Русская дипломатия и Православная Российская Церковь в США (1867–1917)

 
Код статьиS086956870016618-0-1
DOI10.31857/S086956870016618-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (университет)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (университет)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 5
Страницы83-96
Аннотация

      

Ключевые слова
Получено20.07.2021
Дата публикации19.10.2021
Кол-во символов45449
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 История русского православия за рубежом в последние годы всё чаще привлекает внимание отечественных историков. Появились фундаментальные исследования и документальные публикаций, отразившие его присутствие в различных регионах мира – от Аляски до Святой Земли1. В них освещена и важная роль дипломатов в создании и поддержке духовных миссий. Однако особенности их взаимодействия в США до сих пор специально не рассматривались, хотя они представляют несомненный научный интерес. 1. История Русской духовной миссии в Корее. Сборник статей. М., 1999; Россия в Святой Земле. Документы и материалы. В 2 т. / Под ред. Н.Н. Лисового. М., 2000; Православие на Дальнем Востоке. Вып. 1–3 / Под ред. М.Н. Боголюбова. СПб., 2001; Попов А.В. Русское православное зарубежье: история и источники. М., 2005; Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М., 2009; Янышевский М.Н. Россия в Святой Земле. Русская духовная миссия, Генеральное консульство в Иерусалиме и иерусалимский патриарх в начале XX века. Дис. … канд. ист. наук. М., 2013; Лисовой Н.Н., Смирнова И.Ю. Россия и Святая Земля в первой половине XIX века: церковная политика на Православном Востоке. М.; СПб., 2015; История русского православного зарубежья. Т. 1. Кн. 1. М, 2016.
2 «Учреждение Министерства иностранных дел», утверждённое Николаем II 4 июня 1914 г., впервые юридически возложило на ведомство «заботы о поддержке и достойном положении православия за границей и об укреплении русского влияния на почве церковных интересов» (ст. 1)2. Однако данная норма лишь оформляла давно существовавшую практику. Не случайно в ежегодных отчётах МИД «церковным делам» отводился особый раздел. Современные исследователи пишут о «теснейшем переплетении государственных и церковных интересов во внешнеполитической сфере» и даже о единой «церковно-государственной политике» Российской империи за рубежом3. Между тем в различных регионах государственные (политические) и чисто церковные интересы могли расходиться, священнослужители и чиновники МИД нередко по-разному понимали обстановку, а порою сказывалось и несовпадение их собственно ведомственных соображений и особенностей корпоративной культуры. Вопреки стереотипным представлениям, православная Церковь и её зарубежные структуры отнюдь не являлись простым инструментом российской дипломатии. В довольно сложном взаимодействии с русскими духовными миссиями МИД выступал не столько их руководителем, сколько помощником и опекуном. 2. Министерская система в Российской империи: к 200-летию министерств в России / Отв. ред. Д.И. Раскин. М., 2007. С. 348.

3. Кузнецов А.И. Подготовка и воспитание дипломата в Российской империи (вторая половина XIX – начало XX вв.). Дис. … канд. ист. наук. М., 2005. С. 176–177.
3 В США в этом взаимодействии участвовала Алеутская и Аляскинская (с 1899 г. – Алеутская и Северо-Американская) епархия, глава которой подчинялся Св. Синоду, работал в тесном контакте с МИД, а духовное правление и приходы поддерживали постоянную связь с российскими представительствами. Кстати, переписка епархии со Св. Синодом также велась по дипломатическим каналам. Эта система своеобразного двойного подчинения была отлажена и действовала на протяжении полувека – от уступки Аляски в 1867 г. до крушения империи в 1917 г.
4 Первые православные миссионеры появились на Аляске ещё в конце XVIII в. Они окормляли российских подданных и крестили туземное население – алеутов, колошей, креолов. Наиболее известные из этих подвижников – от простого монаха Германа Аляскинского до владыки Иннокентия (Вениаминова), руководившего епархией в 1841–1867 гг. и прозванного «апостолом Аляски», – причислены в Русской Православной Церкви к лику святых. После уступки Аляски Соединённым Штатам местная православная епархия оказалась в иностранном государстве, законы и обычаи которого резко отличались от действовавших во владениях Российско-американской компании (РАК), и ей пришлось приспосабливаться к другой системе права, полной свободе вероисповедания и отсутствию доминирующей конфессии. Основная масса русского населения и клира покинула полуостров, куда хлынули как американские граждане самых разных религиозных убеждений, так и протестантские и католические миссионеры, занявшиеся обращением в свою веру не только остававшихся ещё среди жителей язычников, но и православных. При этом средства, поступавшие ранее от РАК, иссякли. Вся надежда оставалась на поддержку со стороны Петербурга и его дипломатов в США.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 105

Оценка читателей: голосов 0

1. Emmons T. Alleged Sex and Threatened Violence. Stanford, 1997.

2. Stokoe M., Kishkovsky L. Orthodox Christians in North America (1794–1994). South River (N.J.), 1995. Р. 18.

3. Егорова Ю.С. Источники по истории Русской православной церкви в Северной Америке в конце XVIII – второй половине XIX в. (по материалам Российского государственного исторического архива) // Русский Север в истории российско-американских отношений. Сборник материалов международной научной конференции, посвящённой 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и США. Вологда, 2011. С. 113.

4. История русского православного зарубежья. Т. 1. Кн. 1. М, 2016.

5. История Русской духовной миссии в Корее. Сборник статей. М., 1999.

6. Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М., 2009.

7. Кузнецов А.И. Подготовка и воспитание дипломата в Российской империи (вторая половина XIX – начало XX вв.). Дис. … канд. ист. наук. М., 2005. С. 176–177.

8. Лисовой Н.Н., Смирнова И.Ю. Россия и Святая Земля в первой половине XIX века: церковная политика на Православном Востоке. М.; СПб., 2015.

9. Министерская система в Российской империи: к 200-летию министерств в России / Отв. ред. Д.И. Раскин. М., 2007. С. 348.

10. Нитобург Э.Л. Русские в США: История и судьбы, 1870–1970: этно-исторический очерк. М., 2005. С. 216; Emmons T. Op. cit. Р. 155–156.

11. Печатнов В.В. «…От русского корня»: пути американского православия // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 425. С. 141.

12. Печатнов В.В., Печатнов В.О. Русский епископ в Америке «позолоченного века» // Вестник МГИМО. 2021. № 1.

13. Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. В 3 кн. Кн. 3. СПб., 1901. С. 139–140.

14. Попов А.В. Русское православное зарубежье: история и источники. М., 2005.

15. Попов А.В. Русское православное зарубежье: история и источники. М., 2005. С. 144.

16. Православие на Дальнем Востоке. Вып. 1–3 / Под ред. М.Н. Боголюбова. СПб., 2001.

17. Россия в Святой Земле. Документы и материалы. В 2 т. / Под ред. Н.Н. Лисового. М., 2000.

18. Янышевский М.Н. Россия в Святой Земле. Русская духовная миссия, Генеральное консульство в Иерусалиме и иерусалимский патриарх в начале XX века. Дис. … канд. ист. наук. М., 2013.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх