БИЧ 1917. События года в сатире современников.

 
Код статьиS086956870002244-9-1
DOI10.31857/S086956870002244-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: КГУ им. К.Э. Циолковского
Адрес: Российская Федерация, Калуга
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 6
Страницы203-205
Аннотация

 

 

Ключевые слова
Получено07.11.2018
Дата публикации12.11.2018
Кол-во символов10518
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В начале ХХ в. в России произошла настоящая революция в области журнальной графики, когда развлекательный юмор неуклонно превращался в политически заострённую сатиру. В 1917 г. революция «журнальная» должна была сомкнуться с политической. Но о том, как развивалась эта тенденция и каковы оказались её последствия, мало кто задумывался до появления рецензируемого издания (автор идеи почётный член Российской академии художеств В.В. Гусейнов).
2 Великой российской революции «не повезло» как с изобразительной, так и с литературно-художественной репрезентацией (об иконографии и говорить не приходится). Сталинский террор обернулся деперсонализацией событий пред- и революционного времени. Общество лишилось своей подлинной, зрительно узнаваемой истории. Люди стали воспринимать прошлое по постановочным фильмам, которые выдавали за документальные, и по лентам агитационного характера.
3 Положение несколько изменилось в годы перестройки. Но здесь преобладало стремление восполнить нехватку фотографического ряда1. Только относительно недавно журнальная карикатура времён Первой мировой войны и революции была показана достаточно полно: особый нарратив позволил скорректировать былые политические или социальные в своей основе представления о событиях исследуемого периода2. 1. Революционный держите шаг: фотоальбом о трёх русских революциях / Сост. В.Б. Гриб; авторы текста: В.П. Булдаков, Е.А. Никифоров, С.В. Тютюкин. М., 1987.

2. См.: Баратов П.Н., Филиппова Т.А. «Враги России». Образы и риторики вражды в русской журнальной сатире эпохи Первой мировой войны. М., 2014; Баратов П.Н., Филиппова Т.А. 1914–1918: Великая война и Великая революция в русской журнальной сатире. М., 2017; Ветер Семнадцатого года. Российский политический плакат 1917 г. М., 2017.
4 Данная книга необычна. Это, по сути, иллюстрированная хроника событий 12 месяцев 1917 г. Во-первых, здесь представлен карикатурный ряд лишь одного из выходивших тогда еженедельников – «Биче». Гусейнов руководствовался, вероятно, эстетическими соображениями: в «Биче» работали лучшие карикатуристы (В.Н. Денисов (Дени), Б.И. Антоновский, М.П. Бобышев) и известные сатирики (В.В. Князев, Д’Актиль (А.А. Френкель), Е. Венский (Е.О. Пяткин), Б. Мирский (Б.С. Миркин-Гецевич). Иллюстрации авторы отобрали, видимо, по эстетической и литературной выразительности. Особую роль сыграло и то обстоятельство, что в конце мая 1917 г. главным редактором еженедельника стал «неудобный» журналист А.В. Амфитеатров, направлявший острие критики на большевиков, по его мнению, сознательно провоцировавших хаос в угоду Германии.
5 Во-вторых, кардинально изменилось соотношение между карикатурами и сопроводительным текстом. Они не столько дополняли друг друга, сколько создавали контрастную «неопределённость» привычного и непривычного нарративов. Подписи к иллюстрациям играли роль своеобразного пояснительного «мостика». То, что это было сделано намеренно, подтверждает предисловие «Бич сатиры и революция», написанное известным историком В.П. Булдаковым. Исследователь уже давно предлагает не политическую, а социально-бунтарскую интерпретацию событий 1917 г.3 За это его порой критикуют4, и автор, пожалуй, использовал ещё один шанс для отстаивания своей точки зрения, согласно которой за спиной образованных политических «фантазёров» (и правых, и левых) стояло нечто большее, – стихия возмущения их невнятными и медленными действиями. 3. См.: Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 2010; Булдаков В.П. Российская многопартийность: иллюзии прошлого, химеры современности // Полис. 2016. № 4. С. 100–114; Булдаков В.П. Революция 1917 года: мифы, которые мы выбираем // Вестник Тверского государственного университета. Сер. История. 2017. № 1. С. 39–62; Булдаков В.П. «Тонкие материи» революции и «ментальные ступоры» историографии // Воронцово поле. Вестник фонда «История Отечества». 2017. № 1. С. 43–45; и др.

4. См. об этом: Колоницкий Б.И. Юбилейный год и историки революции // Российская история. 2018. № 1. С. 185.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1179

Оценка читателей: голосов 0

1. Революционный держите шаг: фотоальбом о трёх русских революциях / Сост. В.Б. Гриб; авторы текста: В.П. Булдаков, Е.А. Никифоров, С.В. Тютюкин. М., 1987.

2. Баратов П.Н., Филиппова Т.А. «Враги России». Образы и риторики вражды в русской журнальной сатире эпохи Первой мировой войны. М., 2014

3. Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 2010

4. Колоницкий Б.И. Юбилейный год и историки революции // Российская история. 2018. № 1. С. 185.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх