Регулирование иностранных инвестиций в США: новые подходы и приоритеты

 
Код статьиS032120680005966-6-1
DOI10.31857/S032120680005966-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 8
Страницы38-53
Аннотация

В центре внимания статьи реформа регулирования иностранных инвестиций в США, изменившая подходы к оценке вложений, представляющих потенциальные риски национальной безопасности. Анализируются основные предпосылки реформы, а также новые элементы инвестиционного регулирования, которые содержатся в законе «О совершенствовании процесса рассмотрения рисков иностранных инвестиций», принятом в 2018 г. Проведённый анализ показывает взаимосвязь рисков национальной безопасности с ростом иностранных инвестиций в США и их меняющейся структурой. Так, наибольшее число сделок, рассматриваемых Комитетом по иностранным инвестициям (КИИ), приходится на производство компьютеров и электронных компонентов, в котором применяемые технологии составляют важнейшие элементы конкурентоспособности, технологического лидерства США и влияют на широкий спектр проблем в сфере национальной безопасности. В результате принятых законодательных мер произошли существенные изменения в полномочиях КИИ, административных процедурах и в сфере принятия решений. Однако попытка усилить защиту национальной безопасность и сохранить при этом открытость в инвестиционной политике пока не выглядит как сбалансированный подход. Особое внимание уделено политике Китая. Подход, координируемый правительством этой страны, скорее служит официальным стратегическим целям, нежели сугубо коммерческим интересам, таким как выход на рынок США, увеличение продаж, диверсификация инвестиций.

Ключевые словаиностранные инвестиции, национальная безопасность, закон 2018 г. «О совершенствовании процесса рассмотрения рисков иностранных инвестиций», расширение полномочий КИИ, административные процедуры
Получено02.08.2019
Дата публикации02.08.2019
Кол-во символов39572
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная реформа законодательной базы инвестиционной политики США, безусловно, представляет интерес для мирового сообщества. Традиционно являясь лидером в вывозе прямых иностранных инвестиций и крупнейшей в мире принимающей страной, США в целом придерживались баланса между защитой интересов национальной безопасности и сохранением открытой инвестиционной политики. Однако меняющаяся природа иностранных инвестиций и растущие риски национальной безопасности заставили во многом переосмыслить подходы к оценке этих вложений. В данной связи представляется важным выделить факторы, обусловившие эти сдвиги, а также рассмотреть нормы регулирования, предписанные недавно принятым законом «О совершенствовании процесса рассмотрения рисков иностранных инвестиций» (the Foreign Investment Risk Review Modernization Act of 2018 - FIRRMA).

2

ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

 

История американской системы федерального регулирования в сфере иностранных инвестиций берёт своё начало в 1975 г., когда «недоверие» к увеличивающемуся притоку вложений странами - членами ОПЕК заставило власти страны принять решение о создании Комитета по иностранным инвестициям США - КИИ (Committee on Foreign Investment in the United States, CFIUS) [1].

3 В 1988 г. с вступлением в силу поправки Эксона – Флорио (Exon-Florio) к закону «Об оборонном производстве» (the Defense Production Act of 1950) процесс контроля был усилен. Подобные меры на этот раз были вызваны ростом инвестиций Японии и, в частности, попыткой японской компании «Фьюитсю» (Fujitsu) приобрести американского производителя компьютерных чипов «Фейрчайлд семикондактор» (Fairchild Semiconductor). Рассмотрение сделок с участием иностранных инвесторов вновь претерпело изменения с принятием закона «Об иностранных инвестициях и национальной безопасности» (the Foreign Investment and National Security Act of 2007, FINSA). Поводом послужило якобы «механическое утверждение» КИИ сделки по приобретению оператора портов «Пи энд Кью» (Peninsular and Oriental Steam Navigation Company, P&Q) компанией «ДП уорлд» (DP World). Страной базирования данной компании были Объединённые Арабские Эмираты, находившиеся в тот период под подозрением в причастности к событиям 11 сентября 2001 г. Арабская компания добровольно отказалась от собственности в «Пи энд Кью» и продала купленные активы.
4 После финансового кризиса 2007-2008 гг. главная движущая сила инвестиционных потоков в США - международные слияния и поглощения - возобновила рост, и в течение 2011-2018 гг. прямые иностранные инвестиции выросли в 1,7 раза, с 2434,8 млрд долл. до 4025,5 млрд (historical-cost basis) [2]. Рост прямых иностранных инвестиций неизбежно привёл и к увеличению количества операций слияний и поглощений, подпадающих под рассмотрение КИИ. Общее число уведомлений, направленных в 2011-2017 гг. в КИИ, выросло со 111 до 238 [3: 14].
5 Актуализации проблематики национальной безопасности в инвестиционных взаимосвязях во многом способствовала динамика современных технологических нововведений. Последняя мощная волна инноваций принесла с собой искусственный интеллект, машинное обучение, современную робототехнику, большие данные, технологии блокчейн, интернет вещей и т.д. Применение этих технологий сопровождалось использованием онлайн уязвимости и, в частности, столь разрушительными методами, как кибератаки. Так, по оценкам руководителя службы безопасности одной из аудиторско-консалтинговых групп BDO (международное объединение аудиторских и консалтинговых компаний, название которой формируют первые буквы имён её основателей Binder, Dijker, Otte) в 2018 г. атаки вымогателей увеличились на 350%, атаки спуфинга (spoofing - операция, когда один человек или программа маскируются под другого/другую) и фишинга (phishing – разновидность интернет-мошенничества) на 70%. По сведениям Комиссии по ценным бумагам и биржам США (the U.S. Securities and Exchange Commission), средняя стоимость ущерба в результате взлома киберданных выросла с 4,9 млн долл. в 2017 г. до 7,5 млн долл. в 2018 г. [4]. Усилилась также подверженность рискам в области безопасности, связанным с интернетом вещей. Согласно оценкам, до 20 млрд устройств доступа к интернету уже нашли применение. Ожидается удвоение этого числа в течение пяти лет, что, безусловно, повышает уязвимость не только владельцев данных устройств, но и общества в целом.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1114

Оценка читателей: голосов 0

1. Croley S., Potter B., Concannon D., Carnegie L., Shapiro E. How FIRRMA Changers the Game for Thech Cos. and Investors/ LAW 360 2018. October 10.

2. Brown M., Singh P. 2018. China’s Technology Transfer Strategy: How Chinese Investments in Emerging Technology Enable a Strategic Competitor to Access the Crown Jewels of U.S. DIUx, 48 p.

3. Hanemann T., Rosen D. 2016. Chinese Investment in the United States. Recent Trends and the Policy Agenda, 119 p.

4. Wakely J., Inorf A. 2018. Managing National Security Risk in an Open Economy: Reforming the Committee on Foreign Investment in the United States. Harvard National Security Journal, vol.9, 50 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх