Nuclear Aspects of Military Policy and Russian-American Relations

 
PIIS207054760004694-0-1
DOI10.18254/S207054760004694-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: the Institute of US and Canadian Studies
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRussia and America in XXI century
Edition
Abstract

The article analyzes the systemic factors associated with the beginning of the transition processes that accompany changes in the state of Humanity as a single self-developing system that affect both domestic political processes and interstate relations. It is noted that the effect of compression of historical time is a challenge for democratic systems of public administration, and leads to a long-term trend of instability of the international situation, including Russian-American relations. There are two factors that predetermined the military-political features of the current system of Russian-American relations, in particular, in the field of arms control. The views on the problems of strategic stability are presented. The article analyzes the doctrinal views of Russia and the United States on the problems of nuclear deterrence. It is noted that the approaches to nuclear deterrence of the two countries are logical and, at the same time, significantly different. It is shown that these differences are determined to a decisive extent by the dependence of the approaches of Russia and the United States to nuclear deterrence on geopolitical factors. In analyzing the problems of strategic stability, it is concluded that in the transition to multilateral negotiations, it is unacceptable to maintain the link of strategic stability to a state of mutual assured destruction. Suggests approaches to the transition from mutual assured destruction to mutual assured as safe. To this end, it is proposed at this stage to focus not on reducing nuclear weapons, but on reducing the risk of unintentional use of nuclear weapons. It is suggested that reducing this risk could be a unifying goal for all nuclear-weapon States and lay the groundwork for negotiations on nuclear weapons in a multilateral format. 

KeywordsSystem of international relations, system factors, compression of historical time, strategic stability, nuclear deterrence, non-nuclear deterrence, guaranteed mutual destruction, mutual guaranteed security, military doctrine, nuclear doctrine, arms control, risks of use of nuclear weapons
Received06.04.2019
Publication date19.04.2019
Number of characters43457
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Российско-американские отношения во втором десятилетии XXI века подошли к тому состоянию, которое вызывает аналогии с периодом холодной войны. Однако принципиально важно, что между Россией и США нет непримиримых идеологических противоречий, характерных для холодной войны.
2

Тем не менее, есть все основания предполагать, что проблемы российско-американских противоречий носят долговременный характер из-за наличия целого ряда факторов системного характера, выходящих далеко за пределы российско-американских отношений1.

1. Золотарёв П.С. Влияние переходных процессов на мировую политику // Россия и Америка в XXI веке [электронный журнал], 2017, №3  Available at: >>>
3

