«One of the most beautiful decorations of Paris»: the construction of the Russian embassy church and the cultural and political significance of the project

 
PIIS086956870016612-4-1
DOI10.31857/S086956870016612-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Russian History, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 5
Pages71-82
Abstract

        

Keywords
Received25.08.2021
Publication date19.10.2021
Number of characters37844
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Русский православный храм Св. Александра Невского, расположенный на парижской улице Дарю (rue Daru), без сомнения, является одной из ярких достопримечательностей французской столицы, хотя информация о нём есть далеко не во всех путеводителях по городу. Этот храм возводился как русская посольская церковь в довольно непростой период русско-французских отношений (вскоре после Крымской войны 1853–1856 гг.). Ситуацию осложняли также межконфессиональные отношения Русской Православной Церкви и католической Церкви Франции. Дело в том, что православие относилось тогда во Франции лишь к терпимым конфессиям; государство официально признавало только римско-католическое, протестантское и иудейское вероисповедания. Православных же пренебрежительно называли «восточными схизматиками». Во время Крымской войны 1853–1856 гг., имевшей ярко выраженную духовно-религиозную составляющую, архиепископ Парижский Мари-Доминик-Огюст Сибур проповедовал «крестовый поход» против России и называл православие «ересью Фотия»1. После заключения мира тональность французской и в целом западной прессы по-прежнему была ещё довольно антирусской и антиправославной. Предвзятое отношение и фактическое незнание европейцами реалий Русской церкви нередко приводили к публикации всевозможных вымыслов и неуважительных высказываний о ней. В этих условиях возведение в Париже русского православного храма, призванного показать французскому населению красоту православного богослужения и подчеркнуть престиж Российской империи, приобретало важное культурно-политическое значение. К решению этой непростой задачи российское правительство подошло с большой осторожностью, а основные заботы пали на плечи инициатора проекта священника русской посольской церкви в Париже Иосифа Васильева. 1. Подробнее см.: Мельникова Л.В. Русская Православная Церковь и Крымская война 1853–1856 гг. М., 2012. Фотий (820–891) – Константинопольский патриарх, продолжительная борьба которого с римскими папами послужила началом разделения Церквей.
2 Иосиф Васильевич Васильев (1820–1881) родился в с. Стрельцово Елецкого уезда Орловской губ., в семье священника. Обучался в Орловской духовной семинарии, затем – в Санкт-Петербургской духовной академии, которую в июне 1845 г. окончил в качестве первого магистра (т.е. официально признан лучшим в своём выпуске). Первоначально Васильев оставался в академии в должности наставника, однако уже 9 мая 1846 г. он был рукоположен в священный сан и направлен на вновь учреждённое место второго священника к Петропавловской церкви при российском посольстве в Париже2. Министерство иностранных дел назначило молодому священнику жалованье – 1 524 руб. серебром в год – и поручило российскому посольству во Франции снять для его семьи «приличную квартиру»3. (В Париж отец Иосиф приехал в сопровождении 17-летней жены Анны Ефимовны; во Франции у них родились 11 детей: восемь дочерей и три сына4.) Выбор МИДа и Синода пал на Иосифа Васильева не случайно. Помимо блестящих способностей и свободного владения французским языком, несомненно, сказалось знание им истории и реалий католицизма – его магистерская диссертация была посвящена рассмотрению учения Римской церкви «О главенстве папы». Усиление причта посольской церкви в Париже, единственного среди всех европейских, введением должности второго священника рассматривалось в качестве меры, призванной предупредить совращение российских подданных в католичество. Чрезмерное увлечение проживавших во Франции соотечественников западной культурой, особенно – частые случаи поступления русской молодёжи в парижские католические пансионы вызывали беспокойство российских властей. 2. АВПРИ, ф. 159 (Департамент личного состава и хозяйственных дел), оп. 749/4, д. 47, л. 75–75 об.

3. Одерова М.В. Протоиерей И.В. Васильев – настоятель православной церкви при русском посольстве в Париже // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2008. № 2. С. 58.

4. Старшая дочь Васильевых Мария умерла в 10-летнем возрасте от перитонита; ещё двое детей – Елена и Борис (девятая и десятый по рождению) умерли в младенчестве. Последний, 12-й ребёнок – сын, также названный родителями Борисом, родился в Петербурге, уже после возвращения семьи Васильевых на родину (См.: Автономова Л.И. Воспоминания о жизни и деятельности протоиерея И.В. Васильева // Исторический вестник. 1916. № 8. С. 301–302).

Number of purchasers: 0, views: 448

Readers community rating: votes 0

1. Avtonomova L.I. Vospominaniya o zhizni i deyatel'nosti protoiereya I.V. Vasil'eva // Istoricheskij vestnik. 1916. № 8. S. 301–302.

2. Grabar A.N. Kafedral'nyj sobor Sv. Aleksandra Nevskogo v Parizhe i Sv. Sofiya Konstantinopol'skaya // Tserkovnyj vestnik Zapadno-Evropejskoj eparkhii. 1957. № 2. S. 29–33.

3. Zablotskij-Desyatovskij A.P. Graf P.D. Kiselyov i ego vremya. Materialy dlya istorii imperatorov Aleksandra I, Nikolaya I i Aleksandr II. T. 3. SPb., 1882. S. 249.

4. La Fit de Pellyapork, graf de. Osvyaschenie russkoj tserkvi v Parizhe // Pravoslavnoe obozrenie. 1861. Sentyabr'. № 9. S. 143.

5. Mel'nikova L.V. Nastoyateli russkikh posol'skikh tserkvej v Parizhe i Londone v gody Krymskoj vojny // Rossijskaya istoriya. 2012. № 4. S. 121–137.

6. Mel'nikova L.V. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' i Krymskaya vojna 1853–1856 gg. M., 2012.

7. Mel'nikova L.V. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' i Krymskaya vojna 1853–1856 gg. S. 213–235.

8. Oderova M.V. Protoierej I.V. Vasil'ev – nastoyatel' pravoslavnoj tserkvi pri russkom posol'stve v Parizhe // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 8. Istoriya. 2008. № 2. S. 58.

9. Ross N. Russkaya tserkov' na beregakh Seny. Ot zarozhdeniya khrama do 1917 goda. SPb., 2007. S. 152.

10. Sakharov N., prot. Svyato-Troitskij Aleksandro-Nevskij khram… // Tserkovnyj vestnik Zapadno-Evropejskoj eparkhii. 1936. № 10–11. S. 38.

11. Tsimbaeva E.N. Russkij katolitsizm. Zabytoe proshloe rossijskogo liberalizma. M., 1999.

Система Orphus

Loading...
Up