Regions of Europe in the historiosophic treatise of Vladimir I. Lamansky «Three worlds of the Asian-European continent»

 
PIIS0869544X0004717-1-1
DOI10.31857/S0869544X0004717-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Center for interdisciplinary research of Slavic literature
Affiliation: Institute of Slavic Studies RAS
Address: Moscow, Leninsky Prospct, 32A, Moscow, Russia, 119991
Journal nameSlavianovedenie
EditionIssue 3
Pages4-12
Abstract

The book by Vladimir I. Lamansky appeared in 1892, and could be called the last historiosophical work of the Slavophile direction in Russian Slavic studies. The most important task of this work was the continuation of the development of the basic theoretical and methodological concepts of Slavophilism under the new conditions and reasoned proof of their inviolability. One of the main goals of the work was the definition of the boundaries of the Greco-Slavic world with the Romano-Germanic world- Lamansky as the partisan of the division of the Romano-Germanic (Catholic and Protestant) world from the Middle (Orthodox) one, strove not only to see the division lines, but also their common grounds. The need of giving theoretical foundations from the separation of the Middle World from the Asiatic surrounding made Lamansky to pose such a new task for the Slavophile direction

KeywordsLamansky, Slavic studies, Slavophilism, Romano-Germanic world, Greco-Slavic world, Middle World, Europe.
Received23.05.2019
Publication date27.05.2019
Number of characters25784
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В.И. Ламанский, «патриарх русского славяноведения», на протяжении 33 лет возглавляя кафедру славянской филологии С.-Петербургского университета, создал целую школу, представители которой заняли ведущее положение в русском славяноведении и не только. Среди ученых, причислявших себя к ученикам Ламанского1, трое стали академиками, причем двое одновременно со своим учителем, который был избран в 1900 г. Так, специалист по истории древнерусской литературы и фольклору И.Н. Жданов избран в 1899 г., византинист Ф.И. Успенский в 1900 г., а историк церкви И.С. Пальмов в 1916 г. 1. См., например, список инициативной группы ученых, участвовавших в подготовке издания к 25-летию «ученой и преподавательской» деятельности В.И. Ламанского [1. С. 4].
2 Первым славистом, подготовленным Ламанским, был Ф.Ф. Зигель, именно ему остальные ученики доверили поднести сборник, подготовленный к 25-летию научной и преподавательской деятельности учителя [2]. В письме Ламанскому от 21 мая 1883 г. Зигель выделял то основное, что почерпнули они у учителя: «…мы обязаны Вам надлежащим пониманием отношений Романо-германской цивилизации к Славянству» [3. Л. 7]. «Действительно, – подчеркивал Зигель, – только у Вас одних можно найти ясную постановку вопроса о признаках обеих цивилизаций. Все Ваши предшественники, включая сюда и Хомякова, довольствовались каким-то мистическим отношением к Славянству, а о православии употребляли туманные выражения вроде “высота просветительских начал православия”, и не думая заняться анализом этой высоты» [3. Л. 7–7об.]. Зигель отметил два важнейших теоретических положения славянофильства – противопоставление германской и славянской «цивилизаций», основанное на принадлежности народов, относящихся к ним, к разным христианским конфессиям.
3 Продолжая развивать основные постулаты славянофильства, Ламанский воплотил свои размышления о прошлом, настоящем и будущем не только славянских народов, но и мировой цивилизации в целом в книге «Три мира Азийско-Европейского материка». Эта работа, опубликованная в 1892 г., представляет собой последний историософский трактат славянофильства. В нем Ламанский, выстраивая свою систему доказательств, постоянно возвращался к ее положениям, снабжая их дополнительными аргументами, поэтому считаем необходимым обращаться к цитированию текстов ученого, дабы полнее представить его взгляды.
4 «Вглядываясь ближе во внешний вид, состав населения и историко-культурный характер Азийско-Европейского материка, – писал ученый, – мы приметим в нем три крупные части, три великие отдела или мира, каждый со своими, исключительно ему свойственными, географическими, этнологическими и историко-культурными особенностями» [4. С. 2]
5 Для Ламанского аксиома – взгляд на историю человечества как историю самостоятельно развивающихся миров и, прежде всего, романо-германского (католического и протестантского) и греко-славянского (православного). В своем труде ученый стремился применить это положение ко всем народам Евразийского континента, попытался выявить и объяснить специфику каждого из обозначенных им трех «миров»: «Европы», «Среднего мира» и «Азии»2]. Собственно греко-славянский мир ученый определял как «Средний мир, т.е. не настоящая Европа и не настоящая Азия» [4. С. 3]. Одну из основных задач своего исследования Ламанский видел в определении границ Среднего мира. Ибо, как писал ученый: «Вступая в пределы этого Среднего мира из Азии, мы должны сказать, что тут Азия кончается, но Европа еще не начинается; точно также вступая в него из Европы, мы вправе сказать: здесь кончается Европа и еще не начинается Азия» [4. С. 3]. «По мере удаления нашего, – продолжал Ламанский, – от центров чисто европейских или чисто азиатской жизни и образованности мы приближаемся к тем странам Европы и Азии, которые, включая в себе много элементов чисто европейских и чисто азиатских, имеют, однако, в общем свой особый тип, носят на себе особый характер. Этот тип или характер довольно резко отличает эти страны от собственной Европы и от собственной Азии» [4. С. 3]. 2. В данном сообщении мы не будем рассматривать аргументацию Ламанского о границах Среднего мира и мира Азии. См. подробно [5. С. 95–96.

Number of purchasers: 2, views: 436

Readers community rating: votes 0

1. Robinson M.A. «Patriarh russkogo slavyanovedeniya» V.I. Lamanskij: otnoshenie k nemu i ego shkole kak otrazhenie sostoyaniya slavistiki v Rossii i Sovetskom Soyuze // Lo sviluppo della slavistica negli imperi europei. Razvitie slavyanovedeniya v evropejskih imperiyah. Materialy Mezhdunarodnoj konferencii Komissii po Istorii Slavistiki pri MKS (Verona 16–17 ottobre 2007). Milano, 2008.

2. Sbornik statej po slavyanovedeniyu, sostavlennyj i izdannyj uchenikami V.I. Lamanskogo po sluchayu 25-letiya ego uchenoj i professorskoj deyatel'nosti. SPb., 1883.

3. Sankt Peterburgskij filial Arhiva Rossijskoj akademii nauk. F. 35. Op. 1. D. 629.

4. Lamanskij V.I. Tri mira Azijsko-Evropejskogo materika. SPb., 1892.

5. Robinson M.A. Metodologicheskie voprosy v trudah russkih slavyanovedov konca XIX – nachala XX vekov. (V.I. Lamanskij, P.A. Kulakovskij, K.YA. Grot) // Istoriografiya i istochnikovedenie stran Central'noj i YUgo-Vostochnoj Evropy. M., 1986.

6. Lapteva L.P. Istoriya slavyanovedeniya v Rossii v XIX veke. M., 2005.

7. Perepiska dvuh slavyanofilov I.S. Aksakova i V.I. Lamanskogo (soobshchila O.V. Pokrovskaya-Lamanskaya) // Russkaya mysl'. 1916. Kn. 12.

8. Florinskij T.D. Slavyanovedenie. Kiev, 1911.

9. Grot K.YA. Karpato-dunajskie zemli v sud'bah slavyanstva i russkih istoricheskih izucheniyah // Novyj sbornik statej po slavyanovedeniyu / Sost. i izd. uchenikami V.I. Lamanskogo. SPb., 1905.

10. Grot K.YA. A.N. YAsinskij. Padenie zemskogo stroya v CHeshskom gosudarstve (X–XIII vv.). Kiev, 1899.

Система Orphus

Loading...
Up