«Вирусные» новообразования в современной медиакоммуникации

 
Код статьиS013161170010732-4-1
DOI10.31857/S013161170010732-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Нижегородская академия МВД России
Адрес: Российская Федерация, Нижний Новгород
Название журналаРусская речь
ВыпускНомер 4
Страницы19-27
Аннотация

В статье рассматриваются словообразовательные неологизмы, которые появились в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19). На основе материала, собранного в медиакоммуникации, анализируются инновации, созданные на базе ключевых лексем социокультурного пространства вирус, карантин, корона, коронавирус, пандемия, эпидемия, COVID. Подобные слова отражают болезнь и страх перед смертью. Выделяются дериваты, образованные с помощью узуальных (префиксация, сложение) способов словообразования. Описываются и неузуальные (междусловное наложение, заменительная деривация, графическая гибридизация) способы словопроизводства. Окказиональные номинации обладают большей выразительностью, оригинальностью и оценочностью. Кроме того, инновации являются средством словообразовательной игры, акцентируют внимание читателя на актуальных социополитических проблемах и оказывают зрительное воздействие на адресата. Результаты исследования могут представлять интерес для журналистов, а также для специалистов в области словообразовательной неологии.

Ключевые словановообразования, ключевые элементы социокультурного пространства, междусловное наложение, заменительная деривация, графическая гибридизация, язык СМИ
Получено29.09.2020
Дата публикации29.09.2020
Кол-во символов13920
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 898

Оценка читателей: голосов 0

1. Баско Н. В. Креативность в медийной номинации: средства и способы реализации // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. 2018. № 2. С. 21–29.

2. Володина М. Н. «Медийная культура»: pro et contra (с позиции отечественных и зарубежных исследователей) // Политическая лингвистика. 2018. № 1 (67). С. 10–18.

3. Замальдинов В. Е. Структурные особенности типовых новообразований в медийном словотворчестве // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2016. № 4. С. 23–25.

4. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Флинта: Наука, 2011. 328 с.

5. Лопатин В. В., Улуханов И. С. Словарь словообразовательных аффиксов современного русского языка. М.: Издательский центр «Азбуковник», 2016. 812 с.

6. Петрухина Е. В. Ключевые для современной эпохи словообразовательные модели в русском языке // Русский язык в поликультурном мире: сборник научных статей III Международного симпозиума (8–12 июня 2019 г.) / отв. ред. Е. Я. Титаренко. В 2 т. Т. 1. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. С. 216–223.

7. Попова Т. В. Креолизованные дериваты как элемент русской письменной коммуникации рубежа ХХ–ХХI вв. // Лингвистика креатива-1 / под ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2013. С. 147–176.

8. Ремчукова Е. Н. Массовый лингвокреатив: преодоление стандарта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2013. № 2. С. 83–89.

9. Шведова Н. Ю. (гл. ред.). Русская грамматика: в 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1980. 789 с.

10. Юдина А. Д. Современные тенденции окказионального словообразования // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 602–607.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх