Советская политическая карикатура 1920–1930-х гг.

 
Код статьиS086956870002292-2-1
DOI10.31857/S086956870002292-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт российской истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 6
Страницы84-102
Аннотация

 

 

Ключевые слова
Получено09.11.2018
Дата публикации12.11.2018
Кол-во символов58947
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В неопубликованных заметках известнейшего карикатуриста Д.С. Моора есть любопытное утверждение: «Мир расколот на две половины, капиталистическую и коммунистическую, идеалистическую и материалистическую. Если первой половине свойственна живопись, то второй – графика, если первой свойственна пластика, то второй – вес и т.д. Они диаметрально противоположны»1. Можно спорить, в какой степени живопись свойственна капиталистическому миру, а графика коммунистическому (и не получается ли тогда, что мир капитализма многоцветен, а в мире социализма преобладают чёрно-белые тона), но всё же важность графики вообще и политической карикатуры в частности признавалась в те годы очевидной. «Революция избрала и фиксировала рисунок как могучее средство для своих целей», – утверждал художник2. 1. РГАЛИ, ф. 1988, оп. 1, д. 379, л. 42.

2. Там же, л. 36.
2 Искусствоведы давно занимаются историей политической карикатуры 1920–1930-х гг., хотя изучалась она не столько как целостный феномен, сколько как творчество отдельных художников. В советское время преобладали позитивные (если не сказать восторженные) оценки. Так, автор книги о журнале «Крокодил» задавался вопросом: «Чем объяснить столь блистательный расцвет этого жанра изобразительного искусства? Как родилось, развивалось и совершенствовалось яркое созвездие талантов, сгусток подлинного мастерства, сочетающего виртуозность и оригинальность рисунка с глубиной и остроумием тематического решения?»3. Иногда подобные оценки встречаются и в современной литературе, но всё же в постсоветский период верх взяли мнения столь же односторонние, но уже негативные. В.С. Казаневский пишет: «Сталин окружил себя большой группой “карманных” карикатуристов, которые в своих незамысловатых рисунках его расхваливали… Когда Гитлер ещё как бы не был врагом Сталина, но не был и другом, советские карикатуристы его или слегка похваливали, или просто не трогали. Когда же Гитлер “напал” на Сталина, советские карикатуристы набросились на него со всей своей чудовищной ядовитой силой. На плакатах, в листовках, в газетах и журналах были выпущены тысячи простоватых карикатур, изображающих ненавистного “поганца” Гитлера и “бесстрашного богатыря” Сталина»4. Необходимо отметить, что автор искажает факты. Советские карикатуристы, надо отдать им должное, не «похваливали» Гитлера (мне, по крайней мере, не встретилось ни одной подобной карикатуры даже во времена советско-германского сближения в 1939–1940 гг.). Зато в «Крокодиле» в качестве отрицательного персонажа Гитлер впервые появился уже в 1929 г. и потом, особенно в 1932–1933 и 1936–1938 гг., был одной из основных мишеней5. Что же касается политики и повседневности Третьего рейха, они рисовались самыми чёрными красками – если только это образное выражение применимо к карикатуре, нередко цветной… Впрочем, в изображении Германии действительно преобладали тёмные, мрачные тона. 3. Абрамский И.П. Смех сильных. О художниках журнала «Крокодил». М., 1977. С. 6.

4. Казаневский В.С. Искусство современной карикатуры. Киев, 2004. С. 143.

5. Подробнее см.: Голубев А.В. «Часовой, вооружённый карандашом». Германия и немцы в советской политической карикатуре (1922–1939 гг.) // Россия и Германия в ХХ веке. Т. 2. Бурные прорывы и разбитые надежды. Русские и немцы в межвоенные годы. М., 2010. С. 85–105.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2184

Оценка читателей: голосов 0

1. Абрамский И.П. Смех сильных. О художниках журнала «Крокодил». М., 1977. С. 6.

2. Казаневский В.С. Искусство современной карикатуры. Киев, 2004. С. 143.

3. Голубев А.В. «Часовой, вооружённый карандашом». Германия и немцы в советской политической карикатуре (1922–1939 гг.) // Россия и Германия в ХХ веке. Т. 2. Бурные прорывы и разбитые надежды. Русские и немцы в межвоенные годы. М., 2010. С. 85–105.

4. Кротков А.П. Карикатура. Непридуманная история. М., 2015.

5. Алексеев Е.П. «Звучание тишины»: контрасты и парадоксы сталинской эпохи в газетной графике // Quaestio Rossica. 2015. № 4. С. 83–108;

6. Меринов В.Ю. «Сквозь магический кристалл»: карикатура и карикатуризация реальности в советской центральной прессе 1920-х годов (на примере газеты «Правда») // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2016. Т. 2. № 6. С. 27–39.

7. Соколов А.Б. Текст, образ, интерпретация: визуальный поворот в современной западной историографии // Очевидная история. Проблемы визуальной истории России ХХ столетия. Челябинск, 2008. С. 10–24;

8. Голиков А.Г., Рыбачёнок И.С. Путь «канатоходца» // Родина. 2012. № 4. С. 99.

9. Филиппова Т.А. «Больной человек» в эпоху войн и революций: образ Турции в русской журнальной сатире, 1908–1918. М., 2016. С. 11.

10. Ерин М.Е. Образы лидеров Третьего рейха в советской политической карикатуре 1930–1940-х годов. Учебное пособие. Ярославль, 2009. С. 5.

11. Фитцпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история советской России в 30-е годы: город. М., 2008. С. 225.

12. Зверева С.Н. Советская внешнеполитическая карикатура 1930-х годов: Опыт источниковедческого исследования // Источниковедческие исследования. Вып. 1. М., 2004. С. 205.

13. Киянская О.И., Фельдман Д.М. Очерки истории русской советской литературы и журналистики 1920-х – 1930-х годов: Портреты и скандалы. М., 2015. С. 260.

14. Орлов И.Б. «Новая буржуазия» в сатире 1920-х гг. // История России XIХ–ХХ вв.: Новые источники понимания. М., 2001. С. 231.

15. Токарев В.А. Советский фоторепортаж польской кампании (1939): организация и структура // Проблемы российской истории. Вып. 7. Магнитогорск, 2006. С. 553.

16. Моор Д.С. Московские мастера сатиры // Моор Д.С. Я – большевик! Сборник статей. М., 1967. С. 85.

17. Орлова Г. «Воочию видим»: фотография и советский проект в эпоху их технической воспроизводимости // Власть и медиа. СПб., 2006. С. 193. Крокодил. 1932. № 8. С. 1.

18. Голиков А.Г., Рыбачёнок И.С. Джон Буль сломает зубы. Образ англичанина в русской политической карикатуре в конце XIX – начале XX века // Родина. 2014. № 11. С. 7.

19. Стыкалин С., Кременская И. Советская сатирическая печать. 1917–1963. М., 1963. С. 458–466.

20. Абрамский И.П. Смех сильных…; Скороходов Г.А. Сатирическая журналистика («Крокодил», «Лапоть», «Смехач», «Чудак») // Очерки истории русской советской журналистики. М., 1968;

21. «Счастье литературы». Государство и писатели. 1925–1938 гг.: Документы / Сост. Д.Л. Бабиченко. М., 1997. С. 59.

22. Власть и художественная интеллигенция: Документы ЦК РКП(б)–ВКП(б), ВЧК–ГПУ–НКВД о культурной политике. 1917–1953 гг. / Сост. А. Артизов, О. Наумов. М., 2002. С. 131.

23. Ефимов Б. Мне хочется рассказать. М., 1970. С. 198.

24. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985. С. 38.

25. Дмитриев А.В. Социология политического юмора. Очерки. М., 1998. С. 68–69.

26. Костин В.И. Михаил Михайлович Черемных. М., 1957. С. 14.

27. Иоффе М.Л. Десять очерков о художниках-сатириках. М., 1971. С. 100.

28. Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху (20–30-е годы). М., 2003. С. 410.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх