«Одно из самых красивых украшений Парижа»: возведение русского посольского храма и культурно-политическое значение проекта

 
Код статьиS086956870016612-4-1
DOI10.31857/S086956870016612-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт российской истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 5
Страницы71-82
Аннотация

      

Ключевые слова
Получено25.08.2021
Дата публикации19.10.2021
Кол-во символов37844
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Русский православный храм Св. Александра Невского, расположенный на парижской улице Дарю (rue Daru), без сомнения, является одной из ярких достопримечательностей французской столицы, хотя информация о нём есть далеко не во всех путеводителях по городу. Этот храм возводился как русская посольская церковь в довольно непростой период русско-французских отношений (вскоре после Крымской войны 1853–1856 гг.). Ситуацию осложняли также межконфессиональные отношения Русской Православной Церкви и католической Церкви Франции. Дело в том, что православие относилось тогда во Франции лишь к терпимым конфессиям; государство официально признавало только римско-католическое, протестантское и иудейское вероисповедания. Православных же пренебрежительно называли «восточными схизматиками». Во время Крымской войны 1853–1856 гг., имевшей ярко выраженную духовно-религиозную составляющую, архиепископ Парижский Мари-Доминик-Огюст Сибур проповедовал «крестовый поход» против России и называл православие «ересью Фотия»1. После заключения мира тональность французской и в целом западной прессы по-прежнему была ещё довольно антирусской и антиправославной. Предвзятое отношение и фактическое незнание европейцами реалий Русской церкви нередко приводили к публикации всевозможных вымыслов и неуважительных высказываний о ней. В этих условиях возведение в Париже русского православного храма, призванного показать французскому населению красоту православного богослужения и подчеркнуть престиж Российской империи, приобретало важное культурно-политическое значение. К решению этой непростой задачи российское правительство подошло с большой осторожностью, а основные заботы пали на плечи инициатора проекта священника русской посольской церкви в Париже Иосифа Васильева. 1. Подробнее см.: Мельникова Л.В. Русская Православная Церковь и Крымская война 1853–1856 гг. М., 2012. Фотий (820–891) – Константинопольский патриарх, продолжительная борьба которого с римскими папами послужила началом разделения Церквей.
2 Иосиф Васильевич Васильев (1820–1881) родился в с. Стрельцово Елецкого уезда Орловской губ., в семье священника. Обучался в Орловской духовной семинарии, затем – в Санкт-Петербургской духовной академии, которую в июне 1845 г. окончил в качестве первого магистра (т.е. официально признан лучшим в своём выпуске). Первоначально Васильев оставался в академии в должности наставника, однако уже 9 мая 1846 г. он был рукоположен в священный сан и направлен на вновь учреждённое место второго священника к Петропавловской церкви при российском посольстве в Париже2. Министерство иностранных дел назначило молодому священнику жалованье – 1 524 руб. серебром в год – и поручило российскому посольству во Франции снять для его семьи «приличную квартиру»3. (В Париж отец Иосиф приехал в сопровождении 17-летней жены Анны Ефимовны; во Франции у них родились 11 детей: восемь дочерей и три сына4.) Выбор МИДа и Синода пал на Иосифа Васильева не случайно. Помимо блестящих способностей и свободного владения французским языком, несомненно, сказалось знание им истории и реалий католицизма – его магистерская диссертация была посвящена рассмотрению учения Римской церкви «О главенстве папы». Усиление причта посольской церкви в Париже, единственного среди всех европейских, введением должности второго священника рассматривалось в качестве меры, призванной предупредить совращение российских подданных в католичество. Чрезмерное увлечение проживавших во Франции соотечественников западной культурой, особенно – частые случаи поступления русской молодёжи в парижские католические пансионы вызывали беспокойство российских властей. 2. АВПРИ, ф. 159 (Департамент личного состава и хозяйственных дел), оп. 749/4, д. 47, л. 75–75 об.

3. Одерова М.В. Протоиерей И.В. Васильев – настоятель православной церкви при русском посольстве в Париже // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2008. № 2. С. 58.

4. Старшая дочь Васильевых Мария умерла в 10-летнем возрасте от перитонита; ещё двое детей – Елена и Борис (девятая и десятый по рождению) умерли в младенчестве. Последний, 12-й ребёнок – сын, также названный родителями Борисом, родился в Петербурге, уже после возвращения семьи Васильевых на родину (См.: Автономова Л.И. Воспоминания о жизни и деятельности протоиерея И.В. Васильева // Исторический вестник. 1916. № 8. С. 301–302).

Всего подписок: 0, всего просмотров: 435

Оценка читателей: голосов 0

1. Автономова Л.И. Воспоминания о жизни и деятельности протоиерея И.В. Васильева // Исторический вестник. 1916. № 8. С. 301–302.

2. Грабар А.Н. Кафедральный собор Св. Александра Невского в Париже и Св. София Константинопольская // Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1957. № 2. С. 29–33.

3. Заблоцкий-Десятовский А.П. Граф П.Д. Киселёв и его время. Материалы для истории императоров Александра I, Николая I и Александр II. Т. 3. СПб., 1882. С. 249.

4. Ла Фит де Пелляпорк, граф де. Освящение русской церкви в Париже // Православное обозрение. 1861. Сентябрь. № 9. С. 143.

5. Мельникова Л.В. Настоятели русских посольских церквей в Париже и Лондоне в годы Крымской войны // Российская история. 2012. № 4. С. 121–137.

6. Мельникова Л.В. Русская Православная Церковь и Крымская война 1853–1856 гг. М., 2012.

7. Мельникова Л.В. Русская Православная Церковь и Крымская война 1853–1856 гг. С. 213–235.

8. Одерова М.В. Протоиерей И.В. Васильев – настоятель православной церкви при русском посольстве в Париже // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2008. № 2. С. 58.

9. Росс Н. Русская церковь на берегах Сены. От зарождения храма до 1917 года. СПб., 2007. С. 152.

10. Сахаров Н., прот. Свято-Троицкий Александро-Невский храм… // Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1936. № 10–11. С. 38.

11. Цимбаева Е.Н. Русский католицизм. Забытое прошлое российского либерализма. М., 1999.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх