Russia’s diplomacy and Russian Orthodox Church in the U.S.A. (1867–1917)

 
PIIS086956870016618-0-1
DOI10.31857/S086956870016618-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Moscow State Institute of International Relations (University)
Address: Russian Federation, Moscow
Affiliation: Moscow State Institute of International Relations (University)
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 5
Pages83-96
Abstract

       

Keywords
Received20.07.2021
Publication date19.10.2021
Number of characters45449
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 История русского православия за рубежом в последние годы всё чаще привлекает внимание отечественных историков. Появились фундаментальные исследования и документальные публикаций, отразившие его присутствие в различных регионах мира – от Аляски до Святой Земли1. В них освещена и важная роль дипломатов в создании и поддержке духовных миссий. Однако особенности их взаимодействия в США до сих пор специально не рассматривались, хотя они представляют несомненный научный интерес. 1. История Русской духовной миссии в Корее. Сборник статей. М., 1999; Россия в Святой Земле. Документы и материалы. В 2 т. / Под ред. Н.Н. Лисового. М., 2000; Православие на Дальнем Востоке. Вып. 1–3 / Под ред. М.Н. Боголюбова. СПб., 2001; Попов А.В. Русское православное зарубежье: история и источники. М., 2005; Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М., 2009; Янышевский М.Н. Россия в Святой Земле. Русская духовная миссия, Генеральное консульство в Иерусалиме и иерусалимский патриарх в начале XX века. Дис. … канд. ист. наук. М., 2013; Лисовой Н.Н., Смирнова И.Ю. Россия и Святая Земля в первой половине XIX века: церковная политика на Православном Востоке. М.; СПб., 2015; История русского православного зарубежья. Т. 1. Кн. 1. М, 2016.
2 «Учреждение Министерства иностранных дел», утверждённое Николаем II 4 июня 1914 г., впервые юридически возложило на ведомство «заботы о поддержке и достойном положении православия за границей и об укреплении русского влияния на почве церковных интересов» (ст. 1)2. Однако данная норма лишь оформляла давно существовавшую практику. Не случайно в ежегодных отчётах МИД «церковным делам» отводился особый раздел. Современные исследователи пишут о «теснейшем переплетении государственных и церковных интересов во внешнеполитической сфере» и даже о единой «церковно-государственной политике» Российской империи за рубежом3. Между тем в различных регионах государственные (политические) и чисто церковные интересы могли расходиться, священнослужители и чиновники МИД нередко по-разному понимали обстановку, а порою сказывалось и несовпадение их собственно ведомственных соображений и особенностей корпоративной культуры. Вопреки стереотипным представлениям, православная Церковь и её зарубежные структуры отнюдь не являлись простым инструментом российской дипломатии. В довольно сложном взаимодействии с русскими духовными миссиями МИД выступал не столько их руководителем, сколько помощником и опекуном. 2. Министерская система в Российской империи: к 200-летию министерств в России / Отв. ред. Д.И. Раскин. М., 2007. С. 348.

3. Кузнецов А.И. Подготовка и воспитание дипломата в Российской империи (вторая половина XIX – начало XX вв.). Дис. … канд. ист. наук. М., 2005. С. 176–177.
3 В США в этом взаимодействии участвовала Алеутская и Аляскинская (с 1899 г. – Алеутская и Северо-Американская) епархия, глава которой подчинялся Св. Синоду, работал в тесном контакте с МИД, а духовное правление и приходы поддерживали постоянную связь с российскими представительствами. Кстати, переписка епархии со Св. Синодом также велась по дипломатическим каналам. Эта система своеобразного двойного подчинения была отлажена и действовала на протяжении полувека – от уступки Аляски в 1867 г. до крушения империи в 1917 г.
4 Первые православные миссионеры появились на Аляске ещё в конце XVIII в. Они окормляли российских подданных и крестили туземное население – алеутов, колошей, креолов. Наиболее известные из этих подвижников – от простого монаха Германа Аляскинского до владыки Иннокентия (Вениаминова), руководившего епархией в 1841–1867 гг. и прозванного «апостолом Аляски», – причислены в Русской Православной Церкви к лику святых. После уступки Аляски Соединённым Штатам местная православная епархия оказалась в иностранном государстве, законы и обычаи которого резко отличались от действовавших во владениях Российско-американской компании (РАК), и ей пришлось приспосабливаться к другой системе права, полной свободе вероисповедания и отсутствию доминирующей конфессии. Основная масса русского населения и клира покинула полуостров, куда хлынули как американские граждане самых разных религиозных убеждений, так и протестантские и католические миссионеры, занявшиеся обращением в свою веру не только остававшихся ещё среди жителей язычников, но и православных. При этом средства, поступавшие ранее от РАК, иссякли. Вся надежда оставалась на поддержку со стороны Петербурга и его дипломатов в США.

Number of purchasers: 0, views: 49

Readers community rating: votes 0

1. Emmons T. Alleged Sex and Threatened Violence. Stanford, 1997.

2. Stokoe M., Kishkovsky L. Orthodox Christians in North America (1794–1994). South River (N.J.), 1995. R. 18.

3. Egorova Yu.S. Istochniki po istorii Russkoj pravoslavnoj tserkvi v Severnoj Amerike v kontse XVIII – vtoroj polovine XIX v. (po materialam Rossijskogo gosudarstvennogo istoricheskogo arkhiva) // Russkij Sever v istorii rossijsko-amerikanskikh otnoshenij. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii, posvyaschyonnoj 200-letiyu ustanovleniya diplomaticheskikh otnoshenij mezhdu Rossiej i SShA. Vologda, 2011. S. 113.

4. Istoriya russkogo pravoslavnogo zarubezh'ya. T. 1. Kn. 1. M, 2016.

5. Istoriya Russkoj dukhovnoj missii v Koree. Sbornik statej. M., 1999.

6. Kliment (Kapalin), mitr. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' na Alyaske do 1917 goda. M., 2009.

7. Kuznetsov A.I. Podgotovka i vospitanie diplomata v Rossijskoj imperii (vtoraya polovina XIX – nachalo XX vv.). Dis. … kand. ist. nauk. M., 2005. S. 176–177.

8. Lisovoj N.N., Smirnova I.Yu. Rossiya i Svyataya Zemlya v pervoj polovine XIX veka: tserkovnaya politika na Pravoslavnom Vostoke. M.; SPb., 2015.

9. Ministerskaya sistema v Rossijskoj imperii: k 200-letiyu ministerstv v Rossii / Otv. red. D.I. Raskin. M., 2007. S. 348.

10. Nitoburg Eh.L. Russkie v SShA: Istoriya i sud'by, 1870–1970: ehtno-istoricheskij ocherk. M., 2005. S. 216; Emmons T. Op. cit. R. 155–156.

11. Pechatnov V.V. «…Ot russkogo kornya»: puti amerikanskogo pravoslaviya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. № 425. S. 141.

12. Pechatnov V.V., Pechatnov V.O. Russkij episkop v Amerike «pozolochennogo veka» // Vestnik MGIMO. 2021. № 1.

13. Pis'ma Innokentiya, mitropolita Moskovskogo i Kolomenskogo. V 3 kn. Kn. 3. SPb., 1901. S. 139–140.

14. Popov A.V. Russkoe pravoslavnoe zarubezh'e: istoriya i istochniki. M., 2005.

15. Popov A.V. Russkoe pravoslavnoe zarubezh'e: istoriya i istochniki. M., 2005. S. 144.

16. Pravoslavie na Dal'nem Vostoke. Vyp. 1–3 / Pod red. M.N. Bogolyubova. SPb., 2001.

17. Rossiya v Svyatoj Zemle. Dokumenty i materialy. V 2 t. / Pod red. N.N. Lisovogo. M., 2000.

18. Yanyshevskij M.N. Rossiya v Svyatoj Zemle. Russkaya dukhovnaya missiya, General'noe konsul'stvo v Ierusalime i ierusalimskij patriarkh v nachale XX veka. Dis. … kand. ist. nauk. M., 2013.

Система Orphus

Loading...
Up