Всего подписок: 0, всего просмотров: 2687
Оценка читателей: голосов 0
1. История Бурятии. В 3 т. Т. 3. Улан-Удэ, 2011. С. 267–268.
2. Монгуш М.В. История буддизма в Туве (вторая половина VI – конец ХХ века). Новосибирск, 2001.
3. Чимитдоржин Д.Г. История буддийской церкви в Бурятии. 1945–2000 гг. Автореф. дис. … канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2005.
4. Историко-культурный атлас Бурятии. М., 2001. С. 432–436.
5. Гелугпа (от тибет. «Гелуг») – одна из четырёх главных линий преемственности тибетского буддизма. Часто называется также школой «жёлтых шапок». Делает особый упор на изучение текстов, монастырскую традицию, использует тантрическую практику. Для учения характерна развитая ритуальность и подчинение ученика учителю – ламе.
6. Очиров У.Б. Межконфессиональные отношения и религиозная ситуация в Калмыкии в 1917–1920 гг. // Вестник РУДН. Сер. История России. 2006. № 1(5). С. 72.
7. Государственный архив республики Бурятия (далее – ГА РБ), ф. Р-1857, оп. 1, д. 24, л. 2.
8. Cангха (от санскрита «собрание, множество») – буддийская община как единое сообщество верующих, живущих в разных странах.
9. Кенин-Лопсан М.Б. Шаманский фольклор в центре Азии (Центр архивных документов партий и общественных организаций Центрального государственного архива республики Тыва (далее – ЦАДПОО ЦГА РТ), ф. 359, оп. 1, д. 5, л. 28).
10. Бурханизм – алтайская традиционная политеистическая религия, включающая элементы ламаизма и шаманизма.
11. Насонов А.А. Ламаизм в межконфессиональном взаимодействии на юге Западной Сибири (вторая половина XIX – первая треть XX в). Кемерово, 2013. С. 65, 102.
12. Зберовская Е.Л. Калмыки-спецпереселенцы в Сибири: проблемы сохранения этнической идентичности в условиях депортации // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2013. № 3. С. 48–49.
13. Из истории религиозных конфессий Бурятии. ХХ век. Сборник документов. Улан-Удэ, 2001. С. 145–146.
14. Монгуш М.В. История буддизма в Туве… С. 138.
15. Бадмаева Е.Н. Религиозная политика советского государства в период нэпа: на примере Калмыцкой автономной области // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2009. № 1(56). Т. 9. С. 113.
16. Синицын Ф.Л. Советское государство и буддисты: 1925–1946 гг. // Российская история. 2013. № 1. С. 75.
17. Архивные документы и материалы // Одинцов М.И. Власть и религия в годы войны. М., 2005. С. 473–474.
18. Овчинников В.С. Борьба КПСС с идеологией ламаизма. Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1969. С. 25.
19. Хамбо-лама – титул главы некоторых региональных буддийских организаций.
20. Пубаев Р.Е. Формирование научного мировоззрения и задачи научно-атеистического воспитания (ГА РБ, ф. Р-1857, оп. 1, д. 208, л. 51).
21. Из истории религиозных конфессий Бурятии… С. 146.
22. Дандарон Б.А. Письма о буддийской этике. СПб., 1997. С. 6.
23. В современном Буддийском университете в Бурятии студентов принимают после 9-го класса (15–16 лет) по результатам собеседования, экзаменов на грамотность и предоставлении справки о психическом здоровье. Срок обучения восемь лет, после чего студент-хуварак получает посвящение в ламы и может быть зачислен в штат одного из дацанов, вести частную практику или продолжить образование в Монголии или Индии.
24. Аймак (от монг. «аймаг», кирг. «аймак») – административная единица в Монголии, ряде регионов России, КНР, Киргизии.
25. Историко-культурный атлас Бурятии. М., 2001. С. 433–434.
26. Жамсуева Д. Правовой статус буддийской конфессии бурят в системе российской государственности // Власть. 2008. № 11. С. 65.
27. Улус (от монг. «Улс», бур. «Улас») – аналог района.
28. Из истории религиозных конфессий Бурятии… С. 147, 152.
29. ЦАДПОО ЦГА РТ, ф. 2, оп. 1, д. 210, л. 92.
30. Потапова Н.В. Религиозная жизнь Сахалина (во второй половине ХIХ – начале ХХI вв.). Дис. … канд. ист. наук. Южно-Сахалинск, 2004. С. 149–150.
31. РГАСПИ, ф. 17, оп. 132, д. 285, л. 203.
32. Потапова Н.В. Религиозная жизнь Сахалина… С. 150.
33. Государственный архив Читинской области (далее – ГА ЧО), ф. П-3, оп. 7, д. 189, л. 124.
34. ГА РБ, ф. Р-1857, оп. 1, д. 33, л. 23.
35. Далай-лама – духовный лидер тибетского народа.
36. Горбатов А.В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940–1960-е гг. Дис. … д-ра ист. наук. Кемерово, 2009. С. 379–383.
37. ГА РФ, ф. Р-6991, оп. 4, д. 126, л. 2–10.
38. Хамбо-лама – титул главы некоторых региональных буддийских организаций.
39. ГА РФ, ф. Р-6991, оп. 4, д. 126, л. 4.
40. Там же, д. 127, л. 86.
41. ГА РФ, ф. Р-6991, оп. 4, д. 127, л. 51; о деятельности спецслужб в вероисповедной политике см. подробнее: Горбатов А.В. КГБ и религиозные организации в Сибири // Вопросы истории. 2008. № 6. С. 128–132.
42. ГА РФ, ф. Р-6991, оп. 4, д. 127, л. 51.
43. Там же, д. 126, л. 47.
44. ГА РБ, ф. Р-1857, оп. 1, д. 24. л. 4.
45. Там же, л. 11.
46. ГА РФ, ф. Р-6991, оп. 4, д. 428, л. 8.
47. ЦАДПОО ЦГА РТ, ф. 2, оп. 1, д. 769, л. 22; ГА РБ, ф. Р-1857, оп. 1, д. 208, л. 52.
48. Монгуш М.В. История буддизма в Туве… С. 122.
49. ГА ЧО, ф. П-3, оп. 3, д. 14, л. 1.
50. ГА РБ, ф. Р-1857, оп. 1, д. 24, л. 10–11.
51. РГАСПИ, ф. 17, оп. 132, д. 497, л. 62.
52. ГА РБ, ф. Р-1857, оп. 1, д. 24, л. 8–9; д. 58, л. 1–2.
53. Там же, д. 48, л. 4.
54. Обо (от монг. «Овоо») – святилище, местопребывание духов-хозяев местности, в традиционной форме представляют собой кучи из камней или деревья, украшенные лентами.
55. Кочетов А.Н. Ламаизм. М., 1973. С. 182.