Once again to the question of the editions of the Life of Antonius the Roman

 
PIIS0869544X0015973-3-1
DOI10.31857/S0869544X0015973-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Specialist of educational and methodical work
Affiliation: Admiral Makarov State University of maritime and inland shipping
Address: Saint Petersburg, Russia
Journal nameSlavianovedenie
EditionIssue 4
Pages79-101
Abstract

The Life of Antonius the Roman, in the manuscript tradition attributed to hegumen of the Antoniev monastery in Novgorod Andreas, who was a disciple and spiritual father of Antonius, is known in two editions. In this article, the literary sources of edition B are introduced into scientific use, thanks to which the hypothesis of E.D. Zakharova that edition B is secondary towards the edition A is confirmed and it becomes possible to date the edition B to the XVIth century. The time of creation of the earlier edition A remains unknown.

KeywordsEast Slavic hagiography, Old Russian hagiography, textual criticism, Life of Antonius the Roman, Cyril of Scythopolis, Life of Euthymios the Great, Life of Zosimas and Sabbatius of Solovki.
Received20.07.2021
Publication date06.08.2021
Number of characters44709
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Житие Антония Римлянина (†3 августа 1147 г.), создателя новгородского Антониева монастыря в честь Рождества Богородицы, принадлежит к числу малоизученных восточнославянских агиографических памятников. Повествование в Житии ведется от лица второго игумена монастыря Андрея (1147–1157 гг.), ученика и духовного отца Антония, который упомянут в заглавии памятника в качестве автора: «Житие и подвизи преподобнаго и богоноснаго отца нашего Антония Римлянина, игумена бывшаго в Великомъ Новград и создавшаго монастырь и храмъ во имя честнаго и славнаго Ея Рожества Пречистыя Владычицы нашея и Приснодевы Марии. Списано тоя же обители ученикомъ его священноинокомъ Андреемъ, иже бысть отецъ его духовныи и по немъ тоя же обители игуменомъ» [10. C. 8]. Однако большинство исследователей относят сохранившийся текст не к XII в., а к XVI в., не исключая, что в его основе может лежать более раннее жизнеописание, действительно написанное учеником Антония Андреем [15. C. 170–171; 36. C. 246; 19. C. 675; 29. C. 173]. Существуют также обоснования датировки Жития более ранним временем: М.Н. Тихомиров отождествляет игумена Андрея с тезоименным игуменом, который упоминается в летописи под 1499 г., и датирует Житие концом XV в. или началом XVI в. [34. C. 235–238, 241]; Н.А. Макаров отмечает близость ярко выраженной антилатинской направленности Жития к некоторым сочинениям конца XV – начала XVI в., в частности к Повести о новгородском Белом Клобуке, а также их сюжетную близость и на этом основании датирует Житие 90-и годами XV в. [16. C. 203].
2 Житие Антония Римлянина не вошло в Великие Минеи Четьи митрополита Макария; иногда этот факт рассматривается как свидетельство того, что в период составления корпуса Житие еще не существовало [6. C. 591; 11. C. 147; 3. C. 97; 23. C. 21].
3 В большинстве списков Житие имеет пространное предисловие (нач. «Понеже всякъ без мысли начиная вещь, якоже во тм шествуетъ...») и сопровождается Похвальным словом и Сказанием о чудесах и обретении мощей («О преложении честнаго и многочюдеснаго тла преподобнаго и богоноснаго отца нашего Антония чюдотворца Римлянина, иже в Великом Новграде», нач. «По преставлении же преподобнаго отца нашего Антония чюдотворца лтомъ минувшимъ 451-му лту...»). Последний памятник подписан именем Нифонта, монаха Антониева монастыря, который был одним из инициаторов открытия мощей Антония, состоявшегося 1 июля 1597 г. Кроме имени автора Сказание содержит точную дату написания – 22 марта 1598 г. Некоторые исследователи приписывают Нифонту также составление или редактирование Жития [15. C. 171; 13. C. 306–311; 6. C. 590–592; 4. C. 295–300; 10. C. 755], но эта атрибуция не общепризнанна [34. C. 235; 11. C. 147–148; 37. C. 141]. Вероятным автором Жития и Похвального слова называли также книжника макарьевского круга игумена новгородского Хутынского монастыря Маркелла, который в 1558 г. оставил игуменство и прожил шесть месяцев в Антониевом монастыре [16. C. 203–204. Прим. 2; 29. C. 173].

Price publication: 0

Number of purchasers: 0, views: 676

Readers community rating: votes 0

1. Afinogenov D. E. Slavianskiĭ perevod Zhitiia prep. Evfimiia Velikogo: nabliudeniia o iazyke i avtore. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 4: Istoriia. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniia, 2015, no. 3(33), pp. 38–42. (In Russ.)

2. Barsukov N. Istochniki russkoĭ agiografii. St. Petersburg, M. M. Stasiulevich Press, 1882, XI p., 626 cols., [2], VIII p. (In Russ.)

3. Belobrova O. A. K izucheniiu Zhitiia Antoniia Rimlianina. Monastyrskaia kul'tura: Vostok i Zapad, ed. E. G. Vodolazkin, St. Petersburg, 1999, pp. 93–101. (In Russ.)

4. Didkovskaia V. G. Lingvotekstologicheskiĭ analiz spiskov zhitiia Antoniia Rimlianina. Antoniĭ Rimlianin i ego vremia. K 900-letiiu osnovaniia sobora Rozhdestva Bogoroditsy Antonieva monastyria (1117–1119): Materialy nauchnoĭ konferentsii, Velikiĭ Novgorod, 29–31 oktiabria 2019 g., Velikiĭ Novgorod, 2020, pp. 35–43. (In Russ.)

5. Dmitriev L. A. Zhitiinye povesti russkogo Severa kak pamiatniki literatury XIII–XVII vv. Evoliutsiia zhanra legendarno-biograficheskikh skazanii. Leningrad, Nauka Publ., Leningrad Dept., 1973, 303 p. (In Russ.)

6. Dukhanina A. V. Izuchenie iazyka i poetiki Epifanievskoĭ redaktsii Zhitiia Sergiia Radonezhskogo v svete tekstologii. Trudy Otdela drevnerusskoĭ literatury, 2017, vol. 65, pp. 265–281. (In Russ.)

7. Fedotova M. A. Zhitie Antoniia Rimlianina v kontekste Chet'ikh Мineĭ Dimitriia Rostovskogo. Antoniĭ Rimlianin i ego vremia. K 900-letiiu osnovaniia sobora Rozhdestva Bogoroditsy Antonieva monastyria (1117–1119): Materialy nauchnoĭ konferentsii, Velikiĭ Novgorod, 29–31 oktiabria 2019 g., Velikiĭ Novgorod, 2020, pp. 44–58. (In Russ.)

8. Fet E. A. Nifont. Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevneĭ Rusi, ed. D. S. Likhachev, Leningrad, Nauka Publ., Leningrad Dept., 1989, iss. 2: (Vtoraia polovina XIV–XVI v.), part 2: L–Ia, pp. 141. (In Russ.)

9. Fet E. A. Zhitie Antoniia Rimlianina. Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevneĭ Rusi, ed. D. S. Likhachev, Leningrad, Nauka Publ., Leningrad Dept., 1988, iss. 2: (Vtoraia polovina XIV– XVI v.), part 1: A–K, pp. 245–247. (In Russ.)

10. Filippovskiĭ G. Iu. Zhitie Leontiia Rostovskogo. Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevneĭ Rusi, ed. D. S. Likhachev, Leningrad, Nauka Publ., Leningrad Dept., 1987, iss. 1: (XI – pervaia polovina XIV v.), pp. 159–161. (In Russ.)

11. Golubinskiĭ E. Istoriia russkoĭ tserkvi. Vol. I: Period pervyĭ, kievskiĭ ili domongol'skiĭ. Haft 2. 2nd ed., Moscow, Moscow University press, 1904. [6], 926, XVIII p. (In Russ.)

12. Iakovenko A. Iu. Vostochno-khristianskie agiograficheskie paralleli v zhitii Antoniia Rimlianina: k opredeleniiu kruga istochnikov. Antoniĭ Rimlianin i ego vremia. K 900-letiiu osnovaniia sobora Rozhdestva Bogoroditsy Antonieva monastyria (1117–1119): Materialy nauchnoĭ konferentsii, Velikiĭ Novgorod, 29–31 oktiabria 2019 g. Velikiĭ Novgorod, 2020, pp. 195–200. (In Russ.)

13. Karbasova T. B. Kirill Novoezerskiĭ. Istoriia pochitaniia: Issledovanie i teksty. Moscow, St. Petersburg, Al'ians-Arkheo Publ., 2011, 560 p. (In Russ.)

14. Kliuchevskiĭ V. Drevnerusskie zhitiia sviatykh kak istoricheskiĭ istochnik. Moscow, K. Soldatenkov Publ., 1871, [4], IV, 466, IV, IV p. (In Russ.)

15. Kuznetsova V. S. O motive plavaniia na kamne v fol'klornoĭ traditsii i v rukopisnoĭ knizhnosti. Traditsionnaia kul'tura, 2015, no. 3(59), pp. 77–89.

16. Makariĭ [Bulgakov]. Istoriia russkoĭ tserkvi. [1-st ed.]. St. Petersburg, Printing House of the Imperial Academy of Sciences, 1857, vol. 3, [4], 340, IV p. (In Russ.)

17. Makarov N. A. Kamen' Antoniia Rimlianina. Novgorodskiĭ istoricheskiĭ sbornik, 1984, iss. 2(12), pp. 203–210. (In Russ.)

18. Mineeva S. V. Rukopisnaia traditsiia Zhitiia prep. Zosimy i Savvatiia Solovetskikh (XVI–XVIII vv.). Moscow, Iazyki slavianskoĭ kul'tury Publ., 2001, vol. 1, 796 p. (In Russ.)

19. Mur'ianov M. O novgorodskoĭ kul'ture XII veka. Sacris Erudiri, 1969–1970, Bd. XIX, pp. 415– 436. (In Russ.)

20. Nazarenko A. V. Antoniĭ Rimlianin. Pravoslavnaia entsiklopediia, ed. Aleksiĭ II Patriarch of Moscow and All Russia, vol. 2, Moscow, Pravoslavnaia entsiklopediia Publ., 2001, pp. 675–676. (In Russ.)

21. Pigin A. V. Prostrannaia redaktsiia Zhitiia Aleksandra Oshevenskogo. Russkaia agiografiia: Issledovaniia. Materialy. Publikatsii, eds. T. R. Rudi, S. A. Semiachko, St. Petersburg, Pushkinskiĭ Dom Publ., 2017, vol. 3, pp. 206–309. (In Russ.)

22. Pikaleva N. A. Lingvotekstologicheskiĭ analiz «Zhitiia Antoniia Rimlianina» v aspekte leksicheskoĭ variantnosti (na materiale novgorodskikh spiskov). Diss. kand. filol. nauk. Velikiĭ Novgorod, 2008. 238 p. (In Russ.)

23. Ramazanova N. V. Dve sluzhby prepodobnomu Antoniiu Rimlianinu v stikhirariakh «D'iach'e oko» XVI–XVII vv. Drevnerusskoe pesnopenie. Puti vo vremeni, iss. 8: Srednevekovaia liturgicheskaia traditsiia i muzykal'naia kul'tura Novgoroda Velikogo: Sbornik stateĭ po materialam nauchno-tvorcheskogo simpoziuma «Brazhnikovskie chteniia» 2019 g., eds. M. S. Egorova, A. N. Kruchinina, St. Petersburg, Saratov, Amirit Publ., 2020, pp. 111–128. (In Russ.)

24. Revelli Giorgetta. Monumenti letterari su Boris e Gleb. Literaturnye pamiatniki o Borise i Glebe, Genova, La Quercia Edizioni, 1993. XI+706 p.

25. Romoli Fr. Zhitie Antoniia Rimlianina i srednevekovaia vostochnoslavianskaia agiograficheskaia traditsiia. Antoniĭ Rimlianin i ego vremia. K 900-letiiu osnovaniia sobora Rozhdestva Bogoroditsy Antonieva monastyria (1117–1119): Materialy nauchnoĭ konferentsii, Velikiĭ Novgorod, 29–31 oktiabria 2019 g., Velikiĭ Novgorod, 2020, pp. 13–26. (In Russ.)

26. Romoli Fr. Zhitie Antoniia Rimlianina: ot mestnogo k obshchemu. Desiatye Rimskie Kirillo-Mefodievskie chteniia: Materialy konferentsii. Rim–Piza, 2–9 fevralia 2020 g., Moscow, Indrik Publ., 2020, pp. 145–147. (In Russ.)

27. Ryzhova E. A. Arkhitektonika russkoi agiografii: kompozitsionnyĭ epizod «vybor mesta osnovaniia monastyria ili khrama» (Motiv «plavanie sviatogo» v kontekste ustnoĭ traditsii). Trudy Otdela drevnerusskoĭ literatury, 2009, vol. 60, pp. 51–84. (In Russ.)

28. Ryzhova E. A. Kosinskiĭ spisok Zhitiia Antoniia Rimlianina v Novgorodskom trefologione XVII veka. Antonii Rimlianin i ego vremia. K 900-letiiu osnovaniia sobora Rozhdestva Bogoroditsy Antonieva monastyria (1117–1119): Materialy nauchnoĭ konferentsii, Velikiĭ Novgorod, 29–31 oktiabria 2019 g., Velikiĭ Novgorod, 2020, pp. 135–144. (In Russ.)

