О гендерных проблемах в Сибири на ранних этапах русской колонизации

 
Код статьиS086956870017377-5-1
DOI10.31857/S086956870017377-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт российской истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 6
Страницы61-68
Аннотация

        

Ключевые слова
Получено26.08.2021
Дата публикации09.11.2021
Кол-во символов25359
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Семейно-брачные отношения сибиряков привлекали внимание многих исследователей. Дореволюционные историки обычно сводили гендерные проблемы переселенцев к так называемому женскому вопросу – нехватке за Уралом в XVI–XVII вв. русских женщин и, как следствие, падению морали и массовой метисации населения, которая, по мнению некоторых авторов, привела к превращению сибиряков в «особую народность»1. Главным обоснованием этого мнения являлись исходящие от высшего духовенства Сибири документы обличительной направленности, изображающие первопроходцев и первопоселенцев как людей, открыто и массово сожительствующих с «иноземческими жонками» и погрязших в «блудном пребеззаконном житье».

1.  Щапов А.П. Собрание сочинений. Дополнительный том. Иркутск, 1937. С. 129; Шашков С.С. Очерки русских нравов в старинной Сибири // Отечественные записки. 1867. № 17–20. С. 681–736; № 22–24. С. 232–272; Оглоблин Н.Н. «Женский вопрос» в Сибири в XVII в. // Исторический вестник. 1890. № 7. С. 195–207; Фирсов Н.Н. Чтения по истории Сибири. Вып. 1. М., 1915. С. 64, 70–76.
2 Из отправляемых из Тобольской епархии в Москву в 1620-х гг. сообщений следовало, что в Сибири того времени происходило то, «о чем не только писать, но и слышать гнусно». Патриарх Филарет узнал, что многие русские в Сибири «живут с некрещеными иноземками как со своими женами и детей с ними приживают», «женятся на сестрах двоюродных и родных, на дочерях своих, блудом посягают на своих матерей и дочерей». Сообщалось, что, отправляясь из дома надолго по каким-либо делам, многие закладывают своих жён (такое право по законодательству того времени мужья имели)2. Принявшие их в заклад с ними «блуд творят беззазорно», и если вернувшиеся мужья жён своих не выкупят, то владельцы такого живого заклада их продают «на воровство и на работу всяким людям», а иные «бедных и убогих вдов и девиц беспомощных для воровства берут к себе насильно… А иные… на Руси жен своих и детей пометали, а в Сибири поимают иных жен; а у иных… и в Сибири на том городе жена и на другом другая, а иные… велят женам своим блуд деяти с чужими мужми»3. 2.  Развитие русского права в XV – первой половине XVII в. М., 1986. С. 152.

3.  Оглоблин Н.Н. Указ. соч. С. 200; Фирсов Н.Н. Указ. соч. С. 70–71.
3 Судя по таким сообщениям, сибиряки наладили и «контрабандный» вывоз женщин из Европейской России, для которого порой использовали изощрённые способы. Отправляясь «со всякими государевыми делы» в Москву, казаки за верхотурским волоком (т.е. на сибирской «границе») женились, затем жён своих там же оставляли, «на Руси» снова женились или просто подговаривали женщин ехать с собой в Сибирь (причём, как правило, на казённых подводах), а по возвращении всех вывезенных спутниц продавали «своей же братье». Практиковалось и похищение «женок и девок» друг у друга. Резюмируя такие факты, историки приходили к заключению, что на женщину в Сибири тогда смотрели как на ходовой товар, ради обладания которым переселенцы готовы были идти на тяжкие преступления. Отсюда следовал и, казалось бы, логичный вывод, повторяемый некоторыми современными исследователями: если пришельцы «не церемонились с русскими женщинами, то тем менее они церемонились с инородческими. Вся история покорения Сибири и история взимания с её обитателей ясака есть вместе с тем история похищения женщин у инородческого населения»4. Такие взгляды до 1930-х гг. бытовали не только среди историков, находя отражение и в поэзии. Марина Цветаева в стихотворении «Сибирь» упомянула казаков, которые «женок сманенных проигрывали в зернь». 4.  Фирсов Н.Н. Указ. соч. С. 73; Хоменкер В.Р. Социальная структура, гендерный состав и семейные отношения русских переселенцев в Сибири и на Дальнем Востоке // Албазинский острог: История, археология, антропология народов Приамурья. Новосибирск, 2019. С. 256.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 515

Оценка читателей: голосов 0

1. Барахович П.Н. Служилое население Центральной Сибири в XVII столетии (Енисейский и Красноярский уезды). Дис. … канд. ист. наук. Красноярск, 2016. С. 77–78.

2. Бахрушин С.В. Научные труды. Т. 3. Ч. 2. М., 1955. С. 258.

3. Белокуров С.А. Из духовной жизни московского общества XVII в. М., 1903. С. 39–75.

4. Васильевский Р., Резун Д. Воспитание историей. Новосибирск, 1987. С. 63.

5. Верхотурские грамоты конца XVI – начала XVII в. Вып. 1 / Сост. Е.Н. Ошанина. М., 1982. C. 65.

6. Вершинин Е.В. Русская колонизация Северо-Западной Сибири в конце XVI – XVII вв. Екатеринбург, 2018. С. 314.

7. Емельянов Н.Ф. Заселение русскими Среднего Приобья в феодальную эпоху. Томск, 1981. С. 20.

8. Зуев А.С. Русские и аборигены на крайнем северо-востоке Сибири во второй половине XVII – первой четверти XVIII. Новосибирск, 2002. С. 136.

9. Каменецкий И.П. Русское население Кузнецкого уезда в XVII – начале XVIII вв. (Опыт жизнедеятельности в условиях фронтира Южной Сибири). Омск, 2005. С. 131;

10. Леонтьева Г.А. Якутский казак Владимир Атласов – первопроходец земли Камчатки. М., 1997. С. 32–33.

11. Никитин Н.И. Землепроходец Семен Дежнёв и его время. М., 1999. С. 75, 108, 112, 118–119, 130–131, 142.

12. Никитин Н.И. О взаимоотношениях русских и татар в Сибири XVII–XX веков // Проблемы социально-экономического и культурного развития Сибири XVII–XX вв. Сборник научных трудов. Новосибирск, 2005. С. 32.

13. Никитин Н.И. Служилые люди в Западной Сибири XVII века. Новосибирск, 1988. С. 138.

14. Оглоблин Н.Н. «Женский вопрос» в Сибири в XVII в. // Исторический вестник. 1890. № 7. С. 195–207.

15. Открытия русских землепроходцев и полярных мореходов на северо-востоке Азии. М., 1951. С. 351–355.

16. Павлов П.Н. Промысловая колонизация Сибири в XVII в. Красноярск, 1974. С. 94–97.

17. Развитие русского права в XV – первой половине XVII в. М., 1986. С. 152.

18. Резун Д.Я. Фронтир в истории Сибири и Северной Америки в XVII–XX вв.: общее и особенное. Новосибирск, 2005. С. 59.

19. Русские старожилы Сибири. Историко-антропологический очерк. М., 1973. С. 31.

20. Фирсов Н.Н. Чтения по истории Сибири. Вып. 1. М., 1915. С. 64, 70–76.

21. Хоменкер В.Р. Социальная структура, гендерный состав и семейные отношения русских переселенцев в Сибири и на Дальнем Востоке // Албазинский острог: История, археология, антропология народов Приамурья. Новосибирск, 2019. С. 256.

22. Шашков С.С. Очерки русских нравов в старинной Сибири // Отечественные записки. 1867. № 17–20. С. 681–736; № 22–24. С. 232–272.

23. Щапов А.П. Собрание сочинений. Дополнительный том. Иркутск, 1937. С. 129.

24. Элерт А.Х. Народы Сибири в трудах Г.Ф. Миллера. Новосибирск, 1999. С. 154–155.

25. Этнография русского крестьянства Сибири. XVII – середина XIX в. М., 1981. С. 10.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх