BICH 1917. Sobytiya goda v satire sovremennikov. Moscow, 2017

 
PIIS086956870002244-9-1
DOI10.31857/S086956870002244-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Tsiolkovsky Kaluga State University
Address: Russian Federation, Kaluga
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 6
Pages203-205
Abstract

 

 

Keywords
Received07.11.2018
Publication date12.11.2018
Number of characters10518
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В начале ХХ в. в России произошла настоящая революция в области журнальной графики, когда развлекательный юмор неуклонно превращался в политически заострённую сатиру. В 1917 г. революция «журнальная» должна была сомкнуться с политической. Но о том, как развивалась эта тенденция и каковы оказались её последствия, мало кто задумывался до появления рецензируемого издания (автор идеи почётный член Российской академии художеств В.В. Гусейнов).
2 Великой российской революции «не повезло» как с изобразительной, так и с литературно-художественной репрезентацией (об иконографии и говорить не приходится). Сталинский террор обернулся деперсонализацией событий пред- и революционного времени. Общество лишилось своей подлинной, зрительно узнаваемой истории. Люди стали воспринимать прошлое по постановочным фильмам, которые выдавали за документальные, и по лентам агитационного характера.
3 Положение несколько изменилось в годы перестройки. Но здесь преобладало стремление восполнить нехватку фотографического ряда1. Только относительно недавно журнальная карикатура времён Первой мировой войны и революции была показана достаточно полно: особый нарратив позволил скорректировать былые политические или социальные в своей основе представления о событиях исследуемого периода2. 1. Революционный держите шаг: фотоальбом о трёх русских революциях / Сост. В.Б. Гриб; авторы текста: В.П. Булдаков, Е.А. Никифоров, С.В. Тютюкин. М., 1987.

2. См.: Баратов П.Н., Филиппова Т.А. «Враги России». Образы и риторики вражды в русской журнальной сатире эпохи Первой мировой войны. М., 2014; Баратов П.Н., Филиппова Т.А. 1914–1918: Великая война и Великая революция в русской журнальной сатире. М., 2017; Ветер Семнадцатого года. Российский политический плакат 1917 г. М., 2017.
4 Данная книга необычна. Это, по сути, иллюстрированная хроника событий 12 месяцев 1917 г. Во-первых, здесь представлен карикатурный ряд лишь одного из выходивших тогда еженедельников – «Биче». Гусейнов руководствовался, вероятно, эстетическими соображениями: в «Биче» работали лучшие карикатуристы (В.Н. Денисов (Дени), Б.И. Антоновский, М.П. Бобышев) и известные сатирики (В.В. Князев, Д’Актиль (А.А. Френкель), Е. Венский (Е.О. Пяткин), Б. Мирский (Б.С. Миркин-Гецевич). Иллюстрации авторы отобрали, видимо, по эстетической и литературной выразительности. Особую роль сыграло и то обстоятельство, что в конце мая 1917 г. главным редактором еженедельника стал «неудобный» журналист А.В. Амфитеатров, направлявший острие критики на большевиков, по его мнению, сознательно провоцировавших хаос в угоду Германии.
5 Во-вторых, кардинально изменилось соотношение между карикатурами и сопроводительным текстом. Они не столько дополняли друг друга, сколько создавали контрастную «неопределённость» привычного и непривычного нарративов. Подписи к иллюстрациям играли роль своеобразного пояснительного «мостика». То, что это было сделано намеренно, подтверждает предисловие «Бич сатиры и революция», написанное известным историком В.П. Булдаковым. Исследователь уже давно предлагает не политическую, а социально-бунтарскую интерпретацию событий 1917 г.3 За это его порой критикуют4, и автор, пожалуй, использовал ещё один шанс для отстаивания своей точки зрения, согласно которой за спиной образованных политических «фантазёров» (и правых, и левых) стояло нечто большее, – стихия возмущения их невнятными и медленными действиями. 3. См.: Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 2010; Булдаков В.П. Российская многопартийность: иллюзии прошлого, химеры современности // Полис. 2016. № 4. С. 100–114; Булдаков В.П. Революция 1917 года: мифы, которые мы выбираем // Вестник Тверского государственного университета. Сер. История. 2017. № 1. С. 39–62; Булдаков В.П. «Тонкие материи» революции и «ментальные ступоры» историографии // Воронцово поле. Вестник фонда «История Отечества». 2017. № 1. С. 43–45; и др.

4. См. об этом: Колоницкий Б.И. Юбилейный год и историки революции // Российская история. 2018. № 1. С. 185.

Number of purchasers: 0, views: 1184

Readers community rating: votes 0

1. Revolyutsionnyj derzhite shag: fotoal'bom o tryokh russkikh revolyutsiyakh / Sost. V.B. Grib; avtory teksta: V.P. Buldakov, E.A. Nikiforov, S.V. Tyutyukin. M., 1987.

2. Baratov P.N., Filippova T.A. «Vragi Rossii». Obrazy i ritoriki vrazhdy v russkoj zhurnal'noj satire ehpokhi Pervoj mirovoj vojny. M., 2014

3. Buldakov V.P. Krasnaya smuta. Priroda i posledstviya revolyutsionnogo nasiliya. M., 2010

4. Kolonitskij B.I. Yubilejnyj god i istoriki revolyutsii // Rossijskaya istoriya. 2018. № 1. S. 185.

Система Orphus

Loading...
Up