После Исидора: русская митрополичья кафедра в 1440-е гг.

 
Код статьиS086956870016622-5-1
DOI10.31857/S086956870016622-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 5
Страницы10-18
Аннотация

      

Ключевые слова
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 20-18-00218 «Институты управления Русской церковью в XVI в.».
Получено10.08.2021
Дата публикации19.10.2021
Кол-во символов28071
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Обстоятельства, в которых к середине XV в. оказалась митрополия Киевская и всея Руси, были исключительными. Избрание епископа Рязанского Ионы в митрополиты собором русских архиереев (1448) положило начало становлению автокефалии Русской церкви1. Одновременно назревало окончательное разделение митрополии Киевской на две независимые друг от друга части – Западнорусскую и Московскую. Общерусские митрополиты, имевшие резиденцию в Москве, могли не допускаться к управлению западнорусскими епархиями на территориях Литвы и Польши, архиереи же западных епархий часто не имели возможности или просто не хотели подчиняться их власти, а в 1415 г. при непосредственном участии великого князя литовского Витовта и вовсе возвели на митрополичий стол Григория Цамблака2. Несколько позднее епископ Смоленский Герасим, рукоположенный в Константинополе между 1 сентября 1432 и началом 1433 г., по-видимому, в качестве общерусского митрополита, остался на землях Великого княжества Литовского и впоследствии не признавался в Московской части митрополии3. Владыки Новгородской кафедры, единственной (до 1448 г.) архиепископии Московской части митрополии Русской церкви, традиционно отстранялись от общерусских церковных мероприятий, избирая путь отправки повольных грамот, в которых выражали заочное согласие с решениями, которые примут другие владыки во главе с митрополитом4. Показательно, что архиепископ Новгородский Евфимий II Вяжищский – православный ортодокс, один из первых на Руси яростных противников Флорентийской унии – не участвовал в соборе 1441 г., созванном для выработки позиции в отношении последней5. По мнению А.С. Хорошева, деятельность архиепископа Евфимия II свидетельствовала «о стремлении дальнейшего освобождения от московской митрополии»6. 1.  Я разделяю мнение исследователей, полагающих, что учреждение автокефалии Русской Православной Церковью было длительным процессом, занявшим почти полтора века и формально завершившимся в 1589 г. с возведением в патриаршее достоинство митрополита Иова. Фактическая автокефалия, заключавшаяся в самостоятельном избрании русскими архиереями главы Церкви, установилась в середине XV в.

2.  Турилов А.А. Григорий Цамблак // Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 583–592; Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье. М., 2007. С. 336–339; Назаренко А.В., Флоря Б.Н. Киевская епархия. Попытки разделения митрополии в XIV – сер. XV в. // Православная энциклопедия. Т. 33. М., 2013. С. 156–158; Петрушко В.И. Между Вильно и Москвой: Русская митрополия и государственно-церковные отношения в 1-й трети XV в. // Вестник церковной истории. 2014. № 3/4(35/36). С. 204–235.

3.  Тарасов А.Е. Герасим, митр. Киевский и всея Руси // Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 152–154; Полехов С.В. Наследники Витовта. Династическая война в Великом княжестве Литовском в 30-е годы XV в. М., 2015. С. 682.

4.  Зимин А.А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 83–84.

5.  Бобров А.Г. Новгородские летописи XV века. СПб., 2001. С. 194–217; Водов В. Новгород и Флорентийская уния // Восточная Европа в исторической ретроспективе: К 80-летию В.Т. Пашуто. М., 1999. С. 42–46; Кузьмина О.В. Республика Святой Софии. М., 2008. С. 270–281; Хорошев А.С. Из истории борьбы Новгорода против Москвы (местная канонизация 30–40-х годов XV в.) // Вестник Московского университета. Сер. 9. История. 1971. № 6. С. 56.

6. Хорошев А.С. Из истории борьбы… С. 56.
2 В этих условиях среди архиереев, принимавших участие в соборной церковной жизни митрополии, первыми после митрополита по старшинству кафедры оказывались во второй четверти XV в. владыки Ростовские, что подтверждается собственноручно составленным митрополитом Исидором перечнем епархий митрополии Киевской и всея Руси7. В случае отсутствия предстоятеля Церкви или невозможности исполнения им своих полномочий первоиерархами на соборах должны были являться ростовские архиереи. С 13 апреля 1427 г. по 29 марта 1454 г. Ростовскую кафедру занимал владыка Ефрем. По мнению С.В. Сазонова, обретение Ефремом архиепископского титула в 1448 г. имело церковно-политические причины и связано как с его позицией в годы московской княжеской междоусобицы второй четверти XV в., так и с высоким статусом Ростовской кафедры8. 7.  Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 3. М., 1995. С. 348; Акишин С.Ю. Митрополит Исидор Киевский (1385/1390–1463). Екатеринбург, 2018. С. 82, примеч. 38.

8.  Сазонов С.В. О версиях крещения Русской земли в историографии XV в. // Сообщения Ростовского музея. Вып. 1. Ростов, 1991. С. 39–40.
3 Считается, что именно Ефрем в марте 1441 г. участвовал в качестве первоиерарха в созванном в Москве по приказу великого князя Василия II соборе9, осудившем Флорентийскую унию, изобличил подписавшего её митрополита Исидора, а также принял решение обратиться в Константинополь с просьбой о поставлении на Русь другого митрополита10. Он должен был первенствовать и на декабрьском соборе 1448 г., избравшем рязанского епископа Иону митрополитом всея Руси. В обоих случаях имя Ефрема упоминается в источниках первым среди имен архиереев-участников соборных деяний. О.А. Абеленцева полагает, что «владыка Ефрем писался на первом месте по чести его кафедры – самой древней на Северо-Западе, либо по старшинству хиротонии»11. По моим наблюдениям, статус архиереев одного ранга в XIV–XV вв. определялся на Руси статусом занимаемых кафедр, зависевшим, как и в Константинополе, от их древности12. 9.  Собор мог пройти между 19 и 22 марта 1441 г. (Плигузов А.И. От Флорентийской унии к автокефалии Русской церкви // Harvard Ukrainian Studies. 1995. Vol. 19. P. 522).

10.  Кузьмин А.В. Ефрем, свт., архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский // Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008. С. 34–35.

11.  Абеленцева О.А. Митрополит Иона и установление автокефалии Русской церкви. М.; СПб., 2009. С. 213, примеч. 48; 218, примеч. 69.

12.  Мазуров А.Б. Средневековая Коломна в XIV – первой трети XVI вв.: Комплексное исследование региональных аспектов становления единого Русского государства. М., 2001. С. 218–219; Цыпин В., прот. Кафедра епископская // Православная энциклопедия. Т. 32. М., 2013. С. 114.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 620

Оценка читателей: голосов 0

1. Lenhoff G. The Cult of Metropolitan Iona and the Conceptualization of Ecclesiastical Authority in Muscovy // Speculum Slaviae Orientalis: Muscovy, Ruthenia and Lithuania in the Later Middle Ages. M., 2004. P. 124.

2. Абеленцева О.А. Митрополит Иона и установление автокефалии Русской церкви. М.; СПб., 2009. С. 213, примеч. 48; 218, примеч. 69.

3. Абеленцева О.А. Митрополия Киевская и всея Руси (с кафедрой в Москве) Константинопольского патриархата в первой половине XV века и автокефалия Русской церкви // Московский Кремль XV столетия. Т. 1: Древние святыни и исторические памятники. М., 2011. С. 20.

4. Акишин С.Ю. Митрополит Исидор Киевский (1385/1390–1463). Екатеринбург, 2018. С. 82, примеч. 38.

5. Белякова Е.В. Учреждение автокефалии Русской церкви в политической мысли XV–XVI вв. // Римско-Константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 291.

6. Бобров А.Г. Ефросин Белозерский как историограф // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). Т. 57. СПб., 2006. С. 137–139.

7. Бобров А.Г. Новгородские летописи XV века. СПб., 2001. С. 194–217.

8. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV–XV веков. М., 1986. С. 156–157.

9. Вахрина В.И. Григорий, свт., еп. Ростовский и Ярославский // Православная энциклопедия. Т. 12. С. 526–527.

10. Водов В. Новгород и Флорентийская уния // Восточная Европа в исторической ретроспективе: К 80-летию В.Т. Пашуто. М., 1999. С. 42–46.

11. Желтов М., свящ. Историко-канонические основания единства Русской церкви // Церковь и время. 2018. № 3(81). С. 44.

12. Зимин А.А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 83–84.

13. Зимин А.А. Краткие летописцы XV–XVI вв. // Исторический архив. Т. V. М.; Л., 1950. С. 27.

14. Кистерёв С.Н. Ефросин и «Роуский летописец» // Летописи и хроники. Новые исследования. 2008. М.; СПб., 2008. С. 123.

15. Кистерёв С.Н. Источники о пребывании рязанского епископа Ионы в Константинополе // Россия и Христианский Восток. Вып. II–III. М., 2004. С. 66.

16. Кистерёв С.Н. Об авторе «Русского летописца» в сборнике Ефросина Белозерского // Летописи и хроники. Новые исследования. 2009–2010. М.; СПб., 2010. С. 223–236.

17. Корогодина М.В. Кормчие книги XIV – первой половины XVII века. В 2 т. Т. 1. М.; СПб., 2017. С. 498.

18. Кузьмин А.В. Ефрем, свт., архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский // Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008. С. 34–35.

19. Кузьмина О.В. Республика Святой Софии. М., 2008. С. 270–281.

20. Лурье Я.С. Две истории Руси XV века. Ранние и поздние, независимые и официальные летописи об образовании Московского государства. СПб., 1994. С. 107.

