Панов М. В. Поэтический язык Серебряного века. Символизм. Футуризм. Курс лекций / Расшифровка, подготовка текста, предисловие и примечания Л. Б. Парубченко. СПб.: Нестор-История, 2019. 424 с., ил.

 
Код статьиS160578800019461-3-1
DOI10.31857/S160578800019461-3
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Панов М. В. Поэтический язык Серебряного века. Символизм. Футуризм. Курс лекций / Расшифровка, подготовка текста, предисловие и примечания Л. Б. Парубченко. СПб.: Нестор-История, 2019. 424 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 81 Номер 2
Страницы106-115
Аннотация

   

Ключевые слова
Получено21.01.2022
Дата публикации25.04.2022
Кол-во символов41285
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В 2020 году исполнилось 100 лет со дня рождения Михаила Викторовича Панова – крупнейшего ученого современности, автора трудов по русской фонетике, орфографии, морфологии, синтаксису, словообразованию, социолингвистике, стилистике, по истории русского поэтического языка1. В 2019 году, в преддверии памятной даты, был опубликован курс лекций М.В. Панова о языке поэзии Серебряного века. Как сказано в Предисловии к книге, этот курс из 10 лекций (каждая по 4 академических часа) был прочитан Пановым в Московском Открытом педагогическом институте им. Н.К. Крупской2 в 1996/97 учебном году. И благодаря усердию записавшего лекции на магнитофон студента А.Э. Цумарева (ныне сотрудника ИРЯ РАН) и неутомимости доктора филологических наук Л.Б. Парубченко, занявшейся расшифровкой и подготовкой текста к публикации, удалось осуществить издание этих уникальных лекций М.В. Панова3. 1. О М.В. Панове см., например: Крысин Л.П. Михаил Викторович Панов // Отечественные лингвисты XX века / Отв. ред. >>>> . М.: >>>> , 2016. С. 383–393; Касаткин Л.Л. Панов М.В. // Русский язык: Энциклопедия / Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН; Под общ. ред. А.М. Молдована. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2020. С. 472–474. См. также материалы Международной научной конференции “Жизнь языка: К 100-летию со дня рождения М.В. Панова”, прошедшей в ИРЯ РАН 19–21 ноября 2021 года [Электронный ресурс: >>>> ].

2. В настоящее время – Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова.

3. По свидетельству А.Э. Цумарева, лекции в книге представлены в хронологическом порядке (как они читались со 2 октября 1996 г. по 16 апреля 1997 г.).
2 Напомним, что рецензируемой книге предшествовала другая – курс лекций “Язык русской поэзии XVIII–XX вв.”4, прочитанный Пановым в МГУ им. М.В. Ломоносова в 1970–80-х годах. Важно, однако, сказать, что курсы не дублируют друг друга: “…сама манера Панова-лектора, – по словам Л.Б. Парубченко, – исключает текстуальное совпадение, даже если герой лекции один и тот же поэт: Михаил Викторович приносил листки с напечатанными стихами, а текст лекции творил здесь и сейчас” [с. 4]. Кроме того, из поэтов, представленных в новом курсе – а это 21 имя, только 6 были рассмотрены в предыдущем. 4. Панов М.В. Язык русской поэзии XVIII–XX веков: Курс лекций / Сост., подгот. текста и прим. Т.Ф. Нешумовой; предисл. М.Л. Каленчук. М.: Издательский Дом ЯСК, 2017.
3 В рецензии трудно разобрать в деталях и оценить каждую лекцию, поэтому мы сосредоточимся на том, какой видел М.В. Панов основную идею курса и какое воплощение она получила в рамках принятой им схемы поярусного анализа творчества поэтов разных направлений. Схема эта, единая в своей целостности, включает три яруса: звуковой (фонетический и ритмо-метрический), словесный и образный. “Что для меня важно? – замечал Панов. – Показать внутреннее единство творчества – как слово, звук и образ внутренне связаны” [с. 191].
4 Идея, объединяющая весь лекционный курс, складывается из слов, высказываний Панова о поэзии – ее историчности, независимости, самодвижении с переходами от этапа к этапу и лежащих в основе этого законах, о духовном начале и эстетике поэзии. Эти слова звучат, варьируются в лекциях, посвященных разным поэтам: Ф. Сологубу, В. Брюсову, Вл. Соловьеву, А. Блоку, В. Маяковскому и др. Приведем отдельные выдержки из лекций, начиная с первой – о поэзии Федора Сологуба. В ней выражена мысль о глубинной независимости поэзии и возможности постичь ее через понимание того, как устроен художественный текст: “Поэзия может обслуживать всё что угодно: политику, социологию, религию, философию, рекламу, но не обязана это делать. Поэзия остается именно потому, что она независима ни от каких практических посторонних целей. Всё может делать, но если [это] поэзия, то у нее только одна обязанность – оставаться поэзией. Если так, то надо понять ее в самой себе. А это означает обратиться к тому, как устроено художественное произведение” [с. 7–8].

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 274

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх