Iu. Konstantinova. Bulgarians in Ottoman Thessaloniki

 
PIIS0869544X0015976-6-1
DOI10.31857/S0869544X0015976-6
Publication type Review
Source material for review Iu. Konstantinova. Bulgarians in Ottoman Thessaloniki
Status Published
Authors
Occupation: senior research fellow, Department of the History of Slavic Peoples during the World Wars
Affiliation: Institute of Slavic Studies RAS
Address: Moscow, Leninsky Prospct, 32A, Moscow, Russia, 119991
Journal nameSlavianovedenie
EditionIssue 4
Pages130-133
Abstract

     

Keywords
Received20.07.2021
Publication date06.08.2021
Number of characters10277
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Салоники являются важным для болгарской исторической памяти городом. Из этих мест происходили славянские первоучители Кирилл и Мефодий. Здесь находился культурный и общественный центр жизни болгарского населения Македонии, особенно в период после освобождения Болгарии. При этом болгары и греки долгое время боролись за обладание городом. В итоге в 1912–1913 гг. вопрос решился военно-дипломатическим путем, но до этого сражения шли на фронтах культуры и национального строительства – названные диаспоры стремились упрочить свои позиции в Салониках. Несколько удивителен при этом факт, что борьбу за обладание городом вели третий и четвертый по численности этносы (с. 60–68). Однако интересы евреев и турок, совокупно составлявших подавляющее большинство населения, молодые балканские государства не собирались принимать во внимание –при определении границ национального объединения мнение местного населения тогда не учитывали.
2 Расширению, сохранению и распространению памяти об историческом, культурном и экономическом присутствии болгар в Салониках был посвящен проект Института балканистики с центром по фракологии Болгарской академии наук «Салоники и болгары. История, память, современность». Руководителем проекта стала сотрудник названного учреждения Ю. Константинова, она и подготовила обозреваемый в настоящей рецензии труд.
3 Целью монографии автор заявила «анализ имеющихся сведений о болгарской общине в городе в поздний османский период», который определяется как период с начала реформ Танзимата до создания Турецкой республики (с. 10). Однако фактически история болгарской общины в городе начинается с 1860-х годов, поскольку до того, составляя «видимую часть» жителей Салоник, она оставалась в стороне от процесса национального возрождения, в области просвещения и культуры не делала заметных шагов (с. 27). Впрочем, откровенно говоря, и в последовавшие несколько десятилетий наличие общины можно обнаружить только при наличии соответствующего желания. Автор привела имеющиеся отрывочные сведения о семьях переселенцев, торговцев, которые проявили болгарское самосознание, либо о болгарском происхождении которых доподлинно известно. И в этом калейдоскопе биографий и просопографического анализа становится очевидным, что до освобождения Болгарии болгары в Салониках нередко меняли позицию относительно собственной этничности, причем неоднократно. И какие-то единичные ростки на ниве болгарского просвещения возникали благодаря энтузиастам, а потому быстро чахли. Так, существовавшая в 1866–1868 гг. болгарская школа имела среди учеников как мальчиков, так и девочек, но канула в небытие со смертью ее основательницы Г. Динковой1 (с. 30–32). 1. Однако не стоит обольщаться насчет прогрессивности Г. Динковой. Целью образования для девушек она видела реализацию призвания женщины как матери, домохозяйки и супруги (с. 32).
4 Тем не менее, шел постепенный процесс роста болгарского населения города, в основном за счет миграции из Македонии.Переселенцы старались жить в окружении соплеменников, что отразилось и на городской карте – так возник Вардарский квартал (махала). При этом стоит отметить, что после создания Болгарского экзархата далеко не все болгары выбрали национальную церковь. Еенепрочные позиции перед властями привели к тому, что греки добивались закрытия церквей, удаления священников и учителей. Экзархат советовал в таких случаях напоминать о привилегиях, данных султаном, однако все зависело от местных властей. Потому, как признала Ю. Константинова, многие болгары из соображений спокойствия и безопасности выбирали Константинопольский патриархат (с. 55). И все же удельный вес болгар в городе оставался незначительным – даже по болгарским подсчетам накануне Балканских войн в городе проживали 3,4 % их соплеменников-экзархистов, а с учетом представителей иных конфессий доля болгар в населении составляла максимум 7 % (с. 68).

Price publication: 0

Number of purchasers: 0, views: 478

Readers community rating: votes 0

1.

Система Orphus

Loading...
Up