Political Labels in Modern Russian Political Media Discourse

 
PIIS013161170003954-8-1
DOI10.31857/S013161170003954-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Siberian Federal University
Affiliation: Siberian Federal University
Journal nameRusskaya Rech’
EditionIssue 1
Pages44-57
Abstract

The article states absence of uniform understanding of the term ‘verbal labels’ and determines that neutral and positively evaluated characteristics of a subject were erroneously classifi ed as verbal labels. Based on the analyses of formation methods for more than 200 verbal labels represented in political media discourse, and recognition of its common attributes, the authors specified the defi nition of the term ‘political label’. Two complementary classifi cations of labels that are used in modern political media discourse were suggested. The fi rst classifi cation is founded on a discredited object, or target (in this case targets are the following: political dignitaries and protagonists of a particular ideology, ideology itself, nation, geographical features such as countries and cities); the second one is built upon the time of their appearance and functioning (labels of pre-Soviet, Soviet and post-Soviet times; the authors note occurrence of such political labels which function for a long time during several different time periods). The article also raises a question concerning the need to study evaluative antonymic correlates of political labels — political glorifiers, or apologetic means. According to the authors’ opinion, extensive use of axiological antipodes in political media discourse refl ects violent social and political confrontations in Russian society which is fraught with diminishment of the state’s security. Research results could be used not only by experts in the field of political linguistics and media linguistics but also by those who develop political discourse in Russia.

Keywordspolitical media discourse, political label, classification of labels, political apologetism
Received28.03.2019
Publication date28.03.2019
Number of characters24473
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 В эпоху информационно-психологического противоборства как стран, так и идеологических групп внутри страны, осуществляемого при помощи различных инструментов воздействия на массовое сознание, большую роль играет язык. Одним из средств осуществления такого противоборства, приобретающего в некоторых ситуациях характер инфор ма ционно-психологической войны, являются политические словесные ярлыки. Замечено, что «обилие и разнообразие в употреблении слов-ярлыков чаще наблюдается в случаях политического накала, обострения политических проблем, возникновения кризисных ситуаций» [Резникова 2005: 53].
2 Несмотря на ряд публикаций, посвященных словесным ярлыкам, называемым иногда стигмой, или клеймом [Комлев 2016: 6], их устоявшейся дефиниции на данном этапе нет. Большинство исследователей рассматривают ярлык как «средство создания образа врага, который, в свою очередь, является продуктом целенаправленного манипулирования сознанием» [Дмитриева 1994: 90]; как «слово или характеристику, которые используются с целью дискредитации человека/группы людей, а также для создания негативного образа предмета либо явления» [Нечипоренко 2014: 37]; как «необъективную, неаргументированную характеристику человека или явления, выраженную в эмоционально окрашенной форме» [Навасартян 2016: 460]. Однако эти определения не раскрывают глубинную суть феномена.
3 Кроме того, существует ошибочное, на наш взгляд, понимание ярлыка как такой краткой характеристики объекта, которая может иметь не только отрицательную, но и нейтральную и даже положительную коннотацию (см., например, [Ван Хуэй 2017: 73; Мягкова 2010: 189]). Номинативные идеологические единицы, обладающие сильной мелиоративной (возвеличивающей) коннотацией и ослабленным денотатом, можно терминировать как «апологетизмы» или «глорификаторы» [Сковородников 2016: 280].
4 Ошибочным можно считать также понимание ярлыка как любой негативно-оценочной лексической единицы, то есть любого слова с пейоративной семантикой (см. [Катенева 2009: 83]), потому что «при таком понимании к словесным ярлыкам пришлось бы отнести любые бранные, оскорбительные слова, отрицательные характеристики (инвективная лексика, клички, дисфемизмы и т. п.). Поэтому возникает необходимость разграничить словесные ярлыки и сходные с ними на первый взгляд понятия: инвективы, клички (прозвища), штампы (шаблоны), дисфемизмы и др.» [Булгакова 2012: 44].
5 Вторая проблема — проблема типологии словесных ярлыков. В литературе можно наблюдать попытки выделить типы словесных ярлыков. Так, в роли словесных ярлыков, по наблюдениям исследователей, выступают политические пейоративы, антропонимы [Лемешко 2013: 27; Голодов 2017: 130], мемы-ярлыки (мемы-стигматы) [Федорова, Семилет 2016: 215], лексические новообразования [Кузьминская 2014]. Н. Е. Булгакова разграничивает словесные ярлыки языковые (расист, антисемит и под.), не требующие контекста для их статусного определения, и словесные ярлыки речевые, или контекстуальные (перевёртыш, мясник и под.) [Булгакова 2012: 45]. Классификации словесных ярлыков на различных основаниях, освещающих их с разных сторон, насколько нам известно, не предпринимались.

Price publication: 0

Number of purchasers: 2, views: 3230

Readers community rating: votes 0

1. Bazylev V. N. Politicheskij diskurs v Rossii // Politicheskaya lingvistika. 2005. № 15. S. 5–32.

2. Bulgakova N. E. Slovesnye yarlyki kak leksiko-semanticheskoe i lingvoehkologicheskoe ponyatie // Mir russkogo clova. 2012. № 2. S. 42–47.

3. Van Khuehj. Gendernye stereotipy v slovesnykh yarlykakh v sovremennom rossijskom i kitajskom obschestve // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2017. № 8 (62). Chast' I. S. 43–46.

4. Golodov A. G. Strategiya informatsionnoj vojny v dinamike i ee verbal'nye priemy (na materiale yazyka nemetskoj massovoj periodiki) [Ehlektronnyj resurs] // Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S. A. Esenina. 2017. № 3 (56). S. 130–137. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29981783_99443490.pdf (data obrascheniya: 15.06.2018).

5. Dmitrieva O. L. Yarlyk v parlamentskoj rechi // Kul'tura parlamentskoj rechi. M.: Nauka, 1994. S. 90–96.

6. Kateneva I. G. «Nakleivanie yarlykov» kak ehffektivnyj priem manipulyatsii v tekstakh oppozitsionnykh izdanij // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009. № 1 (13). S. 83–87.

7. Kistyakovskij B. V zaschitu prava (intelligentsiya i pravosoznanie) [Ehlektronnyj resurs] // VҌkhi: sbornik statej o russkoj intelligentsii. M., 1909. URL: http://www.vehi.net/vehi/kistyak.html (data obrascheniya: 20.06.2018).

8. Klushina N. I. Teoriya ideologem // Politicheskaya lingvistika. 2014. № 4 (50). S. 54–58.

9. Komlev Yu. Yu. Teoriya stigmatizatsii: genezis, ob'yasnitel'nyj potentsial, znachenie // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2016. № 2 (24). S. 6–14.

10. Kuz'minskaya S. I. «Yarlyk» kak sredstvo manipulirovaniya massovym soznaniem [Ehlektronnyj resurs] // V mire nauki i iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedeniya i kul'turologii. 2014. № 36. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 21567242_68868539.pdf (data obrascheniya: 01.06.2018).

11. Lemeshko Yu. R. Attraktivnost' diskursivnykh performativnykh formul kak form massovoj kommunikatsii // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2013. № 3 (24). S. 22–28.

12. Losev A. F. Filosofiya. Mifologiya. Kul'tura. M.: Politizdat, 1991. 525 s.

13. Marinova E. V. Novye politicheskie affektivy: spetsifika funktsionirovaniya v sovremennykh mediatekstakh [Ehlektronnyj resurs] // Leksikologiya. Leksikografiya: (Russko-slavyanskij tsikl). Russkaya dialektologiya. Kognitivnaya lingvistika. Sbornik statej po materialam XLVI Mezhdunarodnoj filologicheskoj konferentsii. 2017. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29940940_20472390.pdf (data obrascheniya: 10.06.2018).

14. Myagkova A. Yu. Yazykovaya manipulyatsiya kak orudie informatsionno-politicheskoj bor'by // Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta. 2010. № 8. S. 188–191.

15. Navasartyan L. G. «Nakleivanie yarlykov» kak odin iz priemov manipulyatsii informatsiej v SMI // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Nov. ser. Ser. Filologiya. Zhurnalistika. 2016. T. 16, vyp. 4. S. 459–463.

16. Nechiporenko B. Yu. Pragmalingvisticheskie osobennosti psikhotekhniki «naveshivanie yarlykov» v kitajskom mediadiskurse // Obschestvo. 2014. № 1. S. 37–40.

17. Reznikova N. A. Semanticheskij analiz politicheskoj leksiki // Vestnik TGPU. 2005. Vyp. 4 (48). Seriya: Gumanitarnye nauki (Filologiya). S. 49–54.

18. Skovorodnikov A. P. Ehkologiya russkogo yazyka. Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t, 2016. 388 s.

19. Fedorova M. A., Semilet T. A. Mem v mediasrede kak yarlyk i stigma // Mediaissledovaniya. 2016. № 3. S. 211–216.

Система Orphus

Loading...
Up