Системные изменения

4
  1. Система международных отношений претерпевает переходные процессы изменения своего состояния от биполярности холодной войны через период однополярности к многополярному мироустройству.
  2. Россия переживает сложности переходных процессов от тоталитарного общества и экономики социализма Советского Союза через «демократический» хаос 90-х годов, через этап авторитарной власти, административно-командного управления и государственного капитализма к демократии с рыночной экономикой.
  3. Соединённые Штаты находятся на начале этапа серьёзных изменений внутренней политики, которые ещё не проявились в полной мере, но уже заметно отражаются на их внешней политике.
  4. Обозначились переходные процессы начинающегося изменения состояния Человечества, как саморазвивающейся системы2. В наиболее развитых государствах начинается стабилизация численности населения. В то же время в других государствах рост численности населения продолжается, что в сочетании с внутренними проблемами приводит к росту миграционных потоков в развитые государства, порождая в них соответствующие проблемы.
  5. Совпадение во времени переходных процессов в различных системах сопровождается сжатием исторического времени3. За динамичностью изменения обстановки не успевают демократические механизмы принятия и исполнения решений, что, наряду с другими факторами, приводит к росту популярности недемократических сил и политических лидеров, склонных к авторитарным методам управления.
  6. Приближается начало качественно нового этапа развития в информационной сфере. Кремниевая электроника практически исчерпала свои возможности4. Большие Данные – необходимое условие дальнейшего развития, но возможности создания Больших Данных подошли к своему пределу. Большая часть прилагаемой электрической энергии начинает уходит не на обработку информации, а преобразовываться в тепловую энергию, разрушающую электронику. Реализованные природой способы хранения больших объёмов информации и скорости их обработки остаются недосягаемыми. Вероятнее всего, будущее будет определяться появлением молекулярной5 и биоэлектроники6. Но этот высокотехнологичный этап приведёт к дальнейшему увеличению дифференциации государств по уровням экономического развития, что никогда не способствовало укреплению безопасности. Особое беспокойство будут представлять те государства, которые, обладая ядерным оружием, не в состоянии развивать в должной степени фундаментальную науку и, как следствие, обречены на технологическое отставание.
  7. К системным изменениям можно отнести и начавшиеся процессы, связанные с изменением традиционных форм демократии. Суть демократии, абстрагируясь от деталей, заключается в наличии обратной связи между обществом и властью, позволяющей влиять на принимаемые государственные решения. Сложившиеся веками такие связи базируются на представительных органах. В условиях сжатия исторического времени и быстро меняющейся и сложной обстановки возникает необходимость повышения оперативности принимаемых решений. Сложившиеся в наиболее развитых государствах формы демократии позволяют находить наиболее оптимальные решения. Но в современных условиях традиционные демократические процедуры принятия решений не успевают за скоростью изменения обстановки, а значит и не могут быть оптимальными. Авторитарное управление позволяет достаточно оперативно принимать решения, но они не могут быть оптимальными по содержанию. В то же время уже сейчас информационные сети демонстрируют примеры непосредственного воздействия на содержание принимаемых властью решений в обход традиционных процедур. И потенциал обратных связей от общества к власти будет возрастать. Авторитарные государства в таких связях заинтересованы только в том объёме и качестве, который необходим для сохранения свой власти. Критическая, нежелательная информация, подрывающая «авторитет» власти будет контролироваться, ограничиваться или полностью блокироваться. Но и для демократических государств перспектива развития связана со способностью дополнить традиционные механизмы демократии открывающимся демократическим потенциалом современных и перспективных информационных систем.
  8. Развитие глобальной информационной сети открывает перспективу осуществления влияния на формирование общественного сознания не только в рамках своего государства, но и на общественное сознание в других государствах. То, что сегодня называют вмешательством в выборы в других государствах, является лишь началом процесса, способного заменить во многих случаях применение военной силы. Захват территории противника в современном мире не актуален. Конечная политическая цель любой войны – приход к власти в государстве противника тех политических сил, которые не будут проводить политику, противоречащую интересам победителя. Глобальная информационная сеть создаёт условия для достижения политических целей, не выходя за пределы информационного пространства. Или, в крайнем случае, позволяет достичь поставленных целей, ограничиваясь применением сил специальных операций, то есть без войны в её традиционном понимании.
2. Капица С.П. Общая теория роста человечества. М.: Наука. 1999.

3. Капица С.П. Об ускорении исторического времени Новая и Новейшая история, 2004, №6, с.3–16.

4. Орлов А. Что придёт на смену кремниевой электронике? Миртесен, 18.12.2015 Available at: >>>. 5. Рязанов В.В. Сверхпроводящие и гибридные наноструктуры Available at: >>>.

6. Berggen M. and Richer-Dahflors A. Organic bioelectronics Advanced Materials. 2007, 19, p.3201-3013. DOI: 10.1002/adma.200700419

views: 855

Readers community rating: votes 0

1. Zolotaryov P.S. Vliyanie perekhodnykh protsessov na mirovuyu politiku // Rossiya i Amerika v XXI veke [ehlektronnyj zhurnal], 2017, №3 (http://www.rusus.ru/?act=read&id=591).

2. Kapitsa S.P. Obschaya teoriya rosta chelovechestva. M.: Nauka. 1999.

3. Kapitsa S.P. Ob uskorenii istoricheskogo vremeni • Novaya i Novejshaya istoriya, 2004, №6, s.3–16.

4. Orlov A. Chto pridyot na smenu kremnievoj ehlektronike? • Mirtesen, 18.12.2015 (https://nauka-novosti.ru/blog/43930193537/CHto-pridet-na-smenu-kremnievoy-elektronike).

5. Ryazanov V.V. Sverkhprovodyaschie i gibridnye nanostruktury (https://mipt.ru/upload/medialibrary/d38/Lecture_3_kurs.pdf)

6. Berggen M. and Richer-Dahflors A. Organic bioelectronics • Advanced Materials. 2007, 19, p.3201-3013. DOI: 10.1002/adma.200700419

7. Arbatov A. Ehroziya strategicheskoj stabil'nosti // Ezhegodnik SIPRI, 2017, s.605–621.

8. Rogov S., Esin V., Zolotaryov P. Dve shesterki v shesterenke strategicheskoj stabil'nosti • Nezavisimoe voennoe obozrenie, 9.06.2006 (nvo.ng.ru/concepts/2006-06-09/1_six.html).

9. Zolotarev P. Prospects of U.S.-Russia Talks on Nuclear Weapons • Russia in Global Affairs, 2017, no. 4 (http://eng.globalaffairs.ru/number/Strategic-Stability-Revisited-19265).

10. Rogov S. Na povestke dnya – formirovanie novoj modeli mezhgosudarstvennykh otnoshenij • Nezavisimoe voennoe obozrenie, 19.01.2002 (http://nvo.ng.ru/concepts/2002-01-19/1_choice.html).

11. Doctrine for Joint Nuclear Operations (http://www.globalsecurity.org/wmd/library/policy/dod/jp3_12-93.pdf).

12. Osnovnye polozheniya voennoj doktriny Rossijskoj Federatsii (http://kremlin.ru/supplement/461).

13. Voennaya doktrina Rossijskoj Federatsii (http://www.scrf.gov.ru/security/military/document129/).

14. Tam zhe.

15. Tam zhe.

16. Kramarenko A. Strategiya natsional'noj bezopasnosti D. Trampa: «nezavisimaya Amerika» i «mirnoe sosuschestvovanie»? • RSMD, 9 yanvarya 2018 (http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/strategiya-natsionalnoy-bezopasnosti-d-trampa-nezavisimaya-amerika-i-mirnoe-sosushchestvovanie-/)

17. Nuclear Posture Review…

18. Kommentarij Departamenta informatsii i pechati MID Rossii v svyazi s publikatsiej novoj yadernoj doktriny SShA (http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3054726).

19. Shojgu rasskazal, chto zamenit yadernoe oruzhie v roli sderzhivayuschego faktora (https://m.yeltsin.ru/day-by-day/1993/11/18/30203/).

20. Nuclear Posture Review…

21. Ibidem.

22. Missile Defense Review (https://www.defense.gov/Portals/1/Interactive/2018/11-2019-Missile-Defense-Review/The%202019%20MDR_Executive%20Summary.pdf).

23. Boevoj potentsial neyadernykh sil Rossii k 2021 godu uvelichitsya v chetyre raza • Kommersant', 12.01.2017 (https://www.kommersant.ru/doc/3188908).

24. Marshall Ogarkov i idei neyadernogo sderzhivaniya • Novosti VPK (https://vpk.name/news/241753_marshal_ogarkov_i_idei_neyadernogo_sderzhivaniya.html).

25. William Tobey, Pavel Zolotarev and Ulrich Kuhn. The INF Quandary: Preventing a Nuclear Arms Race in Europe. Perspectives from the US, Russia and Germany. January 24, 2019 • Russia Matters (https://russiamatters.org/analysis/inf-quandary-preventing-nuclear-arms-race-europe-perspectives-us-russia-and-germany)

Система Orphus

Loading...
Up