21. Мазуров А.Б. Средневековая Коломна в XIV – первой трети XVI вв.: Комплексное исследование региональных аспектов становления единого Русского государства. М., 2001. С. 218–219.

22. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 3. М., 1995. С. 348.

23. Макарий (Веретенников), архим. Митрополиты Древней Руси (X–XVI века). М., 2016. С. 674.

24. Назаренко А.В., Флоря Б.Н. Киевская епархия. Попытки разделения митрополии в XIV – сер. XV в. // Православная энциклопедия. Т. 33. М., 2013. С. 156–158.

25. Назаров В.Д. Московская усобица 1425–53 // Большая российская энциклопедия. Т. 21. М., 2012. С. 270.

26. Новикова О.Л. «Летописец русский» в рукописях и в истории русского летописания XV в. // Летописи и хроники. Новые исследования. 2011–2012. М.; СПб., 2012. С. 180–182.

27. Новикова О.Л. Из истории редактирования летописных памятников в Кирилло-Белозерском монастыре на рубеже XV–XVI веков // Летописи и хроники. Новые исследования. 2011–2012. М.; СПб., 2012. С. 233.

28. Новикова О.Л. Сборник книжника рубежа XV–XVI веков с рассказами о Флорентийской унии и афонских монастырях: опыты атрибуции // Каптеревские чтения. Сборник статей. Вып. 9. М., 2011. С. 5–25.

29. Опарина Т.А. Иона, митр. Сарский и Подонский (Крутицкий), местоблюститель Патриаршего престола // Православная энциклопедия. Т. 25. М., 2011. С. 443–445.

30. Петрушко В.И. Между Вильно и Москвой: Русская митрополия и государственно-церковные отношения в 1-й трети XV в. // Вестник церковной истории. 2014. № 3/4(35/36). С. 204–235.

31. Плигузов А.И. От Флорентийской унии к автокефалии Русской церкви // Harvard Ukrainian Studies. 1995. Vol. 19. P. 522.

32. Полехов С.В. Наследники Витовта. Династическая война в Великом княжестве Литовском в 30-е годы XV в. М., 2015. С. 682.

33. Романова А.А. Епископ Пермский и Вологодский Филофей и атрибутируемое ему предисловие к пасхалии // Средневековое православие от прихода до патриархата. Сборник научных статей. Волгоград, 1997. С. 103–110.

34. Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI в. Вып. 1. М., 1986. С. 103.

35. Сазонов С.В. Летописное известие 1446 г. о поездке рязанского епископа Ионы в Муром // Уваровские чтения-II. Муром, 21–23 апреля 1993 г. М., 1994. С. 62–64.

36. Сазонов С.В. О версиях крещения Русской земли в историографии XV в. // Сообщения Ростовского музея. Вып. 1. Ростов, 1991. С. 39–40.

37. Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI вв.). М., 1998. С. 69.

38. Скрынников Р.Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX – XVII вв. СПб., 2000. С. 116.

39. Тарасов А.Е. Возвышение митрополита Ионы (Из истории церковно-политической борьбы во второй четверти XV в.) // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2005. № 2. С. 97–118.

40. Тарасов А.Е. Герасим, митр. Киевский и всея Руси // Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 152–154.

41. Тарасов А.Е. Епископ Ростовский Дионисий Грек // История и культура Ростовской земли – 2007. Ростов, 2008. С. 69–74.

42. Тарасов А.Е. Иона, свт. митр. Киевский и всея Руси // Православная энциклопедия. Т. 25. С. 393.

43. Тарасов А.Е. Питирим, сщмч., Великопермский, Усть-Вымский, еп. Пермский // Православная энциклопедия. Т. 56. М., 2019. С. 552.

44. Тарасов А.Е. Священномученик Питирим Пермский: заметки о биографии и почитании владыки (XV–XVI вв.) // Slověne. 2020. Vol. 9. № 2. C. 395–416.

45. Тулянов В.А. Когда выбор решает всё: первый автокефальный русский митрополит Иона // Наше Отечество. Страницы истории. Вып. 13. М., 2016. С. 8–9.

46. Турилов А.А. Григорий Цамблак // Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 583–592.

47. Успенский Б.А. Царь и патриарх: Харизма власти в России (Византийская модель и её переосмысление). М., 1998. С. 250, примеч. 59.

48. Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье. М., 2007. С. 336–339.

49. Флоря Б.Н. Коми-Вымская летопись // Новое о прошлом нашей страны: Памяти академика М.Н. Тихомирова. М., 1967. С. 230.

50. Хорошев А.С. Из истории борьбы Новгорода против Москвы (местная канонизация 30–40-х годов XV в.) // Вестник Московского университета. Сер. 9. История. 1971. № 6. С. 56.

51. Цыпин В., прот. Кафедра епископская // Православная энциклопедия. Т. 32. М., 2013. С. 114.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх