Ядерные аспекты военной политики и российско-американские отношения

 
Код статьиS207054760004694-0-1
DOI10.18254/S207054760004694-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссия и Америка в XXI веке
Выпуск
Аннотация

В статье анализируются системные факторы, связанные с началом переходных процессов, сопровождающих изменения состояния Человечества, как единой саморазвивающейся системы, влияющие как на внутриполитические процессы, так и на межгосударственные отношения. Отмечается, что эффект сжатия исторического времени представляет вызов для демократических систем государственного управления, и приводит к долговременной тенденции нестабильности международной обстановки, в том числе и российско-американских отношений. Выделяются два фактора, предопределившие военно-политические особенности сложившейся системы российско-американских отношений, в частности, в сфере контроля вооружений. Излагаются взгляды на проблемы стратегической стабильности. Анализируются доктринальные взгляды России и США на задачи ядерного сдерживания. Отмечается, что подходы к ядерному сдерживанию двух стран логичны и, одновременно, значительно отличаются. Показано, что эти отличия в решающей степени определяются зависимостью подходов России и США к ядерному сдерживанию от геополитических факторов. При анализе проблем стратегической стабильности делается вывод о том, что при переходе к многосторонним переговорам, неприемлемо сохранять привязку стратегической стабильности к состоянию взаимного гарантированного уничтожения. Предлагаются подходы, направленные на переход от состояния гарантированного взаимного уничтожения к состоянию взаимной гарантированной безопасности. Для этого предлагается на данном этапе сосредоточить усилия не на сокращении ядерных вооружений, а на снижении риска непреднамеренного применения ядерного оружия. Делается предположение о том, что снижение такого риска может стать объединяющей целью для всех государств, обладающих ядерным оружием и заложить основу для переговоров по ядерным вооружениям в многостороннем формате. 

Ключевые словаСистема международных отношений, системные факторы, сжатие исторического времени, стратегическая стабильность, ядерное сдерживание, неядерное сдерживание, гарантированное взаимное уничтожение, взаимная гарантированная безопасность, военная доктрина, ядерная доктрина, контроль вооружений, риски применения ядерного оружия
Получено06.04.2019
Дата публикации19.04.2019
Кол-во символов43457
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Российско-американские отношения во втором десятилетии XXI века подошли к тому состоянию, которое вызывает аналогии с периодом холодной войны. Однако принципиально важно, что между Россией и США нет непримиримых идеологических противоречий, характерных для холодной войны.
2

Тем не менее, есть все основания предполагать, что проблемы российско-американских противоречий носят долговременный характер из-за наличия целого ряда факторов системного характера, выходящих далеко за пределы российско-американских отношений1.

1. Золотарёв П.С. Влияние переходных процессов на мировую политику // Россия и Америка в XXI веке [электронный журнал], 2017, №3  Available at: >>>
3

Системные изменения

4
  1. Система международных отношений претерпевает переходные процессы изменения своего состояния от биполярности холодной войны через период однополярности к многополярному мироустройству.
  2. Россия переживает сложности переходных процессов от тоталитарного общества и экономики социализма Советского Союза через «демократический» хаос 90-х годов, через этап авторитарной власти, административно-командного управления и государственного капитализма к демократии с рыночной экономикой.
  3. Соединённые Штаты находятся на начале этапа серьёзных изменений внутренней политики, которые ещё не проявились в полной мере, но уже заметно отражаются на их внешней политике.
  4. Обозначились переходные процессы начинающегося изменения состояния Человечества, как саморазвивающейся системы2. В наиболее развитых государствах начинается стабилизация численности населения. В то же время в других государствах рост численности населения продолжается, что в сочетании с внутренними проблемами приводит к росту миграционных потоков в развитые государства, порождая в них соответствующие проблемы.
  5. Совпадение во времени переходных процессов в различных системах сопровождается сжатием исторического времени3. За динамичностью изменения обстановки не успевают демократические механизмы принятия и исполнения решений, что, наряду с другими факторами, приводит к росту популярности недемократических сил и политических лидеров, склонных к авторитарным методам управления.
  6. Приближается начало качественно нового этапа развития в информационной сфере. Кремниевая электроника практически исчерпала свои возможности4. Большие Данные – необходимое условие дальнейшего развития, но возможности создания Больших Данных подошли к своему пределу. Большая часть прилагаемой электрической энергии начинает уходит не на обработку информации, а преобразовываться в тепловую энергию, разрушающую электронику. Реализованные природой способы хранения больших объёмов информации и скорости их обработки остаются недосягаемыми. Вероятнее всего, будущее будет определяться появлением молекулярной5 и биоэлектроники6. Но этот высокотехнологичный этап приведёт к дальнейшему увеличению дифференциации государств по уровням экономического развития, что никогда не способствовало укреплению безопасности. Особое беспокойство будут представлять те государства, которые, обладая ядерным оружием, не в состоянии развивать в должной степени фундаментальную науку и, как следствие, обречены на технологическое отставание.
  7. К системным изменениям можно отнести и начавшиеся процессы, связанные с изменением традиционных форм демократии. Суть демократии, абстрагируясь от деталей, заключается в наличии обратной связи между обществом и властью, позволяющей влиять на принимаемые государственные решения. Сложившиеся веками такие связи базируются на представительных органах. В условиях сжатия исторического времени и быстро меняющейся и сложной обстановки возникает необходимость повышения оперативности принимаемых решений. Сложившиеся в наиболее развитых государствах формы демократии позволяют находить наиболее оптимальные решения. Но в современных условиях традиционные демократические процедуры принятия решений не успевают за скоростью изменения обстановки, а значит и не могут быть оптимальными. Авторитарное управление позволяет достаточно оперативно принимать решения, но они не могут быть оптимальными по содержанию. В то же время уже сейчас информационные сети демонстрируют примеры непосредственного воздействия на содержание принимаемых властью решений в обход традиционных процедур. И потенциал обратных связей от общества к власти будет возрастать. Авторитарные государства в таких связях заинтересованы только в том объёме и качестве, который необходим для сохранения свой власти. Критическая, нежелательная информация, подрывающая «авторитет» власти будет контролироваться, ограничиваться или полностью блокироваться. Но и для демократических государств перспектива развития связана со способностью дополнить традиционные механизмы демократии открывающимся демократическим потенциалом современных и перспективных информационных систем.
  8. Развитие глобальной информационной сети открывает перспективу осуществления влияния на формирование общественного сознания не только в рамках своего государства, но и на общественное сознание в других государствах. То, что сегодня называют вмешательством в выборы в других государствах, является лишь началом процесса, способного заменить во многих случаях применение военной силы. Захват территории противника в современном мире не актуален. Конечная политическая цель любой войны – приход к власти в государстве противника тех политических сил, которые не будут проводить политику, противоречащую интересам победителя. Глобальная информационная сеть создаёт условия для достижения политических целей, не выходя за пределы информационного пространства. Или, в крайнем случае, позволяет достичь поставленных целей, ограничиваясь применением сил специальных операций, то есть без войны в её традиционном понимании.
2. Капица С.П. Общая теория роста человечества. М.: Наука. 1999.

3. Капица С.П. Об ускорении исторического времени Новая и Новейшая история, 2004, №6, с.3–16.

4. Орлов А. Что придёт на смену кремниевой электронике? Миртесен, 18.12.2015 Available at: >>>. 5. Рязанов В.В. Сверхпроводящие и гибридные наноструктуры Available at: >>>.

6. Berggen M. and Richer-Dahflors A. Organic bioelectronics Advanced Materials. 2007, 19, p.3201-3013. DOI: 10.1002/adma.200700419

всего просмотров: 847

Оценка читателей: голосов 0

1. Золотарёв П.С. Влияние переходных процессов на мировую политику // Россия и Америка в XXI веке [электронный журнал], 2017, №3 (http://www.rusus.ru/?act=read&id=591).

2. Капица С.П. Общая теория роста человечества. М.: Наука. 1999.

3. Капица С.П. Об ускорении исторического времени • Новая и Новейшая история, 2004, №6, с.3–16.

4. Орлов А. Что придёт на смену кремниевой электронике? • Миртесен, 18.12.2015 (https://nauka-novosti.ru/blog/43930193537/CHto-pridet-na-smenu-kremnievoy-elektronike).

5. Рязанов В.В. Сверхпроводящие и гибридные наноструктуры (https://mipt.ru/upload/medialibrary/d38/Lecture_3_kurs.pdf)

6. Berggen M. and Richer-Dahflors A. Organic bioelectronics • Advanced Materials. 2007, 19, p.3201-3013. DOI: 10.1002/adma.200700419

7. Арбатов А. Эрозия стратегической стабильности // Ежегодник СИПРИ, 2017, с.605–621.

8. Рогов С., Есин В., Золотарёв П. Две шестерки в шестеренке стратегической стабильности • Независимое военное обозрение, 9.06.2006 (nvo.ng.ru/concepts/2006-06-09/1_six.html).

9. Zolotarev P. Prospects of U.S.-Russia Talks on Nuclear Weapons • Russia in Global Affairs, 2017, no. 4 (http://eng.globalaffairs.ru/number/Strategic-Stability-Revisited-19265).

10. Рогов С. На повестке дня – формирование новой модели межгосударственных отношений • Независимое военное обозрение, 19.01.2002 (http://nvo.ng.ru/concepts/2002-01-19/1_choice.html).

11. Doctrine for Joint Nuclear Operations (http://www.globalsecurity.org/wmd/library/policy/dod/jp3_12-93.pdf).

12. Основные положения военной доктрины Российской Федерации (http://kremlin.ru/supplement/461).

13. Военная доктрина Российской Федерации (http://www.scrf.gov.ru/security/military/document129/).

14. Там же.

15. Там же.

16. Крамаренко А. Стратегия национальной безопасности Д. Трампа: «независимая Америка» и «мирное сосуществование»? • РСМД, 9 января 2018 (http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/strategiya-natsionalnoy-bezopasnosti-d-trampa-nezavisimaya-amerika-i-mirnoe-sosushchestvovanie-/)

17. Nuclear Posture Review…

18. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с публикацией новой ядерной доктрины США (http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3054726).

19. Шойгу рассказал, что заменит ядерное оружие в роли сдерживающего фактора (https://m.yeltsin.ru/day-by-day/1993/11/18/30203/).

20. Nuclear Posture Review…

21. Ibidem.

22. Missile Defense Review (https://www.defense.gov/Portals/1/Interactive/2018/11-2019-Missile-Defense-Review/The%202019%20MDR_Executive%20Summary.pdf).

23. Боевой потенциал неядерных сил России к 2021 году увеличится в четыре раза • Коммерсантъ, 12.01.2017 (https://www.kommersant.ru/doc/3188908).

24. Маршалл Огарков и идеи неядерного сдерживания • Новости ВПК (https://vpk.name/news/241753_marshal_ogarkov_i_idei_neyadernogo_sderzhivaniya.html).

25. William Tobey, Pavel Zolotarev and Ulrich Kuhn. The INF Quandary: Preventing a Nuclear Arms Race in Europe. Perspectives from the US, Russia and Germany. January 24, 2019 • Russia Matters (https://russiamatters.org/analysis/inf-quandary-preventing-nuclear-arms-race-europe-perspectives-us-russia-and-germany)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх