The Life Path of Metropolitan Benjamin (Fedchenkov) in Contemporary Latvian Studies

 
PIIS086956870016616-8-1
DOI10.31857/S086956870016616-8
Publication type Review
Source material for review Евфросиния (Седова), инокиня. Служение митрополита Вениамина (Федченкова) на Рижской кафедре (1948–1951 годы). Daugavpils: Daugavpils Universitates Akademiskaisapgards «Saule», 2016. 320 с. (I); Седова Г.В. (Евфросиния, инокиня). Рижская епархия 1944–1964. Из истории православия. Daugavpils: Daugavpils Universitates Akademiskaisapgards «Saule», 2020. 384 с. (II).
Status Published
Authors
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 5
Pages235-240
Abstract

         

Keywords
AcknowledgmentМатериал подготовлен при поддержке гранта президента РФ для молодых кандидатов наук, проект № МК-4539.2021.2 «Попытки отделения православных приходов Беларуси, Латвии и Эстонии от Русской Православной Церкви в 1941–1991 гг.».
Received13.07.2021
Publication date19.10.2021
Number of characters15193
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 За последние 30 лет в каждой из трёх балтийских республик появилась своя традиция рассмотрения истории православной Церкви в ХХ в. В Литве наибольшее внимание ей уделила Р. Лаукайтите, скептически характеризующая взаимоотношения Московской патриархии с богоборческой властью в СССР1. В Эстонии наиболее острой проблемой оказалась каноничность перехода местных православных приходов в 1923 г. в юрисдикцию Константинопольского патриархата. При этом мнения исследователей предсказуемо разделились2. В Латвии учёные освещали прежде всего деятельность клириков Прибалтийского экзархата и «Православной миссии в освобождённых областях России» в годы Великой Отечественной войны и нацистской оккупации. К этой теме не раз обращались и российские, и латвийские специалисты3. 1. Лаукайтите Р. Вопрос об автокефалии православной церкви в Литве в 1918–1940 годах // Церковь в истории России. Вып. 5. M., 2003. C. 362–373; Лаукайтите Р. Литовская православная епархия под властью митрополита Сергия (Воскресенского) 1941–1944 // Православие Балтии. 2015. № 3(12). С. 97–109; Лаукайтите Р. Православные монастыри в Литве: советский период истории // Православие в Балтии. 2016. № 6(15). С. 77–93; Лаукайтите Р. Репрессии против духовенства Литовской епархии в период сталинизма // Православие в Балтии. 2018. № 8(17). С. 149–162; Лаукайтите Р. Cоциальные аспекты репрессий: переход на нелегальное положение в Литве в 1944–1953 гг. // История сталинизма: жизнь в терроре. Социальные аспекты репрессий. Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 18–20 октября 2012 г., М., 2013. С. 393–401; Лаукайтите Р. Эпилог Российской империи в Литве: русские эмигранты в 1918–1940 гг. // Балтийский архив. Русская культура в Прибалтике. Т. XII. Таллин, 2012. С. 8–21.

2. Григорий (Папатомас), архим. Несчастье быть маленькою церковью в маленькой стране. Богословская правда о Православной Церкви Эстонии. Таллинн, 2007; Прекуп И., свящ. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк. Таллин, 1998; Балашов Н., прот., Прекуп И., прот. История эстонского православия и попытка ее недобросовестной ревизии: О книге архимандрита Григория Папатомаса «Несчастье быть маленькой Церковью в маленькой стране» // Вестник церковной истории. 2011. № 1/2 (21/22). С. 251–310; Прекуп И., прот., Балашов Н., прот. Проблемы православия в Эстонии. О книге архимандрита Григория Папатомаса «Несчастье быть маленькой церковью в маленькой стране». Таллин, 2013.

3. Голиков А., свящ., Фомин С. Кровью убеленные. Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940–1955). М., 1999; Гаврилин А.В. Уголовные дела православных священников как источники изучения сталинских репрессий на территории Латвии // Церковь и время. 2010. № 52(3). С. 193–218; Гаврилин А.В. Под покровом Тихвинской иконы. Архипастырский путь Иоанна (Гарклавса). СПб.; Тихвин, 2009; Гаврилин А.В. Латвийские священнослужители на Американском континенте. М., 2013.
2 Вместе с тем в последние годы заметно возрос интерес к личности митрополита Вениамина (Федченкова), эволюционировавшего от ярого сторонника Белого движения до советского патриота, вернувшегося из эмиграции. В частности, ему посвящены две научные монографии инокини Евфросинии (Седовой). Галина Вадимовна Седова – многолетний редактор газеты Латвийской Православной Церкви «Виноградная лоза» и серьёзный учёный, недавно защитившая в университете Даугавпилса докторскую диссертацию и неоднократно выступавшая на научных конференциях в Латвии, России, Бельгии и т.д., феномен в современной церковной историографии. В своих работах, хотя и написанных в «житийном» стиле, она опирается на документы из латвийских архивов и свидетельства очевидцев.
3 Примечательно, что её монография «Служение митрополита Вениамина (Федченкова) на Рижской кафедре (1948–1951 годы)» на две трети состоит из публикации тщательно откомментированных источников, наилучшим образом передающих атмосферу изучаемого времени. В первых главах данного исследования читатель знакомится со сложным положением православного духовенства и верующих в одной из беднейших епархий Русской Православной Церкви (I; с. 41). До владыки Вениамина ею временно управлял архиепископ Виленский и Литовский Корнилий (Попов), в прошлом – виднейший представитель обновленческого движения. Разумеется, влиятельный архиерей, проведший много лет в эмиграции, выстраивал взаимодействие с местным духовенством иначе, чем его предшественник. По словам автора, он «с особым вниманием относился к клирикам» и заботился о них «по-отечески» (I; с. 41). Возникавшие же конфликты между священнослужителями и новым митрополитом в книге объясняются слишком большой автономией епархиального совета в 1945–1947 гг. (I; с. 43–45) и даже саботажем. Так, фактически руководивший епархией протоиерей Николай Смирнов отказывался менять манеру своего общения с правящим архиереем, а при осложнении ситуации пользовался своими хорошими связями с уполномоченным (I; с. 45). Целая глава посвящена докладу митрополита Вениамина патриарху Алексию I о положении православия в Латвийской ССР и неправильном порядке контактов между епископом и представителями власти в условиях советской атеистической системы (I; с. 46–61). В панегирическом ключе изображаются исследовательницей визиты митрополита Вениамина по вверенным ему приходам (I; с. 64), а также празднование столетнего юбилея епархии и приуроченный к нему съезд благочинных в середине июля 1950 г. (I; с. 74–84).

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 545

Readers community rating: votes 0

1. Balashov N., prot., Prekup I., prot. Istoriya ehstonskogo pravoslaviya i popytka ee nedobrosovestnoj revizii: O knige arkhimandrita Grigoriya Papatomasa «Neschast'e byt' malen'koj Tserkov'yu v malen'koj strane» // Vestnik tserkovnoj istorii. 2011. № 1/2 (21/22). S. 251–310.

2. Gavrilin A.V. Pod pokrovom Tikhvinskoj ikony. Arkhipastyrskij put' Ioanna (Garklavsa). Spb.; Tikhvin, 2009.

3. Gavrilin A.V. Ugolovnye dela pravoslavnykh svyaschennikov kak istochniki izucheniya stalinskikh repressij na territorii Latvii // Tserkov' i vremya. 2010. № 52(3). S. 193–218.

4. Gavrilin A.V. Latvijskie svyaschennosluzhiteli na Amerikanskom kontinente. M., 2013.

5. Golikov A., svyasch., Fomin S. Krov'yu ubelennye. Mucheniki i ispovedniki Severo-Zapada Rossii i Pribaltiki (1940–1955). M., 1999.

6. Grigorij (Papatomas), arkhim. Neschast'e byt' malen'koyu tserkov'yu v malen'koj strane. Bogoslovskaya pravda o Pravoslavnoj Tserkvi Ehstonii. Tallinn, 2007.

7. Laukajtite R. Vopros ob avtokefalii pravoslavnoj tserkvi v Litve v 1918–1940 godakh // Tserkov' v istorii Rossii. Vyp. 5. M., 2003. C. 362–373.

8. Laukajtite R. Litovskaya pravoslavnaya eparkhiya pod vlast'yu mitropolita Sergiya (Voskresenskogo) 1941–1944 // Pravoslavie Baltii. 2015. № 3(12). S. 97–109.

9. Laukajtite R. Pravoslavnye monastyri v Litve: sovetskij period istorii // Pravoslavie v Baltii. 2016. № 6(15). S. 77–93.

10. Laukajtite R. Repressii protiv dukhovenstva Litovskoj eparkhii v period stalinizma // Pravoslavie v Baltii. 2018. № 8(17). S. 149–162.

11. Laukajtite R. Ehpilog Rossijskoj imperii v Litve: russkie ehmigranty v 1918–1940 gg. // Baltijskij arkhiv. Russkaya kul'tura v Pribaltike. T. XII. Tallin, 2012. S. 8–21.

12. Laukajtite R. Cotsial'nye aspekty repressij: perekhod na nelegal'noe polozhenie v Litve v 1944–1953 gg. // Istoriya stalinizma: zhizn' v terrore. Sotsial'nye aspekty repressij. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii, Sankt-Peterburg, 18–20 oktyabrya 2012 g., M., 2013. S. 393–401.

13. Petrov I.V. Pravoslavnaya Baltiya 1939–1953 godov. Period vojn, repressij i mezhnatsional'nykh protivorechij. Spb., 2016. S. 339.

14. Prekup I., prot., Balashov N., prot. Problemy pravoslaviya v Ehstonii. O knige arkhimandrita Grigoriya Papatomasa «Neschast'e byt' malen'koj tserkov'yu v malen'koj strane». Tallin, 2013.

15. Prekup I., svyasch. Pravoslavie v Ehstonii. Kratkij istoricheskij ocherk. Tallin, 1998.

16. Puchenkov A.S., Kalinovskij V.V. Dukhovnyj forpost Rossii. Pravoslavnoe dukhovenstvo Kryma v 1914–1920 gg. Spb., 2020. S. 353.

Система Orphus

Loading...
Up