Canvas books of the Old-Believer artisan Maxim from the 1820s

 
PIIS0869544X0000459-7-1
DOI10.31857/S0869544X0000459-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Professor of Moscow State University M.V. Lomonosov
Address: Russian Federation, Moscow
Affiliation: Professor MGK them. P.I. Tchaikovsky
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameSlavianovedenie
EditionIssue 4
Pages10-26
Abstract

The article sheds new light on the work of the little-known artisan Maxim, who wrote unique books on canvas. Maxim lived in the late eighteenth and the first third of the nineteenth century and belonged to the association of the so called run away priests («popovtsy»). He was a typical folk provincial artisan – a scribe, a draughtsman and a bookbinder in one person. It might be, he was closely connected to the hermitages and vagrant monks. In the 1820s, Maxim made small canvas manuscripts, which were developing the traditions of Old Russian and Old Believers Canon-books. His choice of such an unusual material for writing, which had never been used for making of Slavic or Russian books before, might be explained by frequent use of such books in travels and wandering. Later, one of his manuscripts might go to the Old Believers-wanderers, and the other one left Russia and turned up in Turkey among the Nekrasov Cossacks. 

Keywordsbooks on canvas, script, ornament, original, manuscript, discrepancies, mistakes, early printed editions, Canon-book, Old Believers.
Received11.08.2018
Publication date14.10.2018
Number of characters46515
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1

   1. Необычные старообрядческие рукописи. Среди подделок А.И. Сулакадзева (1771–1830) особое место занимает «Книгорек, то есть Каталог древним книгам». Документ содержит перечень потрясающих по древности и содержанию восточнославянских произведений, разумеется, подложных. В пространном заглавии «Книгорека» указан материал письма этих «уникумов»: «…бóльшая часть оных писаны на пергамине, иные на кожах, на буковых досках, берестяных листах, на холсте толстом, напитанном составом, и другие» (цит. по [1. С. 235]). Неизвестно, писал ли А.И. Сулакадзев наобум, как это нередко случалось с ним, или откуда-то почерпнул сведения о русских книгах, написанных на загрунтованных холстяных листах1, но такие действительно существовали. Более того, их создатель и А.И. Сулакадзев были современниками. Сейчас две из них, Молитвослов и Молитвенник, находятся в ОР РГБ [3; 4], а третья, Канонник, хранится как семейная реликвия у потомков казаков-некрасовцев, вернувшихся в Россию из Турции в 1962 г. [5].

   В своем большинстве некрасовцы являются старообрядцами белокриницкого согласия. С самого начала возвращения в Россию они стали предметом пристального научного внимания. Рукописи и старопечатные книги, собранные у них археографическими экспедициями МГУ им. М.В. Ломоносова, вошли в состав Кавказкой коллекции Научной библиотеки МГУ (см., например, [6. С. 239, 250–252; 7. С. 160–197]). Однако некрасовский Канонник ускользнул от исследователей или не был оценен ими по достоинству. Во всяком случае, о нем до сих пор ничего не известно в научной литературе. Между тем этот редчайший источник содержит выходную запись писца с ценными сведениями и дает ключ к разгадке тайны его личности.

   Все три холстяные рукописи старообрядческие по правописанию и дониконовским редакциям текстов. Когда жил их писец и к какому согласию принадлежал, был ли он некрасовцем, почему стал изготавливать книги на столь необычном материале письма, что представляют из себя его сборники по составу и источникам – вот вопросы, на которые должно дать ответ настоящее исследование.

   2. Холстяные книги из Отдела рукописей РГБ. Первую холстяную книгу – Молитвослов – обнаружил известный филолог и археограф Е.В. Барсов не позднее 1894 г. [4; 8. С. 88, № 189]. Е.В. Барсов собрал ценнейшую коллекцию древних славяно-русских рукописей. Иногда он поставлял их царской семье [8. С. 85–87, 89, № 183, 184, 186, 190]. Для Николая II у него купили необычный Молитвослов. На обороте верхней переплетной крышки приклеен посередине экслибрис Николая II. В книгу вложена записка конца XIX в.: «№ 1. Сборник страннических молений, писанный на полотне в XVIII веке. Единственная в России рукопись на полотне. Приобретена от секретаря имп. Общества истории и древностей российских, действ[ительного] статского советника Барсова в 1894 году».

   Сборник (I, 59 л. 4º, 1814,8 см) написан четким полууставом, выдающим руку опытного мастера. Книга содержит три статьи, которые часто входят в Канонники: 1) афонский «Чин, како подобает пети дванадесять псалмов особь» архимандрита Печерского Досифея2 (л. Iоб., 1–27об., л. 28 без текста), 2) общее «Начало каноном» (л. 28об.–31об.) и 3) «Канон благодарен и акафист Богородице» византийского гимнографа Иосифа Песнопевца (л. 32–59об.).

   В описи фонда И.Н. Деминой и публикациях Г.В. Аксеновой книга определена как «Молитвослов страннический», впрочем, без малейших объяснений и доказательств [8. С. 88, № 189; 10. С. 16, 17; 11. С. 66]. А.Г. Гудков также убежден, что обе холстяные книги из ОР РГБ «выполнены одним и тем же человеком, принадлежавшим к общине странников» [12. С. 87], но и он ничем не подкрепляет своего мнения. Повод для такого заключения подала уже упомянутая записка в Молитвослове. Возможно, что Е.В. Барсов разыскал редкую книгу у староверов-странников, или бегунов, отделившихся в XVIII в. от филипповцев [13. С. 24, 113]. Не исключено, что сведения о происхождении рукописи и ее датировка были записаны со слов Е.В. Барсова. Однако даже если Молитвослов и оказался каким-то образом у странников, то это еще не значит, что его переписчик происходил из их среды.

   Вторую рукопись на холсте – миниатюрный Молитвенник (I, 64 л. 16º, 11,3–49,2–3 см) – где-то приобрел нижегородский коллекционер Ю.Г. Галай [3; 14. С. 21–22, № 13]. В 1992–1993 гг. он передал часть своего собрания в ОР РГБ. Там при сравнении Молитвослова и Молитвенника выяснилось, что их изготовил один писец [10. С. 17; 11. С. 67]. Он переписал более половины Молитвенника на холсте (л. I, 1–39), но затем перешел на бумагу (л. 40–64). Почерк в обеих частях один и тот же. Как видно, у мастера закончились холстяные листы и не было возможности сделать новые. Обе части дополняют друг друга. Правда, обращает на себя внимание несколько разное оформление. В холстяной части тексты часто сопровождаются колонтитулом и помещены на листах в рамку, обычно простую линейную, нередко двойную: дополнительно «прошитую» крупными стежками (л. 1, 25, 27об.–39), изредка со стилизованной растительностью на блекло-зеленом фоне (л. 1, 15об.–16). В бумажной части ничего этого нет. Последняя статья в книге на л. 64об. производит впечатление добавленной позднее. Она написана под заставкой работы того же мастера, его почерком, но неровными, прыгающими буквами и кривыми, ползущими то вверх, то вниз строчками. Этой же вялой, нетвердой рукой сделана и более поздняя помета на нижнем поле соседнего л. 63об. Соединил обе части сам писец, переплетавший свои рукописи (о чем речь пойдет ниже).

   Содержание Молитвенника не пересекается с барсовским Молитвословом. Но, за единичными исключениями, вошедшие и в этот сборник статьи также относятся к литературе Канонников. В холстяной части помещены: правило келейное (л. 1–14об.), указ о правиле на Светлой неделе из книги «Старчество», гл. 17 (л. 14об.–16), келейные молитвы «спальные» (перед сном) для «подвижнhйши ино» из Канонника (л. 16–27об.), поклоны приходные и исходные (л. 28–29), молитвы Василия Великого Богородице, мниха Антиоха на сон грядущим и др. (л. 29об.–38), дидактического статьи (л. 38об.–39об.). Бумажная часть включает в себя: о благодарении перед обедом (л. 40–40об.), молитвы по восстании от стола (л. 41–43), о молитве за оскорбивших братию во время общей работы (л. 43–43об.), отрывки из книги «Старчество» о келейном правиле и молитве, переданных ангелом Пахомию Великому (л. 43об.–46)3, начало полунощницы (л. 46–52об.), начало утрени (л. 52об.–56), начало часов (л. 56–57), начало вечерни (л. 57–57об.), заметка о чтении девяти кафизм Псалтыри за суточный богослужебный круг (л. 57об.–58), сокращенный Устав правила на Пасху, Светлую неделю и воскресные дни (л. 58–64), о троекратном погружении во время крещения (л. 64об.).

   Г.В. Аксенова нечетко датирует обе книги то началом [10. С. 16; 11. С. 66], то первой третью XIX в. [10. С. 16, 17; 11. С. 66, 67]. Она отметила в бумажной части сборника филигрань «в виде вензеля из букв БУ, связанных дугой (типа Клепиков – № 98)» [10. С. 17; 11. С. 67]. Однако С. А. Клепиков указывает под № 98, что эта бумага братьев Усачевых имеет на левой стороне листа буквы «БУ в картуше», а на правой – открытый герб «Семь провинций» [18. С. 15, 78, 95, № 98 – 1823 г.]. В Молитвеннике же использована другая бумага: на левой стороне листа буквы «БУ, соединенные дугой по верху», и на правой – герб «Pro Patria» с волнами [18. С. 15, 78, № 97 – 1823 г.] (см. также: [14. С. 21, № 13]). Совпадение между водяным знаком в источнике [3] и рисунком в альбоме полное. Поэтому Молитвенник можно датировать первой половиной 20-х годов XIX в. Два других холстяных сборника появились, скорее всего, около этого времени.

   3. «Книга спасенных» в ее отношении к другим холстяным рукописям. Третий кодекс на холсте – Канонник (56 л. 4º, 22,517,5 см) работы того же мастера обнаружил Н.Г. Денисов в конце 90-х годов XX в. у казаков-некрасовцев [5]. Владелица Канонника, которой мы приносим сердечную благодарность за помощь в работе, рассказала о нем следующее.

   «Эту книгу подарил мне папа Б. (1943 г. р.). Ему книга осталась от его отца. Его отец был Б. Т. С. (1902 или 1905 г. р.). Папа рассказывал, что в Турции по дедовой линии у них был родственник. Его люди называли нерод, так как у него не родились дети. И вроде бы он писал книги для некрасовцев. Это был наш родственник. Папа мой считается таким, которых некрасовцы в Турции называли “учеными”. То есть с детства он мог служить в церкви: петь, читать. Сейчас он этого не делает по болезни, так как перенес инсульт. В Турции было принято так: набирали группу детей, которых учили читать и петь. Их готовили для участия в службе.

   Когда дед был жив, я помню, что у него было много книг, он их привез с собой в Россию. Но мы тогда были студентами, нам это было неинтересно. А потом, когда папа мне дал эту книгу, я спросила: “Папа, а было же у деда много книг?”. Когда он умер, люди из прихода стали у папы просить их почитать. Но никто не вернул ни одной книги. Не буду называть их фамилии. Поэтому папина библиотека оказалась распыленной. Много книг взял брат папы, мой крестный. Его звали Я. Т. Б. Он ходил на службу и принимал в ней участие. Скончался в 2000-е годы.

   Моему брату папа дал две книги, в том числе одну певческую. А мне он эту дал. Так попала ко мне эта книга. Когда её увидел священник о. Т. Д., он стал просить её у меня – я отказала. Он объяснил, что в ней “Скитское покаяние”. Это было связано с тем, что когда у староверов не было священников, то они могли совершить крещение, отпевание, покаяться и т. д. В книге есть все эти молитвы. Он предлагал променять за неё целую библиотеку. Я отказала. Другие люди стали просить взять её и почитать. Тогда я решила и сказала, что эта книга не выйдет из этого дома никогда».

   Некрасовский Канонник переписал тот же мастер, что и две другие холстяные книги. Грамотное в целом правописание и четкий полуустав с элементами каллиграфии выдают руку опытного писца. Одинаково пишутся е с коротким язычком; ж из трех не соединенных между собой частей; з в виде тройки и реже угловатая z в строке с сильно сокращенным хвостом или совсем без него; манерная ломаная s с двумя горизонтальными углами в разные стороны посередине (верх и низ как у s, а середина как у z); м, похожая на лигатуру л+и; р часто с незамкнутой внизу петлей; х с искривленным внизу под строкой правым хвостом; ѱ с укороченной мачтой и угловатой чашей с загибом-носиком от ее правого края; выносные: хвостатая а в конце строки, напоминающая u, лежащую на боку; д с очень характерным крючком-покрытием, примыкающим вплотную слева, и т. п. Многие малые инициалы (В, Г, Д, З, К, М, Р, Т, Ц, Ю и даже вытянутая искривленная О, С и др.) имеют декоративные загнутые хвосты. Заглавная М состоит из трех равновеликих прямых мачт с петлями и геометрическими украшениями посередине.

   В почерке заметно влияние старообрядческих типографских шрифтов. Манерная ломаная s, прописная и строчная (см. выше), – точная копия заглавной печатной буквы (ср., например, [16. Л. 47об., 103, 107]. Киноварные инициалы с утолщениями на мачтах и стилизованными растительными отростками похожи на киноварные буквицы, например, в изданиях Ф. и А. Карташевых [15; 16;].

   Заканчивает Канонник выходная запись с ценными сведениями: «(л. 55) ӏсu gдиномu прgмuдромu бгu малоuмныи азъ и многогрhшныи рабъ маkи воздаю w всhхъ славu многu. давшgмu и с¿ю мнh спсgнныхъ списать книгu, в чть слuгъ бжтвgнны. аmg бо и мала gсть зрgн¿gмъ : (л. 55об.) бл#gтъ [так!] ижg на вс#къ дg исправльшимъ ю. и аmg что в нgй wбр#mgтg ^ нgразuм¿#, или забвgн¿# и нgдозрhн¿# (‘невнимательности’ [19. С. 84]) моgго погрhшитgльно, и gлико кого ва дхъ стыи qмuдрилъ gсть блго[ра]зuмнh исправитg. а мнh трu[ди]вшgмuc#, бга ради проmgн¿g дадитg и блгословитg, а нg клg[ни]тg, да и сами тождg ^ влки всhхъ винахъ ваши полuчити воможgтg в дgнь сꙋны аминь;». Писец хорошо знал стандартные выражения выходных записей и умело воспользовался ими. Он высокопарно наименовал обычный малый Канонник «Книгой спасенных», посвятил ее «в честь слуг божественных», указал на необходимость ее ежедневного чтения и объявил свое имя – Максим. Выражение «и с¿ю… спсgнныхъ списать книгu» с упором на и с¿ю означает, что мастер изготавливал книги и ранее: Канонник не был его первой работой.

   По составу Канонник совпадает с барсовской рукописью, но имеет дополнительные статьи по сравнению с нею. Он содержит: 1) афонский «Чин, како подобает пети дванадесять псалмов особь» архимандрита Печерского Досифея (л. 1–17об.), 2) «Скитское покаяние» (л. 17об.–29), 3) «Чин, како подобает самому себе причастити пречистых и животворящих Таин Христовых нужды ради великия, не сущу священнику» (л. 29об.–33об.), 4) общее «Начало каноном» (л. 33об.–35об.), 5) «Канон благодарен и акафист Богородице» Иосифа Песнопевца (л. 35об.–54об.). После декоративной концовки добавлены: 1) киноварное изречение против реформаторов: «Аmg кто вс# исправи бuдg досадитgль нg внидg в црво нбноg;» (л. 54об.), 2) патериковая новелла о египетском старце Макарии о превосходстве любви к ближнему над постом (л. 54об.–55) и 3) приведенная выше выходная запись (л. 55–55об.).

   В некрасовском и барсовском списках повторяющиеся тексты переданы с некоторыми разночтениями. Канонник сохранил текст лучше, чем Молитвослов, где встречаются пропуски (см. табл. 1, № 1–3), повторение (см. табл. 1, № 4) и другие погрешности.

1. В I в. н. э. Плиний упоминает в «Естественной истории» (XIII.11) «полотняные книги» (libri lintei) – свитки для записи частных документов. В Риме во времена Плиния они были «уже отмиравшей стариной» [2. С. 29]. Возможно, А.И. Сулакадзев знал это свидетельство и перенес его на Древнюю Русь.

2. Г.М. Прохоров отождествлял его с архимандритом печерского Вознесенского монастыря под Нижним Новгородом в конце XIV – начале XV в. [9. С. 198].

3. Эти отрывки извлечены не из самого «Старчества», а из Канонника (например, [15. Л. 46об.–48об.; 16. Л. 46об.–48об. второго счета; 17. Л. 46об.–48об.]). Фрагменты входят в статью «О правиле утреннем и вечернем в дому своем», часто присоединяемую к Чину 12 псалмов. В холстяных списках с Чином 12 псалмов эта статья отсутствует.

Price publication: 0

Number of purchasers: 0, views: 1368

Readers community rating: votes 0

1. Kozlov V.P. Tajny dokumental'nykh fal'sifikatsij ili Obmanutaya, no torzhestvuyuschaya Klio. Analiz poddelok dokumental'nykh istoricheskikh istochnikov po rossijskoj istorii v XVIII – nachale XXI veka. M., 2015.

2. Dobiash-Rozhdestvenskaya O.A. Istoriya pis'ma v srednie veka. Rukovodstvo k izucheniyu latinskoj paleografii. 3-e izd. M., 1987.

3. Molitvennik na kholste (l. I, 1–39) i bumage (l. 40–64) pistsa Maksima. 1-ya pol. 20-kh gg. XIX v. OR RGB, sobr. Yu.G. Galaya (f. 835), № 13. I, 64 l. 16o (11,3–4×9,2–3 sm).

4. Molitvoslov na kholste pistsa Maksima. Okolo 20-kh gg. XIX v. OR RGB, sobr. materialov iz Dvortsovykh bibliotek (f. 492), № 189. I, 59 l. 4o (18×14,8 sm).

5. Nekrasovskij kanonnik na kholste s vykhodnoj zapis'yu pistsa Maksima. Okolo 20-kh gg. XIX v. (56 l. 4o, 22,5×17,5 sm).

6. Ageeva E.A., Smilyanskaya E.B. Nakhodki arkheograficheskikh ehkspeditsij, popolnivshie fondy MGU (obzor postuplenij 1984–1989 gg.) // Iz fonda redkikh knig i rukopisej Nauchnoj biblioteki Moskovskogo universiteta. M., 1993.

7. Denisov N.G. Staroobryadcheskaya bogosluzhebno-pevcheskaya kul'tura: voprosy tipologii. M., 2015.

8. OR RGB. Fond № 492. Opis' sobraniya materialov iz Dvortsovykh bibliotek (materialy perv. pol. XIV–nach. XX v.) / Sost. I.N. Deminoj. M., 1991.

9. Prokhorov G.M. Dosifej // Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevnej Rusi. L., 1988. Vyp. 2 (vtoraya polovina XIV–XVI v.). Ch. 1. A–K.

10. Aksenova G.V. Russkie rukopisnye knigi na netraditsionnoj osnove v sobraniyakh RGB // Tezisy dokladov i soobschenij konferentsii molodykh spetsialistov Rossijskoj gosudarstvennoj biblioteki po itogam nauchno-issledovatel'skoj raboty za 1992 g. (22 iyunya 1993 g.). M., 1993.

11. Aksenova G.V. Russkie rukopisnye knigi na netraditsionnoj osnove // Knizhnoe delo. Professional'nyj informatsionno-analiticheskij zhurnal. M., 1994. № 3 (9).

12. Gudkov A.G. Ivan Gavrilovich Blinov, «knizhnykh del master» iz Gorodtsa. K 70-letiyu so dnya konchiny. Kolomna, 2015.

13. Mal'tsev A.I. Starovery-stranniki v XVIII – pervoj polovine XIX v. Novosibirsk, 1996.

14. OR RGB. Fond № 835. Sobranie rukopisnykh knig Yu.G. Galaya. Opisanie (pervaya chetvert' XVII – konets XIX v.) / Sost. V.V. Viktorov. M., 2002.

15. Kanonnik. [Klintsy: tip. F. i A. Kartashevykh, posle 1810]. 8o. MK RGB, inv. nomer: 10651.

16. Kanonnik. [Klintsy: tip. F. i A. Kartashevykh, posle 1812]. 8o. MK RGB, inv. nomer: 10819.

17. Kanonnik. [tip. P.I. Selezneva v Makhnovke i K. Kolycheva v Yanove, posle 1814]. 8o. MK RGB, inv. nomera: 10769, 10770.

18. Klepikov S.A. Filigrani na bumage russkogo proizvodstva XVIII–nachala XX veka. M., 1978.

19. Slovar' russkogo yazyka XI–XVII vv. M., 1986. Vyp. 11.

20. Kanonnik. M.: Pechatnyj dvor, 14.4.1636. 4o. MK RGB.

21. Sbornik molitvennogo soderzhaniya. [Pochaev: tip. Uspenskogo monastyrya, posle 1784]. 8º. MK RGB, inv. nomer: 9885.

22. Kanonnik. M.: Pechatnyj dvor (izdatel' V.F. Burtsov), 15.1.1641. 8o. MK RGB.

23. Kanonnik. [Klintsy: tip. F. i A. Kartashevykh, posle 1812]. 4o. MK RGB, inv. nomer: 10741.

24. Kirillicheskie izdaniya staroobryadcheskikh tipografij kontsa XVIII–nachala XIX veka. Katalog / Sost. A.V. Voznesenskij. L., 1991.

25. Emel'yanova E.A. Staroobryadcheskie izdaniya kirillovskogo shrifta kontsa XVIII– nachala XIX veka. Katalog. M., 2010. (Knizhnye pamyatniki Rossijskoj gosudarstvennoj biblioteki).

26. Paskal' A.D. Novyj spravochnik po staroobryadcheskim izdaniyam kontsa XVIII – nachala XIX v. // Arkheograficheskij ezhegodnik za 1992 god. M., 1994.

27. Mel'nikov P.I. (Andrej Pecherskij). Ocherki popovschiny // Mel'nikov P.I. (Andrej Pecherskij). Polnoe sobranie sochinenij. 2-e izd. SPb., 1909. T. 7.

28. Mel'nikov P.I. (Andrej Pecherskij). Na gorakh. Prodolzhenie rasskazov «V lesakh». Kniga pervaya. M., 1956.

29. Voznesenskij A.V. Kanonnik kak tip knigi u staroobryadtsev // TODRL. SPb., 1993. T. 48.

30. Mel'nikov P.I. (Andrej Pecherskij). Pis'ma o raskole // Mel'nikov P.I. (Andrej Pecherskij). Polnoe sobranie sochinenij. 2-e izd. SPb., 1909. T. 6.

31. Ivanov-Zheludkov V.P. (Kel'siev V.I.) Russkoe selo v Maloj Azii. 1866 g. Stavropol', 2016.

32. Mel'nikov P.I. (Andrej Pecherskij). V lesakh. Chast' pervaya i vtoraya. M.; L., 1936.

33. Mel'nikov P.I. (Andrej Pecherskij). V lesakh. Chasti tret'ya i chetvertaya. M.; L., 1937.

34. Kudryavtsev I.M. «Izdatel'skaya» deyatel'nost' Posol'skogo prikaza. (K istorii russkoj rukopisnoj knigi vo vtoroj polovine XVII veka) // Kniga. Issledovaniya i materialy. M., 1963. Sb. 8.

35. Remezov S.U. Chertezhnaya kniga Sibiri. 1701 g. OR RGB, sobr. N.P. Rumyantseva (f. 256), № 346.

36. Vostokov A.Kh. Opisanie russkikh i slovenskikh rukopisej Rumyantsevskogo muzeuma. SPb., 1842.

37. Sreznevskij I.I. Slavyano-russkaya paleografiya XI–XIV vv. Lektsii, chitannye v imperatorskom S.-Peterburgskom universitete v 1865–1880 gg. SPb., 1885.

38. Sen' D.V. «Vojsko Kubanskoe Ignatovo Kavkazskoe»: istoricheskie puti kazakovnekrasovtsev (1708 g.–konets 1920-kh gg.). 2-e izd., ispr. i dop. Krasnodar, 2002.

39. Aksenova G.V. Kholschovye knigi // Aksenova G.V. Russkij knizhnyj stil'. Ehtyudy o knigakh i knizhnikakh. M., 2004.

Система Orphus

Loading...
Up