The motif of imposture and the sectarian context In the possessed by Ф. M. Dostoevsky

 
PIIS013160950007681-3-1
DOI10.31860/0131-6095-2019-4-81-91
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Postgraduate Student
Affiliation: Department of History of Russian Literature, Faculty of Philology, Lomonosov Moscow State University
Journal nameRusskaia literatura
EditionIssue 4
Pages81-91
Abstract The article examines the motif of imposture in relation to sectarianism in The Possessed. The author focuses on the Skoptsy’s legend about their leader Kondratii Selivanov, his return and accession to the throne, and demonstrates its topicality in the late 1860’s due to the high-profile court case against the merchant M. К. Plotitsyn. The article outlines the main cultural contexts which are introduced in the novel in conjunction with the motif of imposture, and underscores the connection between the sectarian theme and Dostoevsky’s antinihilistic standpoint, as well as the problem of Russian-Polish relations.
Keywords F. M. Dostoevsky, The Possessed, Stavrogin, imposture, the Skoptsy sect, Kondratii Selivanov, M. K. Plotitsyn court case, V. I. Kelsiev.
Received25.11.2019
Publication date12.12.2019
Number of characters39704
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.

Number of purchasers: 2, views: 1230

Readers community rating: votes 0

1. Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского. СПб., 1883.

2. Волгин И. Л. Родиться в России. М., 1991.

3. Голос. 1869. № 33, 70, 94.

4. Дело петрашевцев: В 3 т. М.; Л., 1937. Т. 1, 3.

5. Достоевский Ф. М. Письма: В 4 т. / Под ред. А. С. Долинина. М.; Л., 1930. Т. 2.

6. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1974–1985. Т. 9, 10, 11, 12, 28–2.

7. Записки И. П. Липранди. Мнение, представленное д. с. с. И. П. Липранди по требованию высочайше учрежденной комиссии над злоумышленниками. 17 августа 1849 г. // Русская старина. 1872. Т. 6. № 7.

8. Кельсиев В. И. Святорусские двоеверы. III. Божии люди // Заря. 1869. № 11.

9. Кельсиев В. И. Раскольники и острожники. Очерки и рассказы. Соч. Ф. В. Ливанова // Заря. 1870. № 4.

10. Липранди И. П. Краткое обозрение существующих в России расколов, ересей и сект как религиозном, так и в политическом их значении (1853 г.) // Сборник правительственных сведений о раскольниках / Сост. В. И. Кельсиевым. Лондон, 1861. Вып. 2.

11. Майорова О. Царевич-самозванец в социальной мифологии пореформенной эпохи // РОССИЯ / RUSSIA. Вып. 3 (11): Культурные практики в идеологической перспективе. Россия, XVIII — начало XX века. М., 1999.

12. Мельников П. И. Белые голуби // Русский вестник. 1869. № 5.

13. Мельников П. И. Записка о русском расколе, составленная Мельниковым для в. к. Кон-стантина Николаевича по поручению Ланского (1857 г.) // Сборник правительственных сведений о раскольниках / Сост. В. И. Кельсиевым. Лондон, 1860. Вып. 1.

14. Мельников П. И. Тайные секты // Русский вестник. 1868. № 5.

15. Михнюкевич В. А. Фольклор в «Бесах» Ф. М. Достоевского // Русская литература. 1991. № 4.

16. Надеждин Н. И. Исследование о скопческой ереси // Сборник правительственных сведений о раскольниках / Сост. В. И. Кельсиевым. Лондон, 1862. Вып. 3.

17. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры: В 5 т. М., 1996. Т. 3: XVII — начало XVIII века.

18. Партия Герцена и старообрядцы // Русский вестник. 1867. № 3.

19. Плюханова М. Б. О национальных средствах самоопределения личности: самосакрализация, самосожжение, плавание на корабле // Из истории русской культуры: В 5 т. М., 1996. Т. 3: XVII — начало XVIII века.

20. Поддубная Р. Н. Двойничество и самозванство // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1994. Т. 11 / Ред. Г. М. Фридлендер.

21. Раскол как орудие враждебных России партий // Русский вестник. 1867. № 4.

22. Санкт-Петербургские ведомости. 1869. № 33.

23. Сараскина Л. И. «Бесы»: роман-предупреждение. М., 1990.

24. Современные известия. 1869. № 76.

25. Успенский Б. А. Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен // Успенский Б. А. Избр. труды: В 3 т. М., 1994. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры.

26. Цой Л. Н. Проблемы раскола и народных ересей в мировоззрении и творчестве Ф. М. Достоевского. Якутск, 1995.

27. Чащина Л. Ф. Герцен и старообрядцы Юго-Восточной Европы: Письмо Герцена и Огарева к А. В. Никитину // Лит. наследство. 1985. Т. 96: Герцен и Запад / Отв. ред. С. А. Макашин, Л. Р. Ланский.

28. Чащина Л. Ф. Русская революционно-демократическая эмиграция и старообрядчество Юго-Восточной Европы («революционное агентство» в Тульче в 1862–1865 гг.) // Социально-экономическая и политическая история Юго-Восточной Европы (до середины XIX века). Кишинев, 1980.

29. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. М., 1939. Т. 1.

30. Чистов К. В. Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд). СПб., 2003.

31. Щапов А. П. Земство и раскол. Бегуны // Время. 1862. № 11.

32. Щапов А. П. Умственные направления русского раскола // Дело. 1867. № 10.

33. Murav H. Representations of the Demonic: Seventeenth Century Pretenders and The De-vils // Slavic and East European Journal. 1991. Vol. 35. № 1.

Система Orphus

Loading...
Up