Еще раз к вопросу о редакциях Жития Антония Римлянина

 
Код статьиS0869544X0015973-3-1
DOI10.31857/S0869544X0015973-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Специалист по учебно-методической работе
Аффилиация: Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова
Адрес: Санкт-Петербург, Россия
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 4
Страницы79-101
Аннотация

Житие Антония Римлянина, авторство которого приписывается рукописной традицией игумену новгородского Антониева монастыря Андрею, ученику и духовному отцу Антония, известно в двух редакциях. В настоящей статье вводятся в научный оборот литературные источники редакции Б, благодаря которым подтверждается гипотеза Е.Д. Захаровой о том, что редакция Б вторична по отношению к редакции А, и появляется возможность датировать редакцию Б XVI в. Время создания более ранней редакции А остается неизвестным.

Ключевые словавосточнославянская агиография, древнерусская агиография, критика текста, текстология, Житие Антония Римлянина, Кирилл Скифопольский, Житие Евфимия Великого, Житие Зосимы и Савватия Соловецких
Получено20.07.2021
Дата публикации06.08.2021
Кол-во символов44709
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Житие Антония Римлянина (†3 августа 1147 г.), создателя новгородского Антониева монастыря в честь Рождества Богородицы, принадлежит к числу малоизученных восточнославянских агиографических памятников. Повествование в Житии ведется от лица второго игумена монастыря Андрея (1147–1157 гг.), ученика и духовного отца Антония, который упомянут в заглавии памятника в качестве автора: «Житие и подвизи преподобнаго и богоноснаго отца нашего Антония Римлянина, игумена бывшаго в Великомъ Новград и создавшаго монастырь и храмъ во имя честнаго и славнаго Ея Рожества Пречистыя Владычицы нашея и Приснодевы Марии. Списано тоя же обители ученикомъ его священноинокомъ Андреемъ, иже бысть отецъ его духовныи и по немъ тоя же обители игуменомъ» [10. C. 8]. Однако большинство исследователей относят сохранившийся текст не к XII в., а к XVI в., не исключая, что в его основе может лежать более раннее жизнеописание, действительно написанное учеником Антония Андреем [15. C. 170–171; 36. C. 246; 19. C. 675; 29. C. 173]. Существуют также обоснования датировки Жития более ранним временем: М.Н. Тихомиров отождествляет игумена Андрея с тезоименным игуменом, который упоминается в летописи под 1499 г., и датирует Житие концом XV в. или началом XVI в. [34. C. 235–238, 241]; Н.А. Макаров отмечает близость ярко выраженной антилатинской направленности Жития к некоторым сочинениям конца XV – начала XVI в., в частности к Повести о новгородском Белом Клобуке, а также их сюжетную близость и на этом основании датирует Житие 90-и годами XV в. [16. C. 203].
2 Житие Антония Римлянина не вошло в Великие Минеи Четьи митрополита Макария; иногда этот факт рассматривается как свидетельство того, что в период составления корпуса Житие еще не существовало [6. C. 591; 11. C. 147; 3. C. 97; 23. C. 21].
3 В большинстве списков Житие имеет пространное предисловие (нач. «Понеже всякъ без мысли начиная вещь, якоже во тм шествуетъ...») и сопровождается Похвальным словом и Сказанием о чудесах и обретении мощей («О преложении честнаго и многочюдеснаго тла преподобнаго и богоноснаго отца нашего Антония чюдотворца Римлянина, иже в Великом Новграде», нач. «По преставлении же преподобнаго отца нашего Антония чюдотворца лтомъ минувшимъ 451-му лту...»). Последний памятник подписан именем Нифонта, монаха Антониева монастыря, который был одним из инициаторов открытия мощей Антония, состоявшегося 1 июля 1597 г. Кроме имени автора Сказание содержит точную дату написания – 22 марта 1598 г. Некоторые исследователи приписывают Нифонту также составление или редактирование Жития [15. C. 171; 13. C. 306–311; 6. C. 590–592; 4. C. 295–300; 10. C. 755], но эта атрибуция не общепризнанна [34. C. 235; 11. C. 147–148; 37. C. 141]. Вероятным автором Жития и Похвального слова называли также книжника макарьевского круга игумена новгородского Хутынского монастыря Маркелла, который в 1558 г. оставил игуменство и прожил шесть месяцев в Антониевом монастыре [16. C. 203–204. Прим. 2; 29. C. 173].

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 684

Оценка читателей: голосов 0

1. Афиногенов Д. Е. Славянский перевод Жития преп. Евфимия Великого: наблюдения о языке и авторе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2015. № 3(33). С. 38–42.

2. Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1882. XII с., 616 стлб., [2], VIII с.

3. Белоброва О. А. К изучению Жития Антония Римлянина // Монастырская культура: Восток и Запад / Составитель Е. Г. Водолазкин. СПб.: [б. и.], 1999. С. 93–101 (Приложение к альманаху «Канун»).

4. Валк С.Н. Начальная история древнерусского частного акта // Вспомогательные исторические дисциплины: Сборник статей / ред. издания акад. А. С. Орлов. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1937. С. 285–318.

5. Волкова Т. Ф. Иван Степанович Мяндин – редактор древнерусских повестей: Некоторые итоги изучения литературного наследия печорского книжника // Труды Отдела древнерусской литературы. 2006. Т. 57. С. 839–890.

6. Голубинский Е. История русской церкви. Т. I: Период первый, киевский или домонгольский. Вторая половина тома. 2-е изд., испр. и доп. М.: Университетская типография, 1904. [6], 926, XVIII с.

7. Дидковская В. Г. Лингвотекстологический анализ списков жития Антония Римлянина // Антоний Римлянин и его время. К 900-летию основания собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117–1119): Материалы научной конференции, Великий Новгород, 29–31 октября 2019 г. Великий Новгород: [б. и.], 2020. С. 35–43.

8. Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII– XVII вв. Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1973. 303 с.

9. Духанина А. В. Изучение языка и поэтики Епифаниевской редакции Жития Сергия Радонежского в свете текстологии // Труды Отдела древнерусской литературы. 2017. Т. 65. С. 265–281.

10. Житие Антония Римлянина (Подготовка текста, перевод и комментарии О. А. Белобровой) // Библиотека литературы древней Руси. Т. 13: XVI век / под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 2005. С. 8–35, 755–756.

11. Захарова Е. Д. К вопросу о редакциях Жития Антония Римлянина // Древнерусская лите ратура. Источниковедение: Сборник научных трудов / отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1984. С. 137–148.

12. Карбасова Т. Б. Кирилл Новоезерский. История почитания: Исследование и тексты. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2011. 560 с.

13. Ключевский В. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: К. Солдатенков, 1871. [4], IV, 466, IV, IV с.

14. Кузнецова В. С. О мотиве плавания на камне в фольклорной традиции и в рукописной книжности // Традиционная культура. 2015. № 3(59). С. 77–89.

15. Макарий [Булгаков]. История русской церкви. [1-е изд.]. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1857. Т. 3. [4], 340, IV с.

16. Макаров Н. А. Камень Антония Римлянина // Новгородский исторический сборник. Л., 1984. Вып. 2(12). С. 203–210.

17. Минеева С. В. Рукописная традиция Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких (XVI– XVIII вв.). М.: Языки славянской культуры, 2001. Т. 1. 796 с.

18. Мурьянов М. О новгородской культуре XII века // Sacris Erudiri. 1969–1970. Bd. XIX. S. 415–436.

19. Назаренко А. В. Антоний Римлянин // Православная энциклопедия / под ред. патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 2. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. С. 675–676.

20. Пигин А. В. Пространная редакция Жития Александра Ошевенского // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации / редкол. Т. Р. Руди, С. А. Семячко (отв. ред.). СПб.: Пушкинский Дом, 2017. Т. 3. С. 206–309.

21. Пикалева Н. А. Лингвотекстологический анализ «Жития Антония Римлянина» в аспекте лексической вариантности (на материале новгородских списков): дисс. … канд. филол. наук / Новг. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2008. 238 с.

22. Рамазанова Н. В. Две службы преподобному Антонию Римлянину в стихирарях «Дьячье око» XVI–XVII вв. // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 8: Средневековая литургическая традиция и музыкальная культура Новгорода Великого: Сборник статей по материалам научно-творческого симпозиума «Бражниковские чтения» 2019 г. / сост. и науч. ред. М. С. Егорова, А. Н. Кручинина. СПб.; Саратов: Амирит, 2020. С. 111–128.

23. Ромоли Фр. Житие Антония Римлянина и средневековая восточнославянская агиографическая традиция // Антоний Римлянин и его время. К 900-летию основания собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117–1119): Материалы научной конференции, Великий Новгород, 29–31 октября 2019 г. Великий Новгород: [б. и.], 2020. С. 13–26.

24. Ромоли Фр. Житие Антония Римлянина: от местного к общему // Десятые Римские Кирилло-Мефодиевские чтения: Материалы конференции. Рим–Пиза, 2–9 февраля 2020 г. М.: Индрик, 2020. С. 145–147.

25. Рыжова Е. А. Косинский список Жития Антония Римлянина в Новгородском трефологионе XVII века // Антоний Римлянин и его время. К 900-летию основания собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117–1119): Материалы научной кон- ференции, Великий Новгород, 29–31 октября 2019 г. Великий Новгород: [б. и.], 2020. С. 135–144.

26. Рыжова Е. А. Архитектоника русской агиографии: композиционный эпизод «выбор места основания монастыря или храма» (Мотив «плавание святого» в контексте устной традиции) // Труды Отдела древнерусской литературы. 2009. Т. 60. С. 51–84.

27. Рыжова Е. А. Мотив «плавание святого на камне» в Житии Антония Римлянина и фольклоре // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации / отв. ред. Т. Р. Руди, С. А. Семячко. СПб.: Пушкинский Дом, 2011. Т. 2. С. 3–36.

28. Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский / подготовка текстов и исследование Н. В. Рамазановой. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. 392 с.

29. Секретарь Л. А. Житие Антония Римлянина // Великий Новгород. История и культура IX–XVII веков: Энциклопедический словарь / отв. ред. В. Л. Янин. СПб.: Нестор. История, 2007. С. 172–173.

30. Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого // Святые подвижники и обители Русского Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели / изд. подг. Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. С. 77–217.

31. Симонова А. А. Житие Антония Римлянина и духовная Антония Римлянина: к вопросу о европейских схождениях в сюжетике агиографии Новгорода // Антоний Римлянин и его время. К 900-летию основания собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117– 1119): Материалы научной конференции, Великий Новгород, 29–31 октября 2019 г. Великий Новгород: [б. и.], 2020. С. 27–34.

32. Соболева А. Е. Новонайденные ранние житийные тексты об Александре Свирском // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2020. № 2(17). С. 290–308.

33. Терешкина Д. Б. Списки Жития Антония Римлянина в собрании Новгородского музея // Антоний Римлянин и его время. К 900-летию основания собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117–1119): Материалы научной конференции, Великий Новгород, 29–31 октября 2019 г. Великий Новгород: [б. и.], 2020. С. 59–67.

34. Тихомиров М. Н. О частных актах в древней Руси // Исторические записки. 1945. Т. 17. С. 225–244.

35. Федотова М. А. Житие Антония Римлянина в контексте Четьих Миней Димитрия Ростовского // Антоний Римлянин и его время. К 900-летию основания собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117–1119): Материалы научной конференции, Великий Новгород, 29–31 октября 2019 г. Великий Новгород: [б. и.], 2020. С. 44–58.

36. Фет Е. А. Житие Антония Римлянина // Словарь книжников и книжности Древней Руси / отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1988. Вып. 2: (Вторая половина XIV– XVI в.). Ч. 1: А–К. С. 245–247.

37. Фет Е. А. Нифонт // Словарь книжников и книжности Древней Руси / отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1989. Вып. 2: (Вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 2: Л–Я. С. 141.

38. Филипповский Г. Ю. Житие Леонтия Ростовского // Словарь книжников и книжности Древней Руси / отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. Вып. 1: (XI – первая половина XIV в.). С. 159–161.

39. Яковенко А. Ю. Восточнохристианские агиографические параллели в житии Антония Римлянина: к определению круга источников // Антоний Римлянин и его время. К 900-летию основания собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117– 1119): Материалы научной конференции, Великий Новгород, 29–31 октября 2019 г. Великий Новгород: [б. и.], 2020. С. 195–200.

40. Revelli Giorgetta. Monumenti letterari su Boris e Gleb / Литературные памятники о Борисе и Глебе. Genova: La Quercia Edizioni, 1993. [1], XI, 706 с.

41. Schwartz E. Kyrillos von Skythopolis. Leipzig: J. C. Hinrichs Verlag, 1939 (=Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur 4. Reiche 4. Band 2. Heft = 49. Band 2. Heft). 415 S.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх