«Грязный злой русский». Образ России на немецких открытках Первой мировой войны

 
Код статьиS086956870002291-1-1
DOI10.31857/S086956870002291-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: МГУ им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 6
Страницы65-83
Аннотация

 

 

Ключевые слова
Получено09.11.2018
Дата публикации12.11.2018
Кол-во символов56785
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Образ России на Западе, роль и функции её репрезентаций как важнейшего «Другого» при конструировании общеевропейской идентичности не раз привлекали внимание исследователей1. Существует обширная литература, посвящённая восприятию и изображению России в отдельных странах2. Среди множества рассматриваемых при этом сюжетов, относящихся к разным эпохам, заметное место занимает Первая мировая война – время прямого, не только военного, но и пропагандистского, духовного, воображаемого столкновения немцев и русских3.

1. Groh D. Rußland im Blicke Europas. 300 Jahre historische Perspektiven. Neuwied am Main, 1988; Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М., 2003; Нойман И. Использование «другого». Образ Востока в формировании европейских идентичностей. М., 2004. C. 99–156.

2. Особо следует отметить многотомный Вуппертальский проект, посвящённый исследованию русско-немецких взаимовосприятий от средневековья до наших дней. URL: >>>>

3. См., в частности: Verführungen der Gewalt. Russen und Deutsche im Ersten und Zweiten Weltkrieg / K. Eimermacher, A. Volpert (Hg.). München, 2005.
2 Исследование истории Первой мировой войны к началу XXI в. сместилось от политико-дипломатической и социальной проблематики к анализу «культуры войны», интегрирующей в себе менталитеты, повседневные практики, а также пропаганду и идеологию, взаимовлияние которых становится предметом изучения4. В этом отношении чрезвычайно важным источником является почтовая открытка – яркое свидетельство и отражение обыденной жизни, соединявшее в себе пропагандистское послание и возможность отклика на него, публичное и частное. Всерьёз в поле зрение исследователей открытка попала лишь с середины 1990-х гг.5 С тех пор количество посвящённых ей публикаций постоянно растёт. Однако их авторы, за редчайшим исключением, рассматривают открытку исключительно как визуальный источник («картинку»), игнорируя то, что имеют дело со средством коммуникации и товаром массового потребления. Тем самым упускается единственная в своём роде возможность изучения непосредственного отклика потребителя на предложенное ему визуальное послание. С другой стороны, многолетний опыт исследования феномена открытки убеждает в том, что она не может быть в полной мере понята лишь «из неё самой», без учёта множества факторов, касающихся её происхождения (автор, издатель), бытования (распространение, потребление) и, наконец, трактовки. В последнем случае требуется не только иконографический и иконологический анализ изображения, совершаемый с позиций сегодняшнего дня и, соответственно, содержащий неизбежный модернизирующий или телеологический момент, но и умение раскрыть видение сюжетов открыток их современниками. Для этого необходимо исследовать как общий дискурс по тому или иному предмету (в данном случае – суждения о России), так и, по возможности, тот реальный или литературный материал, который лёг в основу изображения на открытке, и, наконец, всевозможные отклики на него – в личных посланиях на самих карточках, в мемуарах, дневниках, прессе и т.п. 4. Bauerkämper A., Julie E. Einleitung // Durchhalten! Kriegskulturen und Handlungspraktiken im Ersten Weltkrieg / A. Bauerkämper, E. Julie (Hg.) Göttingen, 2010. S. 13.

5. Weigel H., Lukan W., Peyfuss M.D. Jeder Schuss ein Russ, jeder Stoss ein Franzos‬: literarische und graphische Kriegspropaganda in Deutschland und Österreich, 1914–1918. Wien, 1983; Fischer P. Die propagandistische Funktion von Bildpostkarten im Ersten Weltkrieg. Motivanalytischen Überlegungen // Der Erste Weltkrieg als Kommunikationsereignis. Gießen, 1993; Metken S. «Ich hab’ diese Karte im Schützengraben geschrieben...» // Die letzten Tage der Menschheit: Bilder des Ersten Weltkrieges. Berlin, 1994; Danielson E.S. «Patriotic and Profitable»: The World War I Postcards in the Hoover Institution Archives // Postcards in the library: invaluable visual resources. N.Y., 1995; May O. Deutsch sein heisst treu sein. Ansichtkarten als Spiegel von Mentalität und Untertanenerziehung in der Wilhelminischen Ära (1888–1918). Hildesheim, 1998; Hagenow E. Mit Gott für König, Volk und Vaterland. Die Bildpostkarte als Massen- und Bekentnismedium // Bildpropaganda im Ersten Weltkrieg. Hamburg, 2000; Huss M.-M. Histoires de famille: cartes postales et culture de guerre. P., 2000; Flemming T. Grüβe aus dem Schützengraben. Feldpostkarten im Ersten Weltkrieg aus der Sammlung Ulf Heinrich. Berlin, 2004; Brocks Ch. Die bunte Welt des Krieges. Bildpostkarten aus dem Ersten Weltkrieg 1914–1918. Essen, 2008; Jaworski R. Zur Internationalisierung politischer Bilderwelten im Ersten Weltkrieg – am Beispiel russischer Plakate und Propagandapostkarten // Geschichte in Wissenschaft und Unterricht. 63 (2012). ‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬
3 Такой подход позволяет выявить содержательные и визуальные особенности образа России, созданного немцами к началу войны, показать их устойчивость или развитие, определить, каковы были основные темы немецких открыток, изображавших Россию и русских, и как менялись их акценты, кто являлся производителем подобной продукции, какую эволюцию претерпели её социальные и пропагандистские функции, как эти картинки воспринимались в обществе и, в частности, немецкими солдатами и какой след они оставили в послевоенной памяти.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1747

Оценка читателей: голосов 0

1. Groh D. Ru?land im Blicke Europas. 300 Jahre historische Perspektiven. Neuwied am Main, 1988;

2. Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М., 2003;

3. Нойман И. Использование «другого». Образ Востока в формировании европейских идентичностей. М., 2004. C. 99–156.

4. Verfuhrungen der Gewalt. Russen und Deutsche im Ersten und Zweiten Weltkrieg / K. Eimermacher, A. Volpert (Hg.). Munchen, 2005.

5. Bauerkamper A., Julie E. Einleitung // Durchhalten! Kriegskulturen und Handlungspraktiken im Ersten Weltkrieg / A. Bauerkamper, E. Julie (Hg.) Gottingen, 2010. S. 13.

6. Weigel H., Lukan W., Peyfuss M.D. Jeder Schuss ein Russ, jeder Stoss ein Franzos?: literarische und graphische Kriegspropaganda in Deutschland und Osterreich, 1914–1918. Wien, 1983;

7. Fischer P. Die propagandistische Funktion von Bildpostkarten im Ersten Weltkrieg. Motivanalytischen Uberlegungen // Der Erste Weltkrieg als Kommunikationsereignis. Gie?en, 1993;

8. Metken S. «Ich hab’ diese Karte im Schutzengraben geschrieben...» // Die letzten Tage der Menschheit: Bilder des Ersten Weltkrieges. Berlin, 1994;

9. Danielson E.S. «Patriotic and Profitable»: The World War I Postcards in the Hoover Institution Archives // Postcards in the library: invaluable visual resources. N.Y., 1995;

10. May O. Deutsch sein heisst treu sein. Ansichtkarten als Spiegel von Mentalitat und Untertanenerziehung in der Wilhelminischen Ara (1888–1918). Hildesheim, 1998;

11. Hagenow E. Mit Gott fur Konig, Volk und Vaterland. Die Bildpostkarte als Massen- und Bekentnismedium // Bildpropaganda im Ersten Weltkrieg. Hamburg, 2000;

12. Huss M.-M. Histoires de famille: cartes postales et culture de guerre. P., 2000;

13. Flemming T. Gru?e aus dem Schutzengraben. Feldpostkarten im Ersten Weltkrieg aus der Sammlung Ulf Heinrich. Berlin, 2004;

14. Brocks Ch. Die bunte Welt des Krieges. Bildpostkarten aus dem Ersten Weltkrieg 1914–1918. Essen, 2008;

15. Jaworski R. Zur Internationalisierung politischer Bilderwelten im Ersten Weltkrieg – am Beispiel russischer Plakate und Propagandapostkarten // Geschichte in Wissenschaft und Unterricht. 63 (2012).

16. Laquer W. Deutschland und Russland. Berlin, 1965. S. 30.

17. Lemberg H. Zur Entstehung des Osteuropabegriffs im 19. Jahrhundert: Vom «Norden» zum «Osten» Europas // Jahrbucher fur Geschichte Osteuropas. 33. 1985. № 1;

18. Klug E. «Das asiatische Ru?land». Uber die Entstehung eines europaischen Vorurteils // Historische Zeitschrift. 1987. Bd. 245.

19. Jahn P. Russophilie und Konservatismus. Die russophile Literatur in der deutschen Offentlichkeit 1831–1852. Stuttgart, 1980.

20. Медяков А.С. Первая мировая война на почтовых открытках. Кн. IV. Киров, 2014. С. 183. IV/0537

21. Schafer J. Vermessen, gezeichnet, verlacht: Judenbilder in popularen Zeitschriften 1918– 933. Frankfurt a/M, 2005. S. 113.

22. Kestler S. Die deutsche Auslandsaufklarung und das Bild der Ententmachte im Spiegel zeitgenossischer Propagandaveroffentlichungen wahrend des Ersten Weltkrieges. Frankfurt a/M, 1994. S. 191–193.

23. Ristovic M.D. Schwarzer Peter und die Rauber vom Balkan. Themen uber den Balkan und Serbien in satirischen Zeitschriften 1903–1918. Wien, 2015.

24. Kemper H. Die tierischen Schadlinge im Sprachgebrauch. Berlin, 1959. S. 55–56.

25. Orlowski H. «Polnische Wirtschaft». Zum deutschen Polendiskurs der Neuzeit. Wiesbaden, 1996. S. 133–134, 172.

26. Shayo A. Ferdinand Preiss. Art Deco Sculptor. The Fire and the Flame. Woodbridge, 2005. P. 23.

27. Дуглас М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу. М., 2000. С. 236.

28. Kipp M. Gro?reinemachen im Osten. Feindbilder in deutschen Feldpostbriefen im Zweiten Weltkrieg. Frankfurt a/M, 2014. S. 70.

29. Preisendanz W. Verordnete Wahrnehmung. Zum Verhaltnis von Foto und Begleittext // Sprache im technischen Zeitalter. 1971. № 37. S. 1–8.

30. Nelson R.L. «Unsere Frage ist der Osten». Representations of the Occupied East in German Soldier Newspapers, 1914–1918 // Zeitschrift fur Ostmitteleuropaforschung. 2002. Jg. 51. H. 4.

31. О культурной символике таракана см.: Елистратов В.С. Новый таракан // Нева. 2006. № 12.

32. Liulevicius V.G. War Land on the Eastern Front. Cambridge, 2004. P. 162.

33. Кёнен Г. Между страхом и восхищением. «Российский комплес» в сознании немцев, 1900–1945. М., 2010. С. 73.

34. Lipp A. Meinungslenkung im Krieg. Kriegserfahrungen deutscher Soldaten und ihre Deutung 1914–1918. Gottingen, 2003. S. 228.

35. Paddock T.R.E. Creating the Russian Peril. Education, the Public Sphere, and National Identity in Imperial Germany, 1890–1914. Rochester; N.Y., 2010. P. 226.

36. Reimann A. Der gro?e Krieg der Sprachen. Untersuchungen zur historischen Semantik in Deutschland und England zur Zeit des Ersten Weltkriegs. Essen, 2010. S. 210.

37. Kronenberg M. Die Bedeutung der Schule fur die «Heimatfront» im Ersten Weltkrieg. Sammlungen, Hilfsdienste, Feiern und Nagelungen. Diss. Gottingen, 2010. S. 233.

38. Mihaly J. …da gibt's ein Wiedersehn! Kriegstagebuch eines Madchens, 1914–1918. Freiburg, 1982. S. 127.

39. Kessel M. Gewalt schreiben. «Deutscher Humor» in den Weltkriegen. // Ordnungen in der Krise: zur politischen Kulturgeschichte Deutschlands 1900–1933. Munchen, 2007. S. 231–232.

40. Haffner S. Geschichte eines Deutschen. Die Erinnerungen 1914–1933. Munchen, 2002. S. 22.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх