Судьба польско-литовских пленных по Андрусовскому перемирию 1667 г. и миграции населения между Россией и Речью Посполитой

 
Код статьиS0869544X0015962-1-1
DOI10.31857/S0869544X0015962-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: независимый исследователь
Аффилиация: РГАДА
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 4
Страницы29-39
Аннотация

В статье исследуются меры русского правительства по поиску и репатриации жителей Речи Посполитой, попавших в плен в ходе Тринадцатилетней войны 1654–1667 гг. В качестве примера изучен казус пленного литовского шляхтича О. Клечковского, отпущенного на родину из холопства, а затем сумевшего вернуться на царскую службу.

Ключевые словаРусско-польская война 1654–1667 гг., Андрусовское перемирие, обмен пленных, репатриация, шляхта, А.Л. Ордин-Нащокин
Получено06.08.2021
Дата публикации06.08.2021
Кол-во символов28186
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Рассматриваемый в этой статье вопрос находится на стыке двух проблем истории XVII в.: размена пленных и их судьбы после окончания военных действий, наиболее изученной на примере русско-шведских отношений [7. С. 146–170] (там же историография вопроса), иобмена населением между Россией и Речью Посполитой в раннее Новое время, который, как показывает его изучение применительно к истории XVIII ст., приобрел к этому времени массовый характер [9]. Для более раннего периода изучены вопросы пополнения русских служилых слоев выходцами из-за рубежа [6] и политической эмиграции представителей русской элиты [3]. Единственная работа, посвященная массовым миграционным потокам в серединеXVII в., затрагивает переселение жителей белорусских земель в Россию; ей мы и обязаны основными известными на текущий момент данными [1. С. 208–253]. В настоящей работе приводятся материалы, в основном юридического свойства, показывающие качественный аспект репатриации польско-литовских пленных по итогам русско-польской войны 1654–1667 г. как важного момента в истории движения населения между Россией и Речью Посполитой. Специфика привлеченных источников не позволяет оценить количественную сторону процесса, но можно проиллюстрировать изучаемый процесс разбором конкретного казуса, показывающего, как война и мирное урегулирование сказались на жизни отдельного человека, вынужденного выживать и устраивать свою жизнь, передвигаясь между Речью Посполитой и Россией в условиях политических, социальных и религиозных противостояний того времени.
2 Источники о об отпущенных пленных рассеяны в архивных фондах Разрядного, Сибирского и Посольского приказов; при этом документы касаются, как правило, отдельных случаев переселений. В данной работе использована переписка Посольского приказа с воеводами порубежных городов, граничивших с Литвой (так называемые порубежные столбцы), за 1667 и 1668 г. Переписка эта сохранилась достаточно полно и в силу функционального назначения отражает основные моменты, связанные с пропуском людей через границу1. 1. Российский государственный архив древних актов. Ф. 79 (Сношения России с Польшей). Оп. 1. 1667 г. № 1; 1668 г. № 1.
3 Государевы походы 1654–1655 гг. и военные кампании этих лет против Речи Посполитой были сопряжены с массовым насильственным перемещением населения. Русские служилые люди брали в плен как участников военных действий, так и мирное население противника. «Литовским полоном» заселяли опустевшие от морового поветрия города и села [1. С. 210–212]2. Немец-очевидец рассказал, как в сентябре 1655 г. под Вильной у него на глазах русские войска «гнали перед собой как стада скота неисчислимое множество пленных женщин, девушек и детей»3. 2. Абецедарский основное внимание сосредоточил на добровольном переселении белорусов на коренные территории Московского государства, однако привел и некоторые данные о насильственном перемещении людей с территории Белой Руси.

3. Geheimes Staatsarchiv Preussischer Kulturbesitz (Berlin-Dahlem). I. HA. Geheimer Rat. Rep. 11. Auswärtige Beziehungen, Akten № 6537. Fol. 178.
4 Андрусовское перемирие, заключенное 30 января 1667 г., открыло возможность для многих полоняников вернуться на родину. Вызывают удивления слова Л.С. Абецедарского, что, «согласно условиям Андрусовского договора о перемирии, всем «полоняникам» в 1667 г. был разрешен свободный выезд на родину» [1.С. 212]. В действительности в тексте перемирия дифференцировались категории населения, имевшие право вернуться «в королевскую сторону». Этот вопрос регулировался 10 и 11 статьями «посольского договора»4. Согласно первой из этих статей, в России должны были остаться «пашенные и рабочие около делания земли люди обоего полу», т.е. крестьяне и сельскохозяйственные рабочие, а также «мещане всякие, которые не могут почитатися между служивыми людьми». Напротив, свободному переезду на родину с семьями и имуществом, согласно следующей статье, подлежали люди духовного и служилого звания: «шляхта и войсковые люди, старшие и молодшие, и челядь лезная5, всякого чина и полу и богомолия люди, также козаки украинские, татарове, под королевским величеством живущие, земяне и все служилые, хотя и в молодых летех будучие», а также евреи, не крестившиеся «в русскую веру». Если указанные лица приняли православие, находились ко времени договора на царской службе, в холопстве у тех или иных собственников или женились на русских женщинах, они получали свободу и право на репатриацию. Полонянки «служилого чина», вышедшие замуж за русских людей, и перешедшие в православие евреи должны были оставаться в России. Польская сторона давала свободу вернуться в Россию всем пленным, даже если они приняли католичество, но при желании они могли и остаться «в стороне королевского величества». Таким образом, нужно подчеркнуть, что, за исключением евреев, вопрос вероисповедания был сознательно вынесен авторами соглашения за скобки его условий; другим важным принципом в определении судьбы пленников была нерушимость их семей, выражавшаяся в том, что жены должны были оставаться при своих мужьях. 4. ПолноесобраниезаконовРоссийскойимперии. Собрание 1-е. СПб., 1830. Т. 1. С. 661–663. Значение этих условий в контексте переговоров в Андрусове и появление этой темы на дальнейших переговорах см.: [8. С. 188–189, 275, 280].

5. В ПСЗ ошибочно «разная».

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 755

Оценка читателей: голосов 0

1. Абецедарский Л.С. Белоруссия и Россия: Очерки русско-белорусских связей второй половины XVI–XVII в. Минск: «Высшая школа», 1978. 256 с.

2. Богоявленский С.К. Московский приказной аппарат и делопроизводство XVI–XVII веков / отв. ред. С.О. Шмидт; сост. А.В. Топычканов. М.: Языки славянской культуры, 2006. 608 с.

3. Ерусалимский К.Ю. На службе короля и Речи Посполитой. М., СПб.: Нестор-История, 2018. 1012 с.

4. Кошелева О.Е. Побег Воина // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории / под. ред. Ю.Л. Бессмертного и М.А. Бойцова. М.: РГГУ, 1997. Вып. 1. С. 55–86.

5. Лисейцев Д.В., Рогожин Н.М., Эскин Ю.М. Приказы Московского государства XVI–XVII вв.: Словарь-справочник. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 303 с.

6. Опарина Т.А. Иноземцы в России XVI–XVII вв.: Очерки исторической биографии и генеалогии. М.: Прогресс Традиция, 2007. 384 с.

7. Селин А.А. Русско-шведская граница (1617–1700 гг.). Формирование, функционирование, наследие. Исторические очерки. СПб., Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 2016. 864 с.

8. Флоря Б.Н. Внешнеполитическая программа А.Л. Ордина-Нащокина и попытки ее осуществления. М.: «Индрик», 2013. 448 с.

9. Akel’ev E.,Gornostaev A. «Millions of the Living Dead»: Fugitives, Polish Border, and Russian Society in the Eighteenth Century (forthcoming).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх