On gender issues in Siberia in the early stages of Russian colonization

 
PIIS086956870017377-5-1
DOI10.31857/S086956870017377-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Russian History, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 6
Pages61-68
Abstract

             

Keywords
Received26.08.2021
Publication date09.11.2021
Number of characters25359
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Семейно-брачные отношения сибиряков привлекали внимание многих исследователей. Дореволюционные историки обычно сводили гендерные проблемы переселенцев к так называемому женскому вопросу – нехватке за Уралом в XVI–XVII вв. русских женщин и, как следствие, падению морали и массовой метисации населения, которая, по мнению некоторых авторов, привела к превращению сибиряков в «особую народность»1. Главным обоснованием этого мнения являлись исходящие от высшего духовенства Сибири документы обличительной направленности, изображающие первопроходцев и первопоселенцев как людей, открыто и массово сожительствующих с «иноземческими жонками» и погрязших в «блудном пребеззаконном житье».

1.  Щапов А.П. Собрание сочинений. Дополнительный том. Иркутск, 1937. С. 129; Шашков С.С. Очерки русских нравов в старинной Сибири // Отечественные записки. 1867. № 17–20. С. 681–736; № 22–24. С. 232–272; Оглоблин Н.Н. «Женский вопрос» в Сибири в XVII в. // Исторический вестник. 1890. № 7. С. 195–207; Фирсов Н.Н. Чтения по истории Сибири. Вып. 1. М., 1915. С. 64, 70–76.
2 Из отправляемых из Тобольской епархии в Москву в 1620-х гг. сообщений следовало, что в Сибири того времени происходило то, «о чем не только писать, но и слышать гнусно». Патриарх Филарет узнал, что многие русские в Сибири «живут с некрещеными иноземками как со своими женами и детей с ними приживают», «женятся на сестрах двоюродных и родных, на дочерях своих, блудом посягают на своих матерей и дочерей». Сообщалось, что, отправляясь из дома надолго по каким-либо делам, многие закладывают своих жён (такое право по законодательству того времени мужья имели)2. Принявшие их в заклад с ними «блуд творят беззазорно», и если вернувшиеся мужья жён своих не выкупят, то владельцы такого живого заклада их продают «на воровство и на работу всяким людям», а иные «бедных и убогих вдов и девиц беспомощных для воровства берут к себе насильно… А иные… на Руси жен своих и детей пометали, а в Сибири поимают иных жен; а у иных… и в Сибири на том городе жена и на другом другая, а иные… велят женам своим блуд деяти с чужими мужми»3. 2.  Развитие русского права в XV – первой половине XVII в. М., 1986. С. 152.

3.  Оглоблин Н.Н. Указ. соч. С. 200; Фирсов Н.Н. Указ. соч. С. 70–71.
3 Судя по таким сообщениям, сибиряки наладили и «контрабандный» вывоз женщин из Европейской России, для которого порой использовали изощрённые способы. Отправляясь «со всякими государевыми делы» в Москву, казаки за верхотурским волоком (т.е. на сибирской «границе») женились, затем жён своих там же оставляли, «на Руси» снова женились или просто подговаривали женщин ехать с собой в Сибирь (причём, как правило, на казённых подводах), а по возвращении всех вывезенных спутниц продавали «своей же братье». Практиковалось и похищение «женок и девок» друг у друга. Резюмируя такие факты, историки приходили к заключению, что на женщину в Сибири тогда смотрели как на ходовой товар, ради обладания которым переселенцы готовы были идти на тяжкие преступления. Отсюда следовал и, казалось бы, логичный вывод, повторяемый некоторыми современными исследователями: если пришельцы «не церемонились с русскими женщинами, то тем менее они церемонились с инородческими. Вся история покорения Сибири и история взимания с её обитателей ясака есть вместе с тем история похищения женщин у инородческого населения»4. Такие взгляды до 1930-х гг. бытовали не только среди историков, находя отражение и в поэзии. Марина Цветаева в стихотворении «Сибирь» упомянула казаков, которые «женок сманенных проигрывали в зернь». 4.  Фирсов Н.Н. Указ. соч. С. 73; Хоменкер В.Р. Социальная структура, гендерный состав и семейные отношения русских переселенцев в Сибири и на Дальнем Востоке // Албазинский острог: История, археология, антропология народов Приамурья. Новосибирск, 2019. С. 256.

Number of purchasers: 1, views: 508

Readers community rating: votes 0

1. Barakhovich P.N. Sluzhiloe naselenie Tsentral'noj Sibiri v XVII stoletii (Enisejskij i Krasnoyarskij uezdy). Dis. … kand. ist. nauk. Krasnoyarsk, 2016. S. 77–78.

2. Bakhrushin S.V. Nauchnye trudy. T. 3. Ch. 2. M., 1955. S. 258.

3. Belokurov S.A. Iz dukhovnoj zhizni moskovskogo obschestva XVII v. M., 1903. S. 39–75.

4. Vasil'evskij R., Rezun D. Vospitanie istoriej. Novosibirsk, 1987. S. 63.

5. Verkhoturskie gramoty kontsa XVI – nachala XVII v. Vyp. 1 / Sost. E.N. Oshanina. M., 1982. C. 65.

6. Vershinin E.V. Russkaya kolonizatsiya Severo-Zapadnoj Sibiri v kontse XVI – XVII vv. Ekaterinburg, 2018. S. 314.

7. Emel'yanov N.F. Zaselenie russkimi Srednego Priob'ya v feodal'nuyu ehpokhu. Tomsk, 1981. S. 20.

8. Zuev A.S. Russkie i aborigeny na krajnem severo-vostoke Sibiri vo vtoroj polovine XVII – pervoj chetverti XVIII. Novosibirsk, 2002. S. 136.

9. Kamenetskij I.P. Russkoe naselenie Kuznetskogo uezda v XVII – nachale XVIII vv. (Opyt zhiznedeyatel'nosti v usloviyakh frontira Yuzhnoj Sibiri). Omsk, 2005. S. 131;

10. Leont'eva G.A. Yakutskij kazak Vladimir Atlasov – pervoprokhodets zemli Kamchatki. M., 1997. S. 32–33.

11. Nikitin N.I. Zemleprokhodets Semen Dezhnyov i ego vremya. M., 1999. S. 75, 108, 112, 118–119, 130–131, 142.

12. Nikitin N.I. O vzaimootnosheniyakh russkikh i tatar v Sibiri XVII–XX vekov // Problemy sotsial'no-ehkonomicheskogo i kul'turnogo razvitiya Sibiri XVII–XX vv. Sbornik nauchnykh trudov. Novosibirsk, 2005. S. 32.

13. Nikitin N.I. Sluzhilye lyudi v Zapadnoj Sibiri XVII veka. Novosibirsk, 1988. S. 138.

14. Ogloblin N.N. «Zhenskij vopros» v Sibiri v XVII v. // Istoricheskij vestnik. 1890. № 7. S. 195–207.

15. Otkrytiya russkikh zemleprokhodtsev i polyarnykh morekhodov na severo-vostoke Azii. M., 1951. S. 351–355.

16. Pavlov P.N. Promyslovaya kolonizatsiya Sibiri v XVII v. Krasnoyarsk, 1974. S. 94–97.

17. Razvitie russkogo prava v XV – pervoj polovine XVII v. M., 1986. S. 152.

18. Rezun D.Ya. Frontir v istorii Sibiri i Severnoj Ameriki v XVII–XX vv.: obschee i osobennoe. Novosibirsk, 2005. S. 59.

19. Russkie starozhily Sibiri. Istoriko-antropologicheskij ocherk. M., 1973. S. 31.

20. Firsov N.N. Chteniya po istorii Sibiri. Vyp. 1. M., 1915. S. 64, 70–76.

21. Khomenker V.R. Sotsial'naya struktura, gendernyj sostav i semejnye otnosheniya russkikh pereselentsev v Sibiri i na Dal'nem Vostoke // Albazinskij ostrog: Istoriya, arkheologiya, antropologiya narodov Priamur'ya. Novosibirsk, 2019. S. 256.

22. Shashkov S.S. Ocherki russkikh nravov v starinnoj Sibiri // Otechestvennye zapiski. 1867. № 17–20. S. 681–736; № 22–24. S. 232–272.

23. Schapov A.P. Sobranie sochinenij. Dopolnitel'nyj tom. Irkutsk, 1937. S. 129.

24. Ehlert A.Kh. Narody Sibiri v trudakh G.F. Millera. Novosibirsk, 1999. S. 154–155.

25. Ehtnografiya russkogo krest'yanstva Sibiri. XVII – seredina XIX v. M., 1981. S. 10.

Система Orphus

Loading...
Up