Transcending Time

 
PIIS013160950004562-2-1
DOI10.31860/0131-6095-2019-1-243-244
Publication type Review
Source material for review Померанцев К. Оправдание поражения. СПб.: Некоммерческое партнерство «Русская культура», 2018. 640 с., ил.
Status Published
Authors
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation,
Journal nameRusskaia literatura
EditionIssue 1
Pages243-244
Abstract

-

Keywords-
Received29.03.2019
Publication date29.03.2019
Number of characters8192
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-243-244
2 © М. В. Михайлова
3 СКВОЗЬ ВРЕМЯ*
4 Появление книги, под обложкой которой собрано наследие яркого представителя лите- ратуры русского зарубежья, всегда праздник для литературоведа. Это означает, что все меньше остается белых пятен, все больше имен извлекается из забвения. И возможно, с наи- большим правом сказанное относится к со- зданному Кириллом Дмитриевичем Померан- цевым (1906–1991), чья посмертная судьба оказалась на первых порах незавидной: дол- гие годы ниша в колумбарии, где покоится его прах, оставалась безымянной, а означенная книга (в первоначальном варианте) должна была появиться еще 20 лет назад. Но, как на- писано в предуведомлении «От составителя» А. П. Радашкевича, «рукопись претерпела мно- гие приключения, прошла через честные и не- честные руки» (с. 6) и вот только теперь пред- ставлена читателю. Конечно, особая роль в выходе сборника принадлежит поэту Александру Радашкевичу, трудившемуся с Померанцевым бок о бок до- вольно долгое время в редакции газеты «Рус- ская мысль», на какое-то время сблизившему- ся с ним и сохранившему не только память о своем товарище, но и его архивные материа- лы. Он и сформировал состав книги, который надо признать очень удачным, поскольку дает представление обо всех аспектах деятель- ности непритязательного труженика пера, ка- ким считал себя Померанцев. Открывает книгу «Полный корпус сти- хотворений», состоящий из стихов разных лет, не датированных и не опубликованных при жизни, цикла «Итальянские негативы» и поэ- тических произведений, написанных в послед- ние годы. Собранные впервые воедино (при жизни автора был издан в Париже один кро- шечный сборник, изобилующий опечатками и «поправками» редактора-составителя!), они ясно прочертили творческий путь Померанце- ва-стихотворца и убедительно доказали, что перед нами поэт со своей нотой, собственным голосом, характеристика которого закреплена в отточенных формулах рецензии Радашкеви- ча: «неверие в земные мерила и постоянно не- удающаяся попытка смирения», «отрешенная созерцательность», «безнадежная и просвет- ленная обреченность» (с. 436, 437). Затем сле- дуют мемуары (этот сборник вышел в 1981 году в Лондоне), которые дополнены портретами литераторов, извлеченными из периодических изданий и не вошедшими в опубликованный в Лондоне корпус. Художественная проза По- меранцева представлена его «Итальянскими
5 * Померанцев К. Оправдание поражения. СПб.: Некоммерческое партнерство «Русская культура», 2018. 640 с., ил.
6 негативами», а с Померанцевым-критиком да- ет возможность познакомиться раздел «Ста- тьи, рецензии, некрологи». Особенно интерес- но «Приложение» к данному сборнику. Соста- витель предложил вниманию читателя «Авто- биографические заметки» Померанцева, что очень важно, так как они приоткрыли за не- сколько мрачным обликом поэта, постоянно ощущающего безнадежность всех своих попы- ток «закрепиться» в жизни, человека иронич- ного, представившего эту самую свою жизнь как череду чудес (кстати, о «присущем ему юморе» (с. 439) вспоминали многие из знав- ших Померанцева). С Померанцевым-интер- вьюером знакомство состоялось благодаря напечатанной беседе с дочерью Ф. И. Шаляпи- на. О Померанцеве-редакторе и издателе дают представление опубликованные воспоминания о Шаляпине А. Маршака и очерк Д. Шкувало- вой-Шаляпиной «Сказки Шаляпина». Критика не очень баловала Померанцева вниманием. Тем ценнее два отзыва о его воспо- минаниях и стихах, принадлежащие перу Ра- дашкевича и И. Васильева. Разбор мемуаров, сделанный Радашкевичем, вступает в свое- образный диалог и даже полемику с предисло- вием Б. Филиппова к книге лондонского изда- тельства, помещенным здесь же. Завершают раздел воспоминания Радашкевича, в которых он пытается разобраться в личности ушедше- го из мира друга (где мы опять же видим яр- кие определения: это был «человек совершен- ного, законченного жеста» (с. 444), соеди- нивший «щемящий трагизм мировосприятия» с «усмешкой автоиронии» (с. 443)), и прощаль- ное слово Арины Гинзбург. Данное издание должно быть признано научным, чему свидетельство — прекрасный научный аппарат книги. Импульсом к написа- нию исследовательских работ может послу- жить список основных публикаций Померан- цева в «Русской мысли» за 1951–1991 годы. «Померанцев-критик», «Померанцев-журна- лист», «Померанцев-философ», наконец, «По- литические взгляды К. Д. Померанцева» — вот приблизительно те темы, которые могут воз- никнуть при ознакомлении со списком, демон- стрирующим разносторонность интересов автора статей. Помимо регулярных откликов на книги стихов, Померанцев помещал и рабо- ты, группирующиеся в «мировоззренческие» циклы. Назовем некоторые из них: «Кризис современного сознания и коммунистический мир», «Мысли о нашем времени», «Человек и современный мир». Стихотворения поэта и его мемуары про- комментированы Радашкевичем и О. Р. Деми- довой, явившейся также научным редактором книги. В комментариях к стихам зафиксированы разночтения и варианты, и это сыграет боль- шую роль для уяснения места и значения поэ- зии Померанцева в культуре русского зарубе- жья. Комментарии Демидовой обстоятельны, выявляют широкий историко-литературный и культурный контекст. Читаются они едва ли не с тем же интересом, что и сами мемуары, так как благодаря им читателю становятся более ясны эстетические позиции «портрети- руемых» литераторов, их взаимоотношения с автором мемуаров и окружением. А это по- зволяет дополнить субъективную оптику при подходе к явлению объективным взглядом на людей и события ученого. Можно приветство- вать и предуведомление комментатора к ком- ментариям, в котором раскрываются принци- пы комментирования, что, однако, не снимает некоторых вопросов. Почему комментарии обрываются на ме- муарах? Или прозаические «Итальянские не- гативы» комментариев не заслужили, так же как и разделы статей и приложений? В любом случае, надо было бы оговорить причину их от- сутствия. Хотя Демидова указала, что в имен- ном указателе «о широко известных персонах сообщаются сведения самого общего порядка» (с. 476), все же как-то странно читать о Пушки- не, что он только «поэт, прозаик, драматург» (с. 618). Известно, что среди комментаторов идет спор, как характеризовать такие извест- ные фигуры. И большинство склоняется к мне- нию, что достаточно дать только годы жизни или вообще опустить имя… Вообще к именному указателю возникает больше всего претензий: во-первых, много опечаток (годы рождения: Я. Н. Горбова — 1986 вместо 1896, В. Л. Кор- вин-Пиотровского — 1981 вместо 1891 и др.), есть неточности (группа акмеистов возникла в 1911, а не 1912 году), а также «неловкие» формулировки: Ахматова определена как «одна из шести акмеистов» (с. 604), Камю как «сторонник экзистенциализма „абсурдного“» (с. 612). Присутствует некоторая несоотнесенность полноты сведений: почему-то только Сергей Кречетов удостоился упоминания о существовании посвященной ему статьи в словаре «Русские писатели. 1800–1917», хотя там имеются и статьи об Ахматовой, Гумилеве, Мандельштаме. Инициаторы издания книги дали ей название «Оправдание поражения», использовав заголовок некоторых публикаций Померанцева в «Русской мысли», в которых он анализировал творчество поэтов, незаслуженно оттесненных с литературной авансцены. Но ей можно было бы дать и название «Сквозь время» по аналогии с книгой его мемуаров, озаглавленной «Сквозь смерть», так как появление этого издания внушает надежду, что имя поэта, прозаика, мемуариста, журналиста Кирилла Померанцева отныне будет надежно вписано в галерею значимых деятелей русской культуры. Украсили книгу иллюстрации Ю. Анненкова к «Итальянским негативам» из журнала «Мосты» (1963) и графика художника из собрания Ренэ Герра, а также многочисленные снимки людей из окружения Померанцева и сделанные им самим фотографии.

Price publication: 100

Number of purchasers: 2, views: 976

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up