Мотив самозванства и сектантский контекст в романе Ф. М. Достоевского «Бесы»

 
Код статьиS013160950007681-3-1
DOI10.31860/0131-6095-2019-4-81-91
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант
Аффилиация: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Название журналаРусская литература
ВыпускНомер 4
Страницы81-91
Аннотация В статье анализируется связь мотива самозванства в романе «Бесы» с сектантской тематикой. В центре внимания автора — легенда скопцов о возвращении и воцарении на престоле их лидера, Кондратия Селиванова, которая приобрела актуальность в конце 1860-х годов из-за громкого скопческого процесса над купцом М. К. Плотицыным. В работе исследуются основные культурные контексты, связанные с мотивом самозванства в «Бесах», делается вывод о подчиненности темы сектантства антинигилистической концепции Ф. М. Достоевского и ее связи с проблемой русско-польских отношений.
Ключевые словаФ. М. Достоевский, «Бесы», Ставрогин, самозванство, секта скопцов, Кон-дратий Селиванов, дело М. К. Плотицына, В. И. Кельсиев.
Получено25.11.2019
Дата публикации12.12.2019
Кол-во символов39704
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1234

Оценка читателей: голосов 0

1. Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского. СПб., 1883.

2. Волгин И. Л. Родиться в России. М., 1991.

3. Голос. 1869. № 33, 70, 94.

4. Дело петрашевцев: В 3 т. М.; Л., 1937. Т. 1, 3.

5. Достоевский Ф. М. Письма: В 4 т. / Под ред. А. С. Долинина. М.; Л., 1930. Т. 2.

6. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1974–1985. Т. 9, 10, 11, 12, 28–2.

7. Записки И. П. Липранди. Мнение, представленное д. с. с. И. П. Липранди по требованию высочайше учрежденной комиссии над злоумышленниками. 17 августа 1849 г. // Русская старина. 1872. Т. 6. № 7.

8. Кельсиев В. И. Святорусские двоеверы. III. Божии люди // Заря. 1869. № 11.

9. Кельсиев В. И. Раскольники и острожники. Очерки и рассказы. Соч. Ф. В. Ливанова // Заря. 1870. № 4.

10. Липранди И. П. Краткое обозрение существующих в России расколов, ересей и сект как религиозном, так и в политическом их значении (1853 г.) // Сборник правительственных сведений о раскольниках / Сост. В. И. Кельсиевым. Лондон, 1861. Вып. 2.

11. Майорова О. Царевич-самозванец в социальной мифологии пореформенной эпохи // РОССИЯ / RUSSIA. Вып. 3 (11): Культурные практики в идеологической перспективе. Россия, XVIII — начало XX века. М., 1999.

12. Мельников П. И. Белые голуби // Русский вестник. 1869. № 5.

13. Мельников П. И. Записка о русском расколе, составленная Мельниковым для в. к. Кон-стантина Николаевича по поручению Ланского (1857 г.) // Сборник правительственных сведений о раскольниках / Сост. В. И. Кельсиевым. Лондон, 1860. Вып. 1.

14. Мельников П. И. Тайные секты // Русский вестник. 1868. № 5.

15. Михнюкевич В. А. Фольклор в «Бесах» Ф. М. Достоевского // Русская литература. 1991. № 4.

16. Надеждин Н. И. Исследование о скопческой ереси // Сборник правительственных сведений о раскольниках / Сост. В. И. Кельсиевым. Лондон, 1862. Вып. 3.

17. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры: В 5 т. М., 1996. Т. 3: XVII — начало XVIII века.

18. Партия Герцена и старообрядцы // Русский вестник. 1867. № 3.

19. Плюханова М. Б. О национальных средствах самоопределения личности: самосакрализация, самосожжение, плавание на корабле // Из истории русской культуры: В 5 т. М., 1996. Т. 3: XVII — начало XVIII века.

20. Поддубная Р. Н. Двойничество и самозванство // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1994. Т. 11 / Ред. Г. М. Фридлендер.

21. Раскол как орудие враждебных России партий // Русский вестник. 1867. № 4.

22. Санкт-Петербургские ведомости. 1869. № 33.

23. Сараскина Л. И. «Бесы»: роман-предупреждение. М., 1990.

24. Современные известия. 1869. № 76.

25. Успенский Б. А. Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен // Успенский Б. А. Избр. труды: В 3 т. М., 1994. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры.

26. Цой Л. Н. Проблемы раскола и народных ересей в мировоззрении и творчестве Ф. М. Достоевского. Якутск, 1995.

27. Чащина Л. Ф. Герцен и старообрядцы Юго-Восточной Европы: Письмо Герцена и Огарева к А. В. Никитину // Лит. наследство. 1985. Т. 96: Герцен и Запад / Отв. ред. С. А. Макашин, Л. Р. Ланский.

28. Чащина Л. Ф. Русская революционно-демократическая эмиграция и старообрядчество Юго-Восточной Европы («революционное агентство» в Тульче в 1862–1865 гг.) // Социально-экономическая и политическая история Юго-Восточной Европы (до середины XIX века). Кишинев, 1980.

29. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. М., 1939. Т. 1.

30. Чистов К. В. Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд). СПб., 2003.

31. Щапов А. П. Земство и раскол. Бегуны // Время. 1862. № 11.

32. Щапов А. П. Умственные направления русского раскола // Дело. 1867. № 10.

33. Murav H. Representations of the Demonic: Seventeenth Century Pretenders and The De-vils // Slavic and East European Journal. 1991. Vol. 35. № 1.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх