходами от этапа к этапу и лежащих в основе этого законах, о духовном начале и эстетике поэзии. Эти слова звучат, варьируются в лекциях, посвященных разным поэтам: Ф. Сологубу, В. Брюсову, Вл. Соловьеву, А. Блоку, В. Маяковскому и др. Приведем отдельные выдержки из лекций, начиная с первой – о поэзии Федора Сологуба. В ней выражена мысль о глубинной независимости поэзии и возможности постичь ее через понимание того, как устроен художественный текст: “Поэзия может обслуживать всё что угодно: политику, социологию, религию, философию, рекламу, но не обязана это делать. Поэзия остается именно потому, что она независима ни от каких практических посторонних целей. Всё может делать, но если [это] поэзия, то у нее только одна обязанность – оставаться поэзией. Если так, то надо понять ее в самой себе. А это означает обратиться к тому, как устроено художественное произведение” [с. 7–8].

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 273

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up