29. Ryzhova E. A. Motiv «plavanie sviatogo na kamne» v Zhitii Antoniia Rimlianina i fol'klore. Russkaia agiografiia: Issledovaniia. Materialy. Publikatsii, eds. T. R. Rudi, S. A. Semiachko, St. Petersburg, Pushkinskiĭ Dom Publ., 2011, vol. 2, pp. 3–36. (In Russ.)

30. Schwartz E. Kyrillos von Skythopolis. Leipzig, J. C. Hinrichs Verlag, 1939 (=Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur 4. Reiche 4. Band 2. Heft = 49. Band 2. Heft), 415 S.

31. Sekretar' L. A. Zhitie Antoniia Rimlianina. Velikiĭ Novgorod. Istoriia i kul'tura IX–XVII vekov: Entsiklopedicheskiĭ slovar', ed. V. L. Ianin, St. Petersburg, Nestor-Istoriia Publ., 2007, pp. 172– 173. (In Russ.)

32. Semiachko S. A. Zhitie Dionisiia Glushitskogo. Sviatye podvizhniki i obiteli Russkogo Severa: Ust'-Shekhonskiĭ Troitskiĭ, Spaso-Kamennyĭ, Dionis'ev Glushitskiĭ i Aleksandrov Kushtskiĭ monastyri i ikh obitateli, eds. G. M. Prokhorov i S. A. Semiachko, St. Petersburg, Oleg Abyshko Publ., 2005, pp. 77–217. (In Russ.)

33. Simonova A. A. Zhitie Antoniia Rimlianina i dukhovnaia Antoniia Rimlianina: k voprosu o evropeiskikh skhozhdeniiakh v siuzhetike agiografii Novgoroda. Antoniĭ Rimlianin i ego vremia. K 900-letiiu osnovaniia sobora Rozhdestva Bogoroditsy Antonieva monastyria (1117–1119): Materialy nauchnoĭ konferentsii, Velikiĭ Novgorod, 29–31 oktiabria 2019 g., Velikiĭ Novgorod, 2020, pp. 27–34. (In Russ.)

34. Soboleva A. E. Novonaidennye rannie zhitiinye teksty ob Aleksandre Svirskom. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iazyk i literatura, 2020, no. 2(17), pp. 290–308. (In Russ.)

35. Sviatye russkie rimliane: Antoniĭ Rimlianin i Merkuriĭ Smolenski, podgotovka textov i issledovanje Ramazanovoj N. V., St. Petersburg, Dmitriĭ Bulanin Publ., 2005, 392 p. (In Russ.)

36. Tereshkina D. B. Spiski Zhitiia Antoniia Rimlianina v sobranii Novgorodskogo muzeia. Antoniĭ Rimlianin i ego vremia. K 900-letiiu osnovaniia sobora Rozhdestva Bogoroditsy Antonieva monastyria (1117–1119): Materialy nauchnoĭ konferentsii, Velikiĭ Novgorod, 29–31 oktiabria 2019 g., Velikiĭ Novgorod, 2020, pp. 59–67. (In Russ.)

37. Tikhomirov M. N. O chastnykh aktakh v drevnei Rusi. Istoricheskie zapiski, 1945, vol. 17, pp. 225– 244. (In Russ.)

38. Valk S. N. Nachal'naia istoriia drevnerusskogo chastnogo akta. Vspomogatel'nye istoricheskie distsipliny: Sbornik stateĭ, red. A. S. Orlov, Moscow, Leningrad, USSR Academy of Sciences Publ., 1937, pp. 285–318. (In Russ.)

39. Volkova T. F. Ivan Stepanovich Miandin – redaktor drevnerusskikh povesteĭ: Nekotorye itogi izucheniia literaturnogo naslediia pechorskogo knizhnika. Trudy Otdela drevnerusskoĭ literatury, 2006, vol. 57, pp. 839–890. (In Russ.)

40. Zakharova E. D. K voprosu o redaktsiiakh Zhitiia Antoniia Rimlianina. Drevnerusskaia literatura. Istochnikovedenie: Sbornik nauchnykh trudov, ed. D. S. Likhachev, Leningrad, Nauka Publ., Leningrad Dept., 1984, pp. 137–148. (In Russ.)

41. Zhitie Antoniia Rimlianina, podgotovka texta, perevod i kommentarij Belobrovoj O. A., Biblioteka literatury drevneĭ Rusi, vol. 13: XVI vek, eds. D. S. Likhachev, L. A. Dmitriev, A. A. Alekseev, N. V. Ponyrko, St. Petersburg, Nauka Publ., 2005, pp. 8–35, 755–756. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up