Политические ярлыки в современном русскоязычном медиадискурсе

 
Код статьиS013161170003954-8-1
DOI10.31857/S013161170003954-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Сибирский федеральный университет
Аффилиация: Сибирский федеральный университет
Название журналаРусская речь
ВыпускНомер 1
Страницы44-57
Аннотация

В статье отмечается отсутствие в лингвистике единообразного понимания термина «словесный ярлык», признается ошибочным отнесение к словесным политическим ярлыкам нейтральных и положительно-оценоч ных характеристик объекта действительности. На основе анализа способов образования свыше 200 словесных ярлыков, представленных в политическом медиадискурсе, и выявления объединяющих их признаков предложена конкретизированная дефиниция термина «политический ярлык». Предложены также две дополняющие друг друга классификации ярлыков, используемых в современном политическом медиадискурсе: первая — по дискредитируемому объекту, или мишени (в ее качестве выступают политические деятели и сторонники той или иной идеологии, сама идеология, народ, географические объекты — страна или город); вторая — по времени их возникновения и функционирования (ярлыки досоветского, советского и постсоветского времени; отмечается наличие политических ярлыков, функционирующих длительное время на протяжении нескольких, причем очень разных эпох). Поставлен вопрос о необходимости изучения оценочных антонимических коррелятов политических ярлыков — политических глорификаторов, или апологетизмов. Широкое использование аксиологических антиподов в политическом медиадискурсе свидетельствует, по мнению авторов статьи, о накале общественно-политических противостояний в российском социуме, что чревато снижением уровня безопасности страны. Результаты исследования могут представлять интерес для специалистов в области политической лингвистики и медиалингвистики, а также для всех, что причастен к формированию политического дискурса в России.

Ключевые словаполитический медиадискурс, политический ярлык, классификация ярлыков, политический апологетизм
Получено28.03.2019
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов24473
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 В эпоху информационно-психологического противоборства как стран, так и идеологических групп внутри страны, осуществляемого при помощи различных инструментов воздействия на массовое сознание, большую роль играет язык. Одним из средств осуществления такого противоборства, приобретающего в некоторых ситуациях характер инфор ма ционно-психологической войны, являются политические словесные ярлыки. Замечено, что «обилие и разнообразие в употреблении слов-ярлыков чаще наблюдается в случаях политического накала, обострения политических проблем, возникновения кризисных ситуаций» [Резникова 2005: 53].
2 Несмотря на ряд публикаций, посвященных словесным ярлыкам, называемым иногда стигмой, или клеймом [Комлев 2016: 6], их устоявшейся дефиниции на данном этапе нет. Большинство исследователей рассматривают ярлык как «средство создания образа врага, который, в свою очередь, является продуктом целенаправленного манипулирования сознанием» [Дмитриева 1994: 90]; как «слово или характеристику, которые используются с целью дискредитации человека/группы людей, а также для создания негативного образа предмета либо явления» [Нечипоренко 2014: 37]; как «необъективную, неаргументированную характеристику человека или явления, выраженную в эмоционально окрашенной форме» [Навасартян 2016: 460]. Однако эти определения не раскрывают глубинную суть феномена.
3 Кроме того, существует ошибочное, на наш взгляд, понимание ярлыка как такой краткой характеристики объекта, которая может иметь не только отрицательную, но и нейтральную и даже положительную коннотацию (см., например, [Ван Хуэй 2017: 73; Мягкова 2010: 189]). Номинативные идеологические единицы, обладающие сильной мелиоративной (возвеличивающей) коннотацией и ослабленным денотатом, можно терминировать как «апологетизмы» или «глорификаторы» [Сковородников 2016: 280].
4 Ошибочным можно считать также понимание ярлыка как любой негативно-оценочной лексической единицы, то есть любого слова с пейоративной семантикой (см. [Катенева 2009: 83]), потому что «при таком понимании к словесным ярлыкам пришлось бы отнести любые бранные, оскорбительные слова, отрицательные характеристики (инвективная лексика, клички, дисфемизмы и т. п.). Поэтому возникает необходимость разграничить словесные ярлыки и сходные с ними на первый взгляд понятия: инвективы, клички (прозвища), штампы (шаблоны), дисфемизмы и др.» [Булгакова 2012: 44].
5 Вторая проблема — проблема типологии словесных ярлыков. В литературе можно наблюдать попытки выделить типы словесных ярлыков. Так, в роли словесных ярлыков, по наблюдениям исследователей, выступают политические пейоративы, антропонимы [Лемешко 2013: 27; Голодов 2017: 130], мемы-ярлыки (мемы-стигматы) [Федорова, Семилет 2016: 215], лексические новообразования [Кузьминская 2014]. Н. Е. Булгакова разграничивает словесные ярлыки языковые (расист, антисемит и под.), не требующие контекста для их статусного определения, и словесные ярлыки речевые, или контекстуальные (перевёртыш, мясник и под.) [Булгакова 2012: 45]. Классификации словесных ярлыков на различных основаниях, освещающих их с разных сторон, насколько нам известно, не предпринимались.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 2, всего просмотров: 3269

Оценка читателей: голосов 0

1. Базылев В. Н. Политический дискурс в России // Политическая лингвистика. 2005. № 15. С. 5–32.

2. Булгакова Н. Е. Словесные ярлыки как лексико-семантическое и лингвоэкологическое понятие // Мир русского cлова. 2012. № 2. С. 42–47.

3. Ван Хуэй. Гендерные стереотипы в словесных ярлыках в современном российском и китайском обществе // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 8 (62). Часть I. С. 43–46.

4. Голодов А. Г. Стратегия информационной войны в динамике и ее вербальные приемы (на материале языка немецкой массовой периодики) [Электронный ресурс] // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2017. № 3 (56). С. 130–137. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29981783_99443490.pdf (дата обращения: 15.06.2018).

5. Дмитриева О. Л. Ярлык в парламентской речи // Культура парламентской речи. М.: Наука, 1994. С. 90–96.

6. Катенева И. Г. «Наклеивание ярлыков» как эффективный прием манипуляции в текстах оппозиционных изданий // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 1 (13). С. 83–87.

7. Кистяковский Б. В защиту права (интеллигенция и правосознание) [Электронный ресурс] // ВҌхи: сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909. URL: http://www.vehi.net/vehi/kistyak.html (дата обращения: 20.06.2018).

8. Клушина Н. И. Теория идеологем // Политическая лингвистика. 2014. № 4 (50). С. 54–58.

9. Комлев Ю. Ю. Теория стигматизации: генезис, объяснительный потенциал, значение // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 2 (24). С. 6–14.

10. Кузьминская С. И. «Ярлык» как средство манипулирования массовым сознанием [Электронный ресурс] // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 36. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 21567242_68868539.pdf (дата обращения: 01.06.2018).

11. Лемешко Ю. Р. Аттрактивность дискурсивных перформативных формул как форм массовой коммуникации // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013. № 3 (24). С. 22–28.

12. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.

13. Маринова Е. В. Новые политические аффективы: специфика функционирования в современных медиатекстах [Электронный ресурс] // Лексикология. Лексикография: (Русско-славянский цикл). Русская диалектология. Когнитивная лингвистика. Сборник статей по материалам XLVI Международной филологической конференции. 2017. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29940940_20472390.pdf (дата обращения: 10.06.2018).

14. Мягкова А. Ю. Языковая манипуляция как орудие информационно-политической борьбы // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. № 8. С. 188–191.

15. Навасартян Л. Г. «Наклеивание ярлыков» как один из приемов манипуляции информацией в СМИ // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 459–463.

16. Нечипоренко Б. Ю. Прагмалингвистические особенности психотехники «навешивание ярлыков» в китайском медиадискурсе // Общество. 2014. № 1. С. 37–40.

17. Резникова Н. А. Семантический анализ политической лексики // Вестник ТГПУ. 2005. Вып. 4 (48). Серия: Гуманитарные науки (Филология). С. 49–54.

18. Сковородников А. П. Экология русского языка. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. 388 с.

19. Федорова М. А., Семилет Т. А. Мем в медиасреде как ярлык и стигма // Медиаисследования. 2016. № 3. С. 211–216.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх