Симеон Полоцкий драматург: Новые аспекты изучения

 
Код статьиS0869544X0017672-2-1
DOI10.31857/S0869544X0017672-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН
Адрес: Москва, Россия, Москва
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 6
Страницы5-23
Аннотация

Изучение драматургического комплекса, дошедшего до нас в рукописной книге, созданной в 1680-х – начале 1690-х годов в Москве (хранится в Австрийской Национальной библиотеке, Вена), позволило установить, что объем драматургического наследия Симеона Полоцкого не исчерпывается двумя пьесами (о Навуходоносоре и блудном сыне) в составе «Рифмологиона». Оно включает также моралите о борьбе Церкви с «ратью неверных» и семь интермедий, известных ранее по единственному списку как безымянные сочинения первой трети XVIII в. Анализ историко-культурного контекста времени создания моралите, а также лексика, в частности редкая лексема (Турчин), и литературные приемы, характерные для текстов Симеона Полоцкого (использование литургических текстов как структурно-тематических мотивов), не оставляют сомнений в его авторстве. О Симеоне Полоцком как авторе интермедий свидетельствуют наблюдаемые между ними содержательные, сюжетно-тематические, стилистические, лексические переклички. Отдельные ситуации, сюжетные мотивы, лексика «междосредий» находят себе соответствие в контекстуальном поле его творчества («Вертоград многоцветный», «Рифмологион» и др.).

Ключевые словадраматургическое наследие, рукописный кодекс, моралите, интермедии, теория драмы ΧVI–XVII вв., авторство
Получено10.12.2021
Дата публикации13.12.2021
Кол-во символов49435
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 474

Оценка читателей: голосов 0

1. Дженсен К., Майер И. Придворный театр в России XVII в. М.: Индрик, 2016. 200 с.

2. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. М.: Просвещение, 1966. Изд. 7-е. 542 с.

3. Еремин И.П. Симеон Полоцкий – поэт и драматург // Симеон Полоцкий. Избранные сочинения / подг. текста, ст. и коммент. И.П. Еремина. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953. С. 223–260.

4. Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до февральской революции 1917 г. М.: Учпедгиз, 1956. 247 с.

5. Морозов П.О. История русского театра до половины XVIII столетия. СПб., 1889. IX, 398, XL с.

6. Николаев С.И. Русские интермедии XVII в.: новые материалы // ТОДРЛ. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. Т. 55. С. 423–426.

7. Петров Н.И. Очерки из истории украинской литературы XVII и XVIII веков. Киевская искусственная литература XVII–XVIII вв., преимущественно драматическая. Киев, 1911. [2], IV, 532 с.

8. Резанов В.И. К истории русской драмы. Экскурс в область театра иезуитов. Нежин, 1910. VI, [2], 464 с.

9. Резанов В.И. К вопросу о старинной драме: Теория школьных «декламаций» по рукописным поэтикам // ИОРЯС. 1913. Т. 18. Кн. 1. С. 1–40.

10. Сазонова Л.И. Украинские старопечатные предисловия конца XVI – первой половины XVII в. (борьба за национальное единство) // Тематика и стилистика предисловий и послесловий. М.: Наука, 1981. С. 129–152 (Серия «Русская старопечатная литература. XVI – перв. четв. XVIII вв.»).

11. Сазонова Л.И. Симеон Полоцкий: Новые страницы творчества // Исследования по древней и новой литературе / отв. ред. Л.А. Дмитриев. Л.: Наука, 1987. С. 199–205.

12. Сазонова Л.И. Ранние московские декламации Симеона Полоцкого в контексте конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона // Славяноведение. 1998. № 2. C. 61–88.

13. Сазонова Л.И. Литературная культура России. Раннее Новое время. М.: Языки славянских культур, 2006. 896 с.

14. Сазонова Л.И. Отражение церковных песнопений в панегирических контекстах «Рифмологиона» Симеона Полоцкого // Bibel, Liturgie und Frömmigkeit in der Slavia Byzantina. Festgabe für H. Rothe zum 80. Geburtstag / hrsg. von D. Christians, D. Stern und V.S. Tomelleri. München, Berlin: Verlag Otto Sagner, 2009. S. 487–501 (=Studies on Language and Culture in Central and Eastern Europe. Bd. 3).

15. Сазонова Л.И. Московская рукопись конца XVII в. в собрании Австрийской Национальной библиотеки (К проблеме культурного трансфера) (в печати).

16. Словарь русского языка XI–XVII вв. М.: Наука, 1975. Вып. 1. 371 с.

17. Словарь русского языка XI–XVII вв. М.: Наука, 1979. Вып. 6. 360 с.

18. Словарь русского языка XI–XVII вв. М.: Наука, 1981. Вып. 8. 352 с.

19. Словарь русского языка XI–XVII вв. М.: Наука, 1991. Вып. 17. 296 с.

20. Софронова Л.А. Старинный украинский театр. М.: РОССПЭН, 1996. 327 с.

21. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб.: имп. Академия наук, 1893. Т. 1. А–К. 771 с.

22. Юрчёнков В. А. Обретение мордовским народом православия // Саранские епарх. ведомости. 1998. № 3/4. С. 67–72.

23. Юрчёнков В. А. Начертание мордовской истории. Саранск: НИИ гуманитарных наук при Правительстве Респ. Мордовия, 2012. 611 с.

24. Birkfellner G. Glagolitische und kyrillische Handschriften in Ӧsterreich. Wien: Der Ӧsterreichischen Academie der Wissenschaften, 1975. 540 S.

25. Jensen C., Maier I.et al. Russia’s Theatrical Past: Court Entertainment in the Seventeenth Century (Russian Music Studies). Bloomington: Indiana University Press, 2021. 316 p.

26. Hippisley A. and Luk'janova E. Simeon Polockij's Library: A Catalogue. Köln; Weimar; Wien: Böhlau Verlag, 2005. 226 p.

27. Lеwin P. Intermedia wschodnio-słowiańskie XVI–XVIII wieku. Wrocław [etc.]: Ossolineum, 1967. 154 s.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх