Качество медицинского обслуживания в российском регионе: сравнительный анализ «субъективных» показателей

 
Код статьиS013216250006654-2-1
DOI10.31857/S013216250006654-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт стратегических исследований Республики Башкортостан
Адрес: Российская Федерация, Уфа
Должность: ведущий научный сотрудник, доцент
Аффилиация: филиал Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева
Адрес: Российская Федерация, Новокузнецк
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 9
Страницы146-153
Аннотация

На основе результатов опроса потребителей медицинских услуг и экспертов из числа врачей и преподавателей медицинского вуза,осуществляется диахронный (на протяжении десяти лет) анализ качества здравоохранения в одном из российских регионов (на примере Республики Башкортостан). Эмпирической базой являются результаты шести опросов (по два в каждый год), осуществленных по аналогичному инструментарию в 2006, 2011 и 2016 гг. в нескольких поликлиниках, клинических учреждениях и на кафедрах медицинского университета при больницах Уфы.

Ключевые словакачество медицинского обслуживания, ведущие тренды, российский регион
Получено20.09.2019
Дата публикации25.09.2019
Кол-во символов23313
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 На современном этапе развития мирового здравоохранения актуальна не столько задача охвата всего населения, который в значительной части высокоразвитых стран мира уже достигнут, сколько повышение уровня качества медицинского обслуживания, соответствующего современным требованиям. В российском обществе данная тенденция совпала с требованиями модернизации, начавшейся с 2000-х гг., когда наибольшую актуальность в развитии всей социальной сферы, в том числе здравоохранения, приобрели в первую очередь их качественные характеристики. Не случайно «одним из основных приоритетов системы здравоохранения является обеспечение качества медицинской помощи. Если ранее основное количество жалоб были посвящены отсутствию помощи в принципе, то сегодня граждане все больше внимания уделяют требованиям качества»1. Результаты приводимого в настоящей статье исследования во многом подтверждают данный вывод. 1. Минздравом России разработаны и внедрены критерии качества и система мониторинга критериев качества медицинской помощи. Материал опубликован на официальном сайте Министерства здравоохранения РФ 04 сентября 2015 в 12:24 (обновлён 06 сентября 2015 в 18:51). URL: >>>> (дата обращения: 05.02.2019).
2

Теоретические и методические основания анализа

3

Предлагаемый ВОЗ методологический подход к определению качества медицинского обслуживания основан на структурных, процессуальных и результирующих подходах к оценке качества медицинской помощи. А качество медицинских услуг определяется как «применение медицинской науки и технологии таким образом, чтобы максимизировать их выгоду для здоровья, соответственно, без увеличения риска неблагоприятных исходов» [Donabedian, 1979: 277—278]. Существуют и другие подходы к данной проблеме. Например, определение качества медицинского обслуживания как «предоставление эффективных медицинских услуг, неизменно радующее пациента и осуществляемое в соответствии с последними клиническими рекомендациями и стандартами» [Mosadeghrad, 2013: 203] или как ее предоставление, с достижением максимально возможных клинических результатов при имеющихся ресурсах [Appleby, 2009]. Другое определение – «показатель, который через предоставление медицинских услуг для отдельных лиц и населения в целом увеличивает вероятность желаемого клинического результата, соответствует современным профессиональным знаниям и медицинским технологиям» [Lohr, 1990: 20]. Таким образом, даже в западной науке, где исследования проблем качества здравоохранения имеют сложившиеся традиции, нет четкого и общепринятого определения [Панов, 2015].

4 Анализ других научных публикаций, посвященных исследованию качества медицинского обслуживания показывает, что значительная часть посвящается разработке медико-экономических стандартов, оригинального набора индикаторов, критериев качества и других преимущественно количественных его показателей [Дементьев, 2016; Низамутдинова, Галиахметова, 2014; Рожков, 2012; Шарафутдинова, Кузнецова, 2015].
5 Авторская модель качества здравоохранения основана на том, что наряду со структурой, процессом и результатами здравоохранения, существенную роль в повышении его качества играют так называемые «сопутствующие» факторы, в том числе: логистические (удаленность, транспортная доступность, оперативность предоставления и т.д.), финансовые (соотношение бесплатных и платных услуг, доступность оплачиваемого обслуживания и т.д.), идентификационные (уровень самоощущений клиентов) и другие аспекты. Качественное медицинское обслуживание представляет собой совокупность таких характеристик реализации здравоохранения, которые обеспечивают: во-первых, доступность и своевременность оказания помощи; во-вторых, наивысший уровень профилактики и излечения от заболеваний на основе последних достижений науки и высокого профессионализма врачебно-медицинского персонала; в-третьих, оптимальное соотношение бюджетных и платных процедур диагностики и лечения, предполагающее доступность последних широким слоям населения; в-четвертых, как результирующий элемент, получение пациентами высокого внутреннего самоощущения качества обслуживания. То есть подчеркивается, с одной стороны, процессуальный характер качества медицинского обслуживания, и значительная роль идентификационных (в смысле самоощущения) характеристик данного явления с точки зрения пациентов, с другой стороны.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 757

Оценка читателей: голосов 0

1. Ахметьянова Р.А., Имильбаева Р.Р. Социальные факторы удовлетворенности населения качеством амбулаторной медицинской помощи (на примере Республики Башкортостан) // Вестник ВЭГУ. 2017. № 5 (91). С. 11–18.

2. Дементьев Д.В. Качество и финансирование медицинских услуг // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 12–10. С. 28–31.

3. Карпикова И.С. Качество и доступность медицинских услуг: мнение населения и специалистов сферы здравоохранения // Социологические исследования. 2015. № 6 (374). С. 53–57.

4. Низамутдинова А.З., Галиахметова А.М. Качество бюджетных услуг в сфере здравоохранения // Эффективные системы менеджмента: качество, инновации, устойчивое развитие. 2014. Т. 1. № 4. С. 111.

5. Панов А.В. Факторы, влияющие на качество медицинского обслуживания // Главный врач: Хозяйство и право. 2015. №6. С. 27–38.

6. Рожков Н.Н. Оценка качества медицинских услуг на основе статистических критериев соблюдения норм медико-экономических стандартов // Информационно-управляющие системы. 2012. №1. С. 84–87.

7. Шарафутдинова Е.Н., Кузнецова О.М. Аспекты оценки качества медицинских услуг // Научный альманах. 2015. №9 (11). С. 901–904.

8. Appleby J. Does improving quality save money? London: The Health Foundation, 2009. DOI: 10.1136/bmj.b3678

9. Donabedian A. The quality of medical care: a concept in search of a definition // The Journal of family practice. No. 9 (2). 1979. P. 277–284.

10. Lohr N. Kathleen Medicare: A Strategy for Quality Assurance. Washington, DC: National Academy Press, 1990.

11. Mosadeghrad A.M. Healthcare service quality: Towards a broad definition // International Journal of Health Care Quality Assurance. No. 26 (3). 2013. P. 203–219.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх