Buddhists and Soviet State in 1946–1960s

 
PIIS013038640001572-7-1
DOI10.31857/S086956870001572-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Department of World History and Socio-Political Sciences, Institute of History, Public Administration and International Relations
Affiliation: Kemerovo State University
Address: Russian Federation, Kemerovo
Journal nameRossiiskaia istoriia
Edition
Pages77-88
Abstract

  

Abstract (other)
Keywords
Received11.10.2018
Publication date12.10.2018
Number of characters35358
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

 

История буддизма в России (СССР) вызывает большой интерес у историков, религиоведов, этнографов. В то же время, несмотря на немалое количество имеющихся по этой теме исследований, в историографии до сих пор существуют «пробелы», связанные с послевоенным периодом деятельности буддийских организаций, в частности проблемами, касающимися их институционального становления и внешнеполитической деятельности, вероисповедной политики государства и особенностей религиозной жизни в буддийских регионах.

 

2

Так, в фундаментальном труде, изданном под патронажем Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, в главе, посвящённой истории Бурятии послевоенных лет, описаны положения православных, баптистских, католических, иудейских общин, но «забыта» вновь образованная буддийская религиозная организация [1]. Данный факт следует считать досадным недоразумением. Вместе с тем исследований по указанному периоду немного, и в них, как правило, лишь в нескольких предложениях констатируются легализация буддийской организации, принятие учредительных документов и открытие культового здания. Исключениями являются монография М.В. Монгуш, где в том числе рассказывается о распространении буддизма в Туве в советское и постсоветское время [2], а также диссертация бурятского историка Д.Г. Чимитдоржин [3]. Содержательная информация об институциональном становлении буддизма изложена в «Историко-культурном атласе Бурятии» [4].

3

Традиционно буддизм (в большей степени школы Гелугпа) [5], был распространён среди монгольских народов (бурят, тувинцев, калмыков) и частично алтайцев. Отчасти ассимилировавшийся с существовавшим ранее шаманизмом, он фундаментально проник во все сферы жизни калмыцкого, большей части сибирских народов и оставил заметный след в их обрядах (свадебных, родильных, погребальных), повлиял на календарные праздники. Особенно интенсивным и эффективным было воздействие ламаизма на формирование ментальности и правил нравственного поведения, системы воспитания и образования этих народов. Одновременно на территории их проживания шло активное развитие философской школы, литературы, изобразительного искусства и традиционной медицины этого религиозного учения.

4

В начале ХХ в. в Калмыкии и Бурятии существовали достаточно развитые, самостоятельные, иерархически оформленные социальные организации. До революции 1917 г. в Калмыкии было около сотни монастырей (29 больших и 71 малый) [6]. В начале ХХ в. на территории Бурятской АССР насчитывалось 34 буддийских монастыря и приблизительно 14 тыс. лам (примерно 10–12% населения) [7].

5

Революционные потрясения 1917 г. привели к существенной трансформации религиозных организаций всех конфессий бывшей Российской империи: они лишились, согласно первым законодательным актам советской власти, как движимого и недвижимого имущества, так и статуса юридических лиц.

Number of purchasers: 0, views: 1621

Readers community rating: votes 0

1. Istoriya Buryatii. V 3 t. T. 3. Ulan-Udeh, 2011. S. 267–268.

2. Mongush M.V. Istoriya buddizma v Tuve (vtoraya polovina VI – konets KhKh veka). Novosibirsk, 2001.

3. Chimitdorzhin D.G. Istoriya buddijskoj tserkvi v Buryatii. 1945–2000 gg. Avtoref. dis. … kand. ist. nauk. Ulan-Udeh, 2005.

4. Istoriko-kul'turnyj atlas Buryatii. M., 2001. S. 432–436.

5. Gelugpa (ot tibet. «Gelug») – odna iz chetyryokh glavnykh linij preemstvennosti tibetskogo buddizma. Chasto nazyvaetsya takzhe shkoloj «zhyoltykh shapok». Delaet osobyj upor na izuchenie tekstov, monastyrskuyu traditsiyu, ispol'zuet tantricheskuyu praktiku. Dlya ucheniya kharakterna razvitaya ritual'nost' i podchinenie uchenika uchitelyu – lame.

6. Ochirov U.B. Mezhkonfessional'nye otnosheniya i religioznaya situatsiya v Kalmykii v 1917–1920 gg. // Vestnik RUDN. Ser. Istoriya Rossii. 2006. № 1(5). S. 72.

7. Gosudarstvennyj arkhiv respubliki Buryatiya (dalee – GA RB), f. R-1857, op. 1, d. 24, l. 2.

8. Cangkha (ot sanskrita «sobranie, mnozhestvo») – buddijskaya obschina kak edinoe soobschestvo veruyuschikh, zhivuschikh v raznykh stranakh.

9. Kenin-Lopsan M.B. Shamanskij fol'klor v tsentre Azii (Tsentr arkhivnykh dokumentov partij i obschestvennykh organizatsij Tsentral'nogo gosudarstvennogo arkhiva respubliki Tyva (dalee – TsADPOO TsGA RT), f. 359, op. 1, d. 5, l. 28).

10. Burkhanizm – altajskaya traditsionnaya politeisticheskaya religiya, vklyuchayuschaya ehlementy lamaizma i shamanizma.

11. Nasonov A.A. Lamaizm v mezhkonfessional'nom vzaimodejstvii na yuge Zapadnoj Sibiri (vtoraya polovina XIX – pervaya tret' XX v). Kemerovo, 2013. S. 65, 102.

12. Zberovskaya E.L. Kalmyki-spetspereselentsy v Sibiri: problemy sokhraneniya ehtnicheskoj identichnosti v usloviyakh deportatsii // Vestnik Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issledovanij RAN. 2013. № 3. S. 48–49.

13. Iz istorii religioznykh konfessij Buryatii. KhKh vek. Sbornik dokumentov. Ulan-Udeh, 2001. S. 145–146.

14. Mongush M.V. Istoriya buddizma v Tuve… S. 138.

15. Badmaeva E.N. Religioznaya politika sovetskogo gosudarstva v period nehpa: na primere Kalmytskoj avtonomnoj oblasti // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. № 1(56). T. 9. S. 113.

16. Sinitsyn F.L. Sovetskoe gosudarstvo i buddisty: 1925–1946 gg. // Rossijskaya istoriya. 2013. № 1. S. 75.

17. Arkhivnye dokumenty i materialy // Odintsov M.I. Vlast' i religiya v gody vojny. M., 2005. S. 473–474.

18. Ovchinnikov V.S. Bor'ba KPSS s ideologiej lamaizma. Avtoref. dis. … kand. ist. nauk. M., 1969. S. 25.

19. Khambo-lama – titul glavy nekotorykh regional'nykh buddijskikh organizatsij.

20. Pubaev R.E. Formirovanie nauchnogo mirovozzreniya i zadachi nauchno-ateisticheskogo vospitaniya (GA RB, f. R-1857, op. 1, d. 208, l. 51).

21. Iz istorii religioznykh konfessij Buryatii… S. 146.

22. Dandaron B.A. Pis'ma o buddijskoj ehtike. SPb., 1997. S. 6.

23. V sovremennom Buddijskom universitete v Buryatii studentov prinimayut posle 9-go klassa (15–16 let) po rezul'tatam sobesedovaniya, ehkzamenov na gramotnost' i predostavlenii spravki o psikhicheskom zdorov'e. Srok obucheniya vosem' let, posle chego student-khuvarak poluchaet posvyaschenie v lamy i mozhet byt' zachislen v shtat odnogo iz datsanov, vesti chastnuyu praktiku ili prodolzhit' obrazovanie v Mongolii ili Indii.

24. Ajmak (ot mong. «ajmag», kirg. «ajmak») – administrativnaya edinitsa v Mongolii, ryade regionov Rossii, KNR, Kirgizii.

25. Istoriko-kul'turnyj atlas Buryatii. M., 2001. S. 433–434.

26. Zhamsueva D. Pravovoj status buddijskoj konfessii buryat v sisteme rossijskoj gosudarstvennosti // Vlast'. 2008. № 11. S. 65.

27. Ulus (ot mong. «Uls», bur. «Ulas») – analog rajona.

28. Iz istorii religioznykh konfessij Buryatii… S. 147, 152.

29. TsADPOO TsGA RT, f. 2, op. 1, d. 210, l. 92.

30. Potapova N.V. Religioznaya zhizn' Sakhalina (vo vtoroj polovine KhIKh – nachale KhKhI vv.). Dis. … kand. ist. nauk. Yuzhno-Sakhalinsk, 2004. S. 149–150.

31. RGASPI, f. 17, op. 132, d. 285, l. 203.

32. Potapova N.V. Religioznaya zhizn' Sakhalina… S. 150.

33. Gosudarstvennyj arkhiv Chitinskoj oblasti (dalee – GA ChO), f. P-3, op. 7, d. 189, l. 124.

34. GA RB, f. R-1857, op. 1, d. 33, l. 23.

35. Dalaj-lama – dukhovnyj lider tibetskogo naroda.

36. Gorbatov A.V. Gosudarstvo i religioznye organizatsii Sibiri v 1940–1960-e gg. Dis. … d-ra ist. nauk. Kemerovo, 2009. S. 379–383.

37. GA RF, f. R-6991, op. 4, d. 126, l. 2–10.

38. Khambo-lama – titul glavy nekotorykh regional'nykh buddijskikh organizatsij.

39. GA RF, f. R-6991, op. 4, d. 126, l. 4.

40. Tam zhe, d. 127, l. 86.

41. GA RF, f. R-6991, op. 4, d. 127, l. 51; o deyatel'nosti spetssluzhb v veroispovednoj politike sm. podrobnee: Gorbatov A.V. KGB i religioznye organizatsii v Sibiri // Voprosy istorii. 2008. № 6. S. 128–132.

42. GA RF, f. R-6991, op. 4, d. 127, l. 51.

43. Tam zhe, d. 126, l. 47.

44. GA RB, f. R-1857, op. 1, d. 24. l. 4.

45. Tam zhe, l. 11.

46. GA RF, f. R-6991, op. 4, d. 428, l. 8.

47. TsADPOO TsGA RT, f. 2, op. 1, d. 769, l. 22; GA RB, f. R-1857, op. 1, d. 208, l. 52.

48. Mongush M.V. Istoriya buddizma v Tuve… S. 122.

49. GA ChO, f. P-3, op. 3, d. 14, l. 1.

50. GA RB, f. R-1857, op. 1, d. 24, l. 10–11.

51. RGASPI, f. 17, op. 132, d. 497, l. 62.

52. GA RB, f. R-1857, op. 1, d. 24, l. 8–9; d. 58, l. 1–2.

53. Tam zhe, d. 48, l. 4.

54. Obo (ot mong. «Ovoo») – svyatilische, mestoprebyvanie dukhov-khozyaev mestnosti, v traditsionnoj forme predstavlyayut soboj kuchi iz kamnej ili derev'ya, ukrashennye lentami.

55. Kochetov A.N. Lamaizm. M., 1973. S. 182.

Система Orphus

Loading...
Up