Ю. Константинова. Българите в османския Солун

 
Код статьиS0869544X0015976-6-1
DOI10.31857/S0869544X0015976-6
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Iu. Konstantinova. Bulgarians in Ottoman Thessaloniki
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник Отдела истории славянских народов периода мировых войн
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва , Ленинский проспект, 32А, Москва, Россия, 119991
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 4
Страницы130-133
Аннотация

     

Ключевые слова
Получено20.07.2021
Дата публикации06.08.2021
Кол-во символов10277
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Салоники являются важным для болгарской исторической памяти городом. Из этих мест происходили славянские первоучители Кирилл и Мефодий. Здесь находился культурный и общественный центр жизни болгарского населения Македонии, особенно в период после освобождения Болгарии. При этом болгары и греки долгое время боролись за обладание городом. В итоге в 1912–1913 гг. вопрос решился военно-дипломатическим путем, но до этого сражения шли на фронтах культуры и национального строительства – названные диаспоры стремились упрочить свои позиции в Салониках. Несколько удивителен при этом факт, что борьбу за обладание городом вели третий и четвертый по численности этносы (с. 60–68). Однако интересы евреев и турок, совокупно составлявших подавляющее большинство населения, молодые балканские государства не собирались принимать во внимание –при определении границ национального объединения мнение местного населения тогда не учитывали.
2 Расширению, сохранению и распространению памяти об историческом, культурном и экономическом присутствии болгар в Салониках был посвящен проект Института балканистики с центром по фракологии Болгарской академии наук «Салоники и болгары. История, память, современность». Руководителем проекта стала сотрудник названного учреждения Ю. Константинова, она и подготовила обозреваемый в настоящей рецензии труд.
3 Целью монографии автор заявила «анализ имеющихся сведений о болгарской общине в городе в поздний османский период», который определяется как период с начала реформ Танзимата до создания Турецкой республики (с. 10). Однако фактически история болгарской общины в городе начинается с 1860-х годов, поскольку до того, составляя «видимую часть» жителей Салоник, она оставалась в стороне от процесса национального возрождения, в области просвещения и культуры не делала заметных шагов (с. 27). Впрочем, откровенно говоря, и в последовавшие несколько десятилетий наличие общины можно обнаружить только при наличии соответствующего желания. Автор привела имеющиеся отрывочные сведения о семьях переселенцев, торговцев, которые проявили болгарское самосознание, либо о болгарском происхождении которых доподлинно известно. И в этом калейдоскопе биографий и просопографического анализа становится очевидным, что до освобождения Болгарии болгары в Салониках нередко меняли позицию относительно собственной этничности, причем неоднократно. И какие-то единичные ростки на ниве болгарского просвещения возникали благодаря энтузиастам, а потому быстро чахли. Так, существовавшая в 1866–1868 гг. болгарская школа имела среди учеников как мальчиков, так и девочек, но канула в небытие со смертью ее основательницы Г. Динковой1 (с. 30–32). 1. Однако не стоит обольщаться насчет прогрессивности Г. Динковой. Целью образования для девушек она видела реализацию призвания женщины как матери, домохозяйки и супруги (с. 32).
4 Тем не менее, шел постепенный процесс роста болгарского населения города, в основном за счет миграции из Македонии.Переселенцы старались жить в окружении соплеменников, что отразилось и на городской карте – так возник Вардарский квартал (махала). При этом стоит отметить, что после создания Болгарского экзархата далеко не все болгары выбрали национальную церковь. Еенепрочные позиции перед властями привели к тому, что греки добивались закрытия церквей, удаления священников и учителей. Экзархат советовал в таких случаях напоминать о привилегиях, данных султаном, однако все зависело от местных властей. Потому, как признала Ю. Константинова, многие болгары из соображений спокойствия и безопасности выбирали Константинопольский патриархат (с. 55). И все же удельный вес болгар в городе оставался незначительным – даже по болгарским подсчетам накануне Балканских войн в городе проживали 3,4 % их соплеменников-экзархистов, а с учетом представителей иных конфессий доля болгар в населении составляла максимум 7 % (с. 68).

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 487

Оценка читателей: голосов 0

1.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх