To the origin of Gostomysl of Novgorod

 
PIIS0869544X0004201-4-1
DOI10.31857/S0869544X0004201-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Seniour Researcher
Affiliation: Institute of Slavic Studies RAS
Address: Moscow, Leninsky Prospect, 32A, Moscow, Russia, 119991
Journal nameSlavianovedenie
EditionIssue 2
Pages78-83
Abstract

Gostomysl, «the Elder», according to the author’s hypothesis, appeared in the Novgorod tradition due to the information exchange about the events in the Baltics with the traditional partners of the Novgorodians – the Germans. The first Novgorod chronicle mentions Dedrich (Teodorich) of Bern, mentioned in the Annales of Quedlinburg, where the death of Obodrites’ ruler Gostomysl is also described.

KeywordsGostomysl, Novgorod, chronicles, sagas, epic
Received28.02.2019
Publication date26.03.2019
Number of characters13284
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Гостомысл остается самой загадочной фигурой начальной новгородской и русской истории. Он неизвестен начальному летописанию, донесенному Повестью временных лет, вставлен в начало списка посадников Новгородской первой летописи (НПЛ) [1. С. 164] в соответствии с исследованной В.Л. Яниным традицией о словенском «старейшине Гостомысле», сложившейся в летописании XV в. ([2. С. 65–68] (ср. гипотезу об упоминании Гостомысла в более ранних, реконструируемых сводах [3. С. 48]).
2

Краткость известий о Гостомысле с эпохи Средневековья (от «Сказания о князьях Владимирских» до «Иоакимовской летописи» в изложении Татищева1) провоцирует на конструкцию пространных сюжетов с активным участием этого героя в призвании варяжских князей и т.п. Традиционно постулируются и фольклорные основы этой фигуры, хотя в летописях с Гостомыслом не связаны никакие фольклорные сюжеты и даже мотивы (ср. [5. С. 288–294; 6. С. 49–53]).

1. О фантастичности конструкции Татищева, в том числе измышленных им имен см. [4].
3 Единственным безусловно древним свидетельством «реальности» персонажа остается само имя Гостомысл. В новгородской традиции известно имя Гостята, но точным соответствием летописному Гостомыслу является праславянское *gostomyslъ [7. С. 67]: Фульдские анналы под 844 г. сообщают о победе Людовика Немецкого над ободритами и гибели их короля (rex) Gostomuizli, сходное известие содержат иные латинские хроники (в Ксантенских анналах он назван одним из королей винидов/вендов, см. [8. II. S. 139-140; 9. S. 253]), Кведлинбургские, Альтайхские и Хильдесхаймские анналы приписывают расправу с Гостомыслом Лотарю [10. С. 37, 96, 229]. Многочисленные попытки отождествить этого ободритского «короля» Гостомысла со «старейшиной» русского летописания, продлив его жизнь до эпохи призвания варягов, безосновательны.
4 Очевидны, вместе с тем, особая значимость этого имени в латинской анналистике и свидетельства постоянных контактов Новгорода с Балтийским регионом, в том числе с миром балтийских славян. На языковом уровне эти контакты, воздействовавшие на сложение новгородского диалекта (койне) проанализированы А.А. Зализняком [11], не менее значимы археологические данные, в том числе по погребальному обряду, характеризующему новгородскую элиту XI – начала XII в. (так называемые камерные гробницы (ср. [12; 5. С. 294]).
5 Значимым для понимания административного устройства Новгорода представляется обычай славян-ободритов, который описал в Хронике начала XI в. немецкий епископ Титмар Мерзебургский. Он сетовал на то, что христианизированные славяне редко посещают церковь. «Почитая домашних богов и надеясь на их покровительство, они приносят им жертвы. Я слышал о некоем посохе, на конце которого была рука, держащая железный обруч; пастырь того села, где он находился, носил его с собой от дома к дому. При входе [в дом] носитель (посоха) приветствовал его такими словами: “Не спи, Хеннил, не спи!” – ведь так его звали на языке крестьян; – затем эти глупцы, роскошно там пообедав, наивно полагали, что теперь находятся под его защитой» [13. VII. 69]. Имя «защитника» остается загадочным: Л. Мошиньский предполагал, что Хеннил – ошибочно записанное немецкое (?) слово (см. обзор: [14. С. 153–154]). Вообще интерпретация данных латинских авторов чрезвычайно осложнена тем, что эти данные соотносимы не со славянской, а с привычной для христианского автора традицией: палка/посох (особенно епископский) постоянно упоминаются Титмаром в Хронике как атрибуты власти. Для сюжета с жезлом интересен эпизод со знамением, описанный Титмаром под 1015 г. [13. VII. 15 (11)]: во время пребывания императора Генриха II в Мерзебурге к нему явился «их западных земель» некий крестьянин великанского роста; «с собой он нес палку, которой погонял во время пахоты скот, когда через голубя получил с неба повеление». Содержание небесного послания остается неизвестным, но император пренебрег им – и потерпел неудачу в войне. Очевидно, что палка погонщика выполняла здесь функции «антенны» – мирового дерева, достигающего небес.

Number of purchasers: 2, views: 247

Readers community rating: votes 0

1. Novgorodskaya pervaya letopis' starshego i mladshego izvodov. M., 2000 // PSRL. T. 3 (reprint izdaniya pod red. A. N. Nasonova: M.;L., 1950).

2. YAnin V. L. Novgorodskie posadniki. M., 2003.

3. Gippius A.A. K rekonstrukcii drevnejshih ehtapov istorii russkogo letopisaniya // Drevnyaya Rus' i srednevekovaya Evropa: vozniknovenie gosudarstv. Materialy konferencii. M., 2012.

4. Mel'nikova E.A. Gostomysl // Drevnyaya Rus' v srednevekovom mire. EHnciklopediya / Pod red. E.A. Mel'nikovoj i V.YA. Petruhina. M., 2014. S. 200.

5. Petruhin V.YA. «Rus' i vsi yazyci»: aspekty istoricheskih vzaimosvyazej. M., 2011.

6. Lukin P.V. Novgorodskoe veche. M., 2014.

7. EHtimologicheskij slovar' slavyanskih yazykov / Pod red. O.N. Trubacheva. M., 1980. Vyp. 7.

8. Labuda G. Gostomysł // Słownik starożytności słowiańskih. Encyklopedyczny zarys kultury Słowian od czasów najdawniejszych do schyłku wieku HII / Pod red. W. Kowalenki, G. Labudy i T. Lehra-Spławińskiego. Warszawa; Wrocław; Kraków, 1964. T. 2. S. 139–140.

9. Łowmiański H. Początki Polski. Warszaswa, 1973. T. V.

10. Nemeckie annaly i hroniki X–XI stoletij / Per. I.V. D'yakonova i V.V. Rybakova. M., 2012.

11. Zaliznyak A.A. Novgorodskij dialekt M., 2004.

12. Platonova N.I. Kamernye pogrebeniya XI – nachala XII veka v Novgorodskoj zemle // Trudy VI Mezhdunarodnogo kongressa slavyanskoj arheologii. M., 1998. T. 4.

13. Titmar Merzeburgskij. Hronika / Izd. podgot. I.V. D'yakonov. M., 2005.14.

14. Slavyanskie drevnosti. EHtnolingvisticheskij slovar' / Pod red. N. I. Tolstogo. M., 1995–2012. T. 1–5.

15. Kolchin B.A. Novgorodskie drevnosti. Reznoe derevo // Svod arheologicheskih istochnikov E1-55. M., 1971.

16. Petruhin V.YA. Rus' hristianskaya i yazycheskaya. SPb., 2019.

17. Arcihovskij A.V. Drevnerusskie miniatyury kak istoricheskij istochnik. M., 1944.

18. Tyanina E.A. SHarovidnye derevyannye navershiya srednevekovogo Novgoroda // Istoricheskie issledovaniya. 2015. № 3.

19. Slovar' knizhnikov i knizhnosti drevnej Rusi. L.; SPb., 1987. Vyp. 1 / Pod red. D. S. Lihacheva.

20. Klejnenberg I.EH. «Dedrik Bernskij» v Novgorodskoj I letopisi // Letopisi i hroniki. Sb. statej. Posvyashchaetsya pamyati A.N. Nasonova / Otv. red. B.A. Rybakov. M., 1974.

21. Veselovskij A.N. Russkie i vil'tiny v sage o Tidreke Bernskom (Veronskom) // IORYAS. SPb., 1906. T. XI. Kn. 3.

22. Annales Quedlinburgenses // Monumenta Germaniae Historica. Hannover, 1839. T. III.

23. Mel'nikova E.A. «Saga o Hervyor i konunge Hejdreke» i problema ciklizacii germanskogo geroicheskogo ehposa v Skandinavii // Drevnejshie gosudarstva Vostochnoj Evropy. 2016. M., 2018.

24. Uspenskij F.B. Skandinavy. Varyagi. Rus'. Istoriko-filologicheskie ocherki. M., 2002.

25. Nazarenko A.V. Il'ya YAroslavich // Drevnyaya Rus' v srednevekovom mire. EHnciklopediya. M., 2014. S. 333.

26. Gel'mol'd. Slavyanskaya hronika / Per. s lat. i prim. L.V. Razumovskoj. M., 1963.

27. Gil'ferding A.F. Istoriya baltijskih slavyan / kommentarii V.V. Fomina i S.V. Cvetkova. M.; SPb., 2013.

28. Labuda G. Korbea Nowa // Słownik starożytności słowiańskih. Encyklopedyczny zarys kultury Słowian od czasów najdawniejszych do schyłku wieku HII / Pod red. W. Kowalenki, G. Labudy i T. Lehra-Spławińskiego. Warszawa; Wrocław; Kraków, 1964. T. 2. S. 476.

29. Azbelev S.N. Ustnaya istoriya v pamyatnikah Novgoroda i Novgorodskoj zemli. SPb., 2007.

30. ZHirmunskij V.M. Narodnyj geroicheskij ehpos. M.; L., 1962.

31. Litvina A.F., Uspenskij F.B. Vybor imeni u russkih knyazej v X–XVI vv. Dinasticheskaya istoriya skvoz' prizmu antroponimiki. M.. 2006.

32. Novgorodskaya chetvertaya letopis' // PSRD. M., 2000. T. IV. CH. I.

33. Vilkul T. L. «Starci» i «starejshiny» drevnerusskoj letopisi: svidetel'stva Povesti vremennyh let i slavyanskogo Vos'miknizhiya // Slavyanovedenie. 2014. № 2.

Система Orphus

Loading...
Up