After Isidor: Russian Metropolitan See in the 1440th

 
PIIS086956870016622-5-1
DOI10.31857/S086956870016622-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 5
Pages10-18
Abstract

         

Keywords
Received10.08.2021
Publication date19.10.2021
Number of characters28071
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Обстоятельства, в которых к середине XV в. оказалась митрополия Киевская и всея Руси, были исключительными. Избрание епископа Рязанского Ионы в митрополиты собором русских архиереев (1448) положило начало становлению автокефалии Русской церкви1. Одновременно назревало окончательное разделение митрополии Киевской на две независимые друг от друга части – Западнорусскую и Московскую. Общерусские митрополиты, имевшие резиденцию в Москве, могли не допускаться к управлению западнорусскими епархиями на территориях Литвы и Польши, архиереи же западных епархий часто не имели возможности или просто не хотели подчиняться их власти, а в 1415 г. при непосредственном участии великого князя литовского Витовта и вовсе возвели на митрополичий стол Григория Цамблака2. Несколько позднее епископ Смоленский Герасим, рукоположенный в Константинополе между 1 сентября 1432 и началом 1433 г., по-видимому, в качестве общерусского митрополита, остался на землях Великого княжества Литовского и впоследствии не признавался в Московской части митрополии3. Владыки Новгородской кафедры, единственной (до 1448 г.) архиепископии Московской части митрополии Русской церкви, традиционно отстранялись от общерусских церковных мероприятий, избирая путь отправки повольных грамот, в которых выражали заочное согласие с решениями, которые примут другие владыки во главе с митрополитом4. Показательно, что архиепископ Новгородский Евфимий II Вяжищский – православный ортодокс, один из первых на Руси яростных противников Флорентийской унии – не участвовал в соборе 1441 г., созванном для выработки позиции в отношении последней5. По мнению А.С. Хорошева, деятельность архиепископа Евфимия II свидетельствовала «о стремлении дальнейшего освобождения от московской митрополии»6. 1.  Я разделяю мнение исследователей, полагающих, что учреждение автокефалии Русской Православной Церковью было длительным процессом, занявшим почти полтора века и формально завершившимся в 1589 г. с возведением в патриаршее достоинство митрополита Иова. Фактическая автокефалия, заключавшаяся в самостоятельном избрании русскими архиереями главы Церкви, установилась в середине XV в.

2.  Турилов А.А. Григорий Цамблак // Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 583–592; Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье. М., 2007. С. 336–339; Назаренко А.В., Флоря Б.Н. Киевская епархия. Попытки разделения митрополии в XIV – сер. XV в. // Православная энциклопедия. Т. 33. М., 2013. С. 156–158; Петрушко В.И. Между Вильно и Москвой: Русская митрополия и государственно-церковные отношения в 1-й трети XV в. // Вестник церковной истории. 2014. № 3/4(35/36). С. 204–235.

3.  Тарасов А.Е. Герасим, митр. Киевский и всея Руси // Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 152–154; Полехов С.В. Наследники Витовта. Династическая война в Великом княжестве Литовском в 30-е годы XV в. М., 2015. С. 682.

4.  Зимин А.А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 83–84.

5.  Бобров А.Г. Новгородские летописи XV века. СПб., 2001. С. 194–217; Водов В. Новгород и Флорентийская уния // Восточная Европа в исторической ретроспективе: К 80-летию В.Т. Пашуто. М., 1999. С. 42–46; Кузьмина О.В. Республика Святой Софии. М., 2008. С. 270–281; Хорошев А.С. Из истории борьбы Новгорода против Москвы (местная канонизация 30–40-х годов XV в.) // Вестник Московского университета. Сер. 9. История. 1971. № 6. С. 56.

6. Хорошев А.С. Из истории борьбы… С. 56.
2 В этих условиях среди архиереев, принимавших участие в соборной церковной жизни митрополии, первыми после митрополита по старшинству кафедры оказывались во второй четверти XV в. владыки Ростовские, что подтверждается собственноручно составленным митрополитом Исидором перечнем епархий митрополии Киевской и всея Руси7. В случае отсутствия предстоятеля Церкви или невозможности исполнения им своих полномочий первоиерархами на соборах должны были являться ростовские архиереи. С 13 апреля 1427 г. по 29 марта 1454 г. Ростовскую кафедру занимал владыка Ефрем. По мнению С.В. Сазонова, обретение Ефремом архиепископского титула в 1448 г. имело церковно-политические причины и связано как с его позицией в годы московской княжеской междоусобицы второй четверти XV в., так и с высоким статусом Ростовской кафедры8. 7.  Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 3. М., 1995. С. 348; Акишин С.Ю. Митрополит Исидор Киевский (1385/1390–1463). Екатеринбург, 2018. С. 82, примеч. 38.

8.  Сазонов С.В. О версиях крещения Русской земли в историографии XV в. // Сообщения Ростовского музея. Вып. 1. Ростов, 1991. С. 39–40.
3 Считается, что именно Ефрем в марте 1441 г. участвовал в качестве первоиерарха в созванном в Москве по приказу великого князя Василия II соборе9, осудившем Флорентийскую унию, изобличил подписавшего её митрополита Исидора, а также принял решение обратиться в Константинополь с просьбой о поставлении на Русь другого митрополита10. Он должен был первенствовать и на декабрьском соборе 1448 г., избравшем рязанского епископа Иону митрополитом всея Руси. В обоих случаях имя Ефрема упоминается в источниках первым среди имен архиереев-участников соборных деяний. О.А. Абеленцева полагает, что «владыка Ефрем писался на первом месте по чести его кафедры – самой древней на Северо-Западе, либо по старшинству хиротонии»11. По моим наблюдениям, статус архиереев одного ранга в XIV–XV вв. определялся на Руси статусом занимаемых кафедр, зависевшим, как и в Константинополе, от их древности12. 9.  Собор мог пройти между 19 и 22 марта 1441 г. (Плигузов А.И. От Флорентийской унии к автокефалии Русской церкви // Harvard Ukrainian Studies. 1995. Vol. 19. P. 522).

10.  Кузьмин А.В. Ефрем, свт., архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский // Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008. С. 34–35.

11.  Абеленцева О.А. Митрополит Иона и установление автокефалии Русской церкви. М.; СПб., 2009. С. 213, примеч. 48; 218, примеч. 69.

12.  Мазуров А.Б. Средневековая Коломна в XIV – первой трети XVI вв.: Комплексное исследование региональных аспектов становления единого Русского государства. М., 2001. С. 218–219; Цыпин В., прот. Кафедра епископская // Православная энциклопедия. Т. 32. М., 2013. С. 114.

Number of purchasers: 3, views: 613

Readers community rating: votes 0

1. Lenhoff G. The Cult of Metropolitan Iona and the Conceptualization of Ecclesiastical Authority in Muscovy // Speculum Slaviae Orientalis: Muscovy, Ruthenia and Lithuania in the Later Middle Ages. M., 2004. P. 124.

2. Abelentseva O.A. Mitropolit Iona i ustanovlenie avtokefalii Russkoj tserkvi. M.; SPb., 2009. S. 213, primech. 48; 218, primech. 69.

3. Abelentseva O.A. Mitropoliya Kievskaya i vseya Rusi (s kafedroj v Moskve) Konstantinopol'skogo patriarkhata v pervoj polovine XV veka i avtokefaliya Russkoj tserkvi // Moskovskij Kreml' XV stoletiya. T. 1: Drevnie svyatyni i istoricheskie pamyatniki. M., 2011. S. 20.

4. Akishin S.Yu. Mitropolit Isidor Kievskij (1385/1390–1463). Ekaterinburg, 2018. S. 82, primech. 38.

5. Belyakova E.V. Uchrezhdenie avtokefalii Russkoj tserkvi v politicheskoj mysli XV–XVI vv. // Rimsko-Konstantinopol'skoe nasledie na Rusi: ideya vlasti i politicheskaya praktika. M., 1995. S. 291.

6. Bobrov A.G. Efrosin Belozerskij kak istoriograf // Trudy Otdela drevnerusskoj literatury Instituta russkoj literatury RAN (Pushkinskij Dom). T. 57. SPb., 2006. S. 137–139.

7. Bobrov A.G. Novgorodskie letopisi XV veka. SPb., 2001. S. 194–217.

8. Borisov N.S. Russkaya tserkov' v politicheskoj bor'be XIV–XV vekov. M., 1986. S. 156–157.

9. Vakhrina V.I. Grigorij, svt., ep. Rostovskij i Yaroslavskij // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 12. S. 526–527.

10. Vodov V. Novgorod i Florentijskaya uniya // Vostochnaya Evropa v istoricheskoj retrospektive: K 80-letiyu V.T. Pashuto. M., 1999. S. 42–46.

11. Zheltov M., svyasch. Istoriko-kanonicheskie osnovaniya edinstva Russkoj tserkvi // Tserkov' i vremya. 2018. № 3(81). S. 44.

12. Zimin A.A. Vityaz' na rasput'e: Feodal'naya vojna v Rossii XV v. M., 1991. S. 83–84.

13. Zimin A.A. Kratkie letopistsy XV–XVI vv. // Istoricheskij arkhiv. T. V. M.; L., 1950. S. 27.

14. Kisteryov S.N. Efrosin i «Rouskij letopisets» // Letopisi i khroniki. Novye issledovaniya. 2008. M.; SPb., 2008. S. 123.

15. Kisteryov S.N. Istochniki o prebyvanii ryazanskogo episkopa Iony v Konstantinopole // Rossiya i Khristianskij Vostok. Vyp. II–III. M., 2004. S. 66.

16. Kisteryov S.N. Ob avtore «Russkogo letopistsa» v sbornike Efrosina Belozerskogo // Letopisi i khroniki. Novye issledovaniya. 2009–2010. M.; SPb., 2010. S. 223–236.

17. Korogodina M.V. Kormchie knigi XIV – pervoj poloviny XVII veka. V 2 t. T. 1. M.; SPb., 2017. S. 498.

18. Kuz'min A.V. Efrem, svt., arkhiep. Rostovskij, Yaroslavskij i Belozerskij // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 19. M., 2008. S. 34–35.

19. Kuz'mina O.V. Respublika Svyatoj Sofii. M., 2008. S. 270–281.

20. Lur'e Ya.S. Dve istorii Rusi XV veka. Rannie i pozdnie, nezavisimye i ofitsial'nye letopisi ob obrazovanii Moskovskogo gosudarstva. SPb., 1994. S. 107.

21. Mazurov A.B. Srednevekovaya Kolomna v XIV – pervoj treti XVI vv.: Kompleksnoe issledovanie regional'nykh aspektov stanovleniya edinogo Russkogo gosudarstva. M., 2001. S. 218–219.

22. Makarij (Bulgakov), mitr. Istoriya Russkoj Tserkvi. Kn. 3. M., 1995. S. 348.

23. Makarij (Veretennikov), arkhim. Mitropolity Drevnej Rusi (X–XVI veka). M., 2016. S. 674.

24. Nazarenko A.V., Florya B.N. Kievskaya eparkhiya. Popytki razdeleniya mitropolii v XIV – ser. XV v. // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 33. M., 2013. S. 156–158.

25. Nazarov V.D. Moskovskaya usobitsa 1425–53 // Bol'shaya rossijskaya ehntsiklopediya. T. 21. M., 2012. S. 270.

26. Novikova O.L. «Letopisets russkij» v rukopisyakh i v istorii russkogo letopisaniya XV v. // Letopisi i khroniki. Novye issledovaniya. 2011–2012. M.; SPb., 2012. S. 180–182.

27. Novikova O.L. Iz istorii redaktirovaniya letopisnykh pamyatnikov v Kirillo-Belozerskom monastyre na rubezhe XV–XVI vekov // Letopisi i khroniki. Novye issledovaniya. 2011–2012. M.; SPb., 2012. S. 233.

28. Novikova O.L. Sbornik knizhnika rubezha XV–XVI vekov s rasskazami o Florentijskoj unii i afonskikh monastyryakh: opyty atributsii // Kapterevskie chteniya. Sbornik statej. Vyp. 9. M., 2011. S. 5–25.

29. Oparina T.A. Iona, mitr. Sarskij i Podonskij (Krutitskij), mestoblyustitel' Patriarshego prestola // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 25. M., 2011. S. 443–445.

30. Petrushko V.I. Mezhdu Vil'no i Moskvoj: Russkaya mitropoliya i gosudarstvenno-tserkovnye otnosheniya v 1-j treti XV v. // Vestnik tserkovnoj istorii. 2014. № 3/4(35/36). S. 204–235.

31. Pliguzov A.I. Ot Florentijskoj unii k avtokefalii Russkoj tserkvi // Harvard Ukrainian Studies. 1995. Vol. 19. P. 522.

32. Polekhov S.V. Nasledniki Vitovta. Dinasticheskaya vojna v Velikom knyazhestve Litovskom v 30-e gody XV v. M., 2015. S. 682.

33. Romanova A.A. Episkop Permskij i Vologodskij Filofej i atributiruemoe emu predislovie k paskhalii // Srednevekovoe pravoslavie ot prikhoda do patriarkhata. Sbornik nauchnykh statej. Volgograd, 1997. S. 103–110.

34. Russkij feodal'nyj arkhiv XIV – pervoj treti XVI v. Vyp. 1. M., 1986. S. 103.

35. Sazonov S.V. Letopisnoe izvestie 1446 g. o poezdke ryazanskogo episkopa Iony v Murom // Uvarovskie chteniya-II. Murom, 21–23 aprelya 1993 g. M., 1994. S. 62–64.

36. Sazonov S.V. O versiyakh krescheniya Russkoj zemli v istoriografii XV v. // Soobscheniya Rostovskogo muzeya. Vyp. 1. Rostov, 1991. S. 39–40.

37. Sinitsyna N.V. Tretij Rim. Istoki i ehvolyutsiya russkoj srednevekovoj kontseptsii (XV–XVI vv.). M., 1998. S. 69.

38. Skrynnikov R.G. Krest i korona: Tserkov' i gosudarstvo na Rusi IX – XVII vv. SPb., 2000. S. 116.

39. Tarasov A.E. Vozvyshenie mitropolita Iony (Iz istorii tserkovno-politicheskoj bor'by vo vtoroj chetverti XV v.) // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 8. Istoriya. 2005. № 2. S. 97–118.

40. Tarasov A.E. Gerasim, mitr. Kievskij i vseya Rusi // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 11. M., 2006. S. 152–154.

41. Tarasov A.E. Episkop Rostovskij Dionisij Grek // Istoriya i kul'tura Rostovskoj zemli – 2007. Rostov, 2008. S. 69–74.

42. Tarasov A.E. Iona, svt. mitr. Kievskij i vseya Rusi // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 25. S. 393.

43. Tarasov A.E. Pitirim, sschmch., Velikopermskij, Ust'-Vymskij, ep. Permskij // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 56. M., 2019. S. 552.

44. Tarasov A.E. Svyaschennomuchenik Pitirim Permskij: zametki o biografii i pochitanii vladyki (XV–XVI vv.) // Slověne. 2020. Vol. 9. № 2. C. 395–416.

45. Tulyanov V.A. Kogda vybor reshaet vsyo: pervyj avtokefal'nyj russkij mitropolit Iona // Nashe Otechestvo. Stranitsy istorii. Vyp. 13. M., 2016. S. 8–9.

46. Turilov A.A. Grigorij Tsamblak // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 12. M., 2006. S. 583–592.

47. Uspenskij B.A. Tsar' i patriarkh: Kharizma vlasti v Rossii (Vizantijskaya model' i eyo pereosmyslenie). M., 1998. S. 250, primech. 59.

48. Florya B.N. Issledovaniya po istorii Tserkvi. Drevnerusskoe i slavyanskoe srednevekov'e. M., 2007. S. 336–339.

49. Florya B.N. Komi-Vymskaya letopis' // Novoe o proshlom nashej strany: Pamyati akademika M.N. Tikhomirova. M., 1967. S. 230.

50. Khoroshev A.S. Iz istorii bor'by Novgoroda protiv Moskvy (mestnaya kanonizatsiya 30–40-kh godov XV v.) // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 9. Istoriya. 1971. № 6. S. 56.

51. Tsypin V., prot. Kafedra episkopskaya // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 32. M., 2013. S. 114.

Система Orphus

Loading...
Up