Cardinal König’s Trip to the Soviet Union in 1980: Church Diplomacy during the Cold war

 
PIIS086956870016596-6-1
DOI10.31857/S086956870016596-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
Institute of World History, RAS
First Sechenov Medical University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 5
Pages97-104
Abstract

        

Keywords
AcknowledgmentThe article was carried out as part of a project supported by the Russian Science Foundation, project № 19-18-00482 «Entangled Histories: Russia and Holy See, 1917–1958».
Received19.07.2021
Publication date19.10.2021
Number of characters26232
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В сентябре 1980 г. архиепископ Венский кардинал Франц Кёниг (1905–2004) посетил Москву. Визит широко освещался в австрийской, немецкой, французской печати, для многих наблюдателей значимым был сам факт приезда в СССР делегации католической Церкви. Несмотря на резонанс, в советских документах поездка практически не упоминается. Раскрыть детали её подготовки и программы удалось благодаря исследованию в личном архиве Кёнига в Вене (Kardinal König-Archiv), где была обнаружена отдельная папка «Pro Oriente. Reise UdSSR. 18–28.09.1980». Большим подспорьем для данного исследования стали воспоминания посла Австрии в СССР Г. Хинтереггера и дневниковые записи советника по культуре австрийского посольства Й. Марте.
2 Нужно отметить, что поездки в Советский Союз были важным социальным, политическим и эмоциональным опытом для путешественников из Европы и США. Однако до сих пор исследователи в основном обращали внимание на визиты довоенного периода1, более поздние религиозные контакты изучены значительно меньше2. Между тем со второй половины 1950-х гг. стабильно рос поток не только туристов, но и официальных делегаций, посещавших Советский Союз3. В 1960–1970-х гг. представители христианских церквей Запада, остро ощущавшие секуляризационные процессы в своих обществах, проявляли всё больший интерес к религиозной жизни в социалистических странах Восточной Европы. Визит в Москву кардинала стал, безусловно, значимым политическим событием. Ведь Кёниг был руководителем католической церкви Австрии – нейтральной страны, занимавшей особое место в годы холодной войны4. 1. Дэвид-Фокс М. Витрины великого эксперимента. Культурная дипломатия Советского Союза и его западные гости. 1921–1941 годы. М., 2014; Cold War Crossings: International Travel and Exchange across the Soviet Bloc, 1940s–1960s. / Ed. by P. Babiracki, K. Zimmer. Texas, 2014; Laamanen V. VOKS, Cultural Diplomacy and the Shadow of the Lubianka: Olavi Paavolainen’s 1939 Visit to the Soviet Union // Journal of Contemporary History. 2017. Vol. 52(4). P. 1022–1041.

2. Religion and the Cold War / Ed. by D. Kirby. Basingstoke, 2003; Белякова Н.А., Пивоваров Н.Ю. Религиозная дипломатия на службе советского государства в годы холодной войны (в период Н.С. Хрущёва и Л.И. Брежнева) // Контуры глобальных трансформаций. Т. 11. 2018. № 4. С. 130–149; Пивоваров Н.Ю. Кого приглашали и кого отправляли за границу по религиозной линии (1943–1985 гг.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 185–215; Белякова Н.А. Церкви в холодной войне // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 7–18; Mojzes P. North American Churches and the Cold War. Grand Rapids, 2018.

3. Das Imaginäre des Kalten Krieges. Beiträge zu einer Wissens- und Kulturgeschichte des Ost-West-Konfliktes in Europa / Hg. D. Eugster, M. Sibylle. Essen, 2015; Danzer D. Zwischen Vertrauen und Verrat. Deutschsprachige kommunistische Intellektuelle und ihre sozialen Beziehungen (1918–1960). Göttingen, 2012; Pressing the Fight. Print, Propaganda, and the Cold War / Hg. G. Barnhisel, C. Turner. Amherst; Boston, 2010; Caute D. The Fellow-Travellers. Intellectual Friends of Communism. New Haven; L., 1988.

4. Подробнее см.: Maurer S., Neumann-Rieser D., Stocker G. Diskurse des Kalten Krieges Eine andere österreichische Nachkriegsliteratur. Wien, 2017.
3 С момента назначения на Венскую кафедру в 1956 г. Кёниг называл своей миссией строительство моста между христианским Западом и Востоком5. Насколько речь шла о собственных амбициях кардинала и в какой мере его действия координировались Ватиканом, сказать трудно6. В любом случае эта инициатива была поддержана Министерством иностранных дел Австрии, которое регулярно передавало ему аналитические записки о тенденциях, мероприятиях и кадровых перемещениях в церквах по ту сторону «железного занавеса»7. 5. König F. Wien – die Brücke zum Osten // Pro Oriente. Konziliarität und Kollegialität. Insbruck; Wien; München, 1975. S. 11.

6. Примечательно, что о запланированном визите в СССР Кёниг сообщил руководителю ватиканского Секретариата по содействию христианскому единству Й. Виллебрандсу только 5 сентября 1980 г. (Kardinal-König-Archiv, папка «Pro Oriente. Reise UdSSR»).

7. Так, например, в 1977 г. посол Австрии в СССР направил записку о проведении в Советском Союзе конференции религиозных деятелей за безъядерный мир и разоружение, а в 1978 г. из ГДР пришло сообщение о перемещении митрополита Филарета (Вахромеева) из Берлина в Минск с анализом мотивации данного решения Св. Синода и его возможных последствий для католиков СССР (Kardinal-König-Archiv. 427/77).
4 В ходе II Ватиканского собора (1962–1965 гг.) было решено усилить взаимодействие с социалистическими странами8. Важные функции возлагались при этом на Секретариат по диалогу с неверующими, который с 1964 г. возглавил Кёниг. Католические прелаты восприняли появление этого подразделения неоднозначно, а некоторые из них расценили его как уступку, соглашательство с коммунистической идеологией9. Однако австрийские католики в послевоенный период остро ощущали потребность найти место для христианства между марксизмом и секулярным либерализмом. Разделял эти устремления и Кёниг – профессор университета Зальцбурга и признанный авторитет в области моральной теологии10. Его диссертация была посвящена сравнению Ветхого Завета с зороастризмом, а знаменитым его сделал трёхтомник «Христос и религии земли», выпущенный в начале 1950-х гг. 8. Подробнее о новой «восточной политике» Ватикана см.: The Vatican «Ostpolitik» 1958–1978 Responsibility and Witness during John XXIII and Paul VI. Viella, 2015; Stehle H. Geheimdiplomatie im Vatikan. Die Päpste und die Kommunisten. Zürich, 1993; Riccardi A. Il Vaticano e Mosca 1940–1990. Roma; Bari, 1992; Melloni A. L’Ostpolitik Vaticana di Agostino Casaroli. Bologna, 2006; Barberini G. L’Ostpolitik della Santa Sede: Un dialogo lungo e faticoso. Bologna, 2007; Грабовец Э. Восточная политика Ватикана и Словакия во внутриполитическом, международном и церковном контекстах // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2016. T. 7. Вып. 9(53) (URL: >>>>

9. Схожая характеристика содержится в аналитической записке заместителя председателя КГБ С.К. Цвигуна, поданной в ЦК КПСС в январе 1968 г.: «В самой католической церкви есть также рьяные сторонники сближения с коммунистами. В первую очередь к ним относится кардинал Кёниг, возглавляющий “секретариат для неверующих”» (РГАНИ, ф. 6, оп. 60, д. 24, л. 2).

10. König F. Christus und Religionen der Erde. Wien, 1951.

Number of purchasers: 0, views: 382

Readers community rating: votes 0

1. Barberini G. L’Ostpolitik della Santa Sede: Un dialogo lungo e faticoso. Bologna, 2007.

2. Bauer D. Kirche lebt. Begegnung mit der Religion in der Sowjetunion // Die Furche. 1980. 15 Oktober. № 42.

3. Beliakova N. The U.S.S.R., Greek Catholics and the Vatican «Ostpolitik» in the 1960–1970’s: Grey Zone and the Stum-bling Blocks // Stolen Churches or Bridges to Orthodoxy / Ed. by V. Latinovich, A. Wooden. Palgrave Macmillan, 2021. P. 185–200.

4. Caute D. The Fellow-Travellers. Intellectual Friends of Communism. New Haven; L., 1988.

5. Cherny-Verner R. Vatikanische Ostpolitik und die DDR. Göttingen, 2011. S. 63.

6. Chronik Pro Oriente // Denkwerkstatt Pro Oriente. Erfolgsgeschichte eines Ost-West Dialogs (1964–2014). Innsbruck; Wien, 2014. S. 231–233.

7. Chrysostomus J. Kleine Kirchegeschichte Russlands. Basel; Wien, 1967.

8. Cold War Crossings: International Travel and Exchange across the Soviet Bloc, 1940s–1960s. / Ed. by P. Babiracki, K. Zimmer. Texas, 2014.

9. Danzer D. Zwischen Vertrauen und Verrat. Deutschsprachige kommunistische Intellektuelle und ihre sozialen Beziehungen (1918–1960). Göttingen, 2012.

10. Das Imaginäre des Kalten Krieges. Beiträge zu einer Wissens- und Kulturgeschichte des Ost-West-Konfliktes in Europa / Hg. D. Eugster, M. Sibylle. Essen, 2015.

11. Denkwerkstatt Pro Oriente. Erfolgsgeschichte eines Ost-West Dialogs (1964–2014) / Ed. J. Marte, R. Prokschi. Innsbruck; Wien, 2014.

12. Engelbrecht U. Eine Schlacht war’s zweier Kontinente. Als die Russen Europa vor den Tateren retteten // Die Presse. 1980. 9 September. S. 1.

13. Harnoncourt Ph. «Sie alle sollen eins sein, damit die Welt glaube» (Joh 17, 21) // Denkwerkstatt Pro Oriente. Erfolgsgeschichte eines Ost-West Dialogs (1964–2014). Innsbruck; Wien, 2014. S. 39.

14. Herzliche Aufnahme, aber auch «grössere Vorsicht» spürbar. Kardinal König berichtet über seine erste Reise in die Sowjetunion // Kathpress. 1980. 29 September. № 188. S. 1.

15. Hinteregger G. Im Auftrag Österreichs. Erlebte Außenpolitik von Kreisky bis Mock. Wien, 2008. S. 255.

16. König F. Christus und Religionen der Erde. Wien, 1951.

17. König F. Kardinal. Der Mensch ist für die Zukunft angelegt. Analysen, Reflexionen, Stellungnahmen. Wien, 1975.

18. König F. Wien – die Brücke zum Osten // Pro Oriente. Konziliarität und Kollegialität. Insbruck; Wien; München, 1975. S. 11.

19. Laamanen V. VOKS, Cultural Diplomacy and the Shadow of the Lubianka: Olavi Paavolainen’s 1939 Visit to the Soviet Union // Journal of Contemporary History. 2017. Vol. 52(4). P. 1022–1041.

20. Maurer S., Neumann-Rieser D., Stocker G. Diskurse des Kalten Krieges Eine andere österreichische Nachkriegsliteratur. Wien, 2017.

21. Melloni A. L’Ostpolitik Vaticana di Agostino Casaroli. Bologna, 2006.

22. Mojzes P. Christian-Marxist Dialogue in Eastern Europe: 1945–1980 // Occasional Papers on Religion in Eastern Europe. 1984. Vol. 4(4). P. 13–53.

23. Mojzes P. North American Churches and the Cold War. Grand Rapids, 2018.

24. Pressing the Fight. Print, Propaganda, and the Cold War / Hg. G. Barnhisel, C. Turner. Amherst; Boston, 2010.

25. Religion and the Cold War / Ed. by D. Kirby. Basingstoke, 2003.

26. Riccardi A. Il Vaticano e Mosca 1940–1990. Roma; Bari, 1992.

27. Salzburger Erzbischof Berg schreibt an Leonid Breschnjew // KathPress. 9.5.1980. № 91. S.2.

28. Schrey H.-H. Christentum und Sozialismus: Ein Rückblick auf die Literatur der siebziger Jahre // Theologische Rundschau. 1986. Vol. 51. № 4. S. 372–403.

29. Schulmeister O. Das Leben der Christen unter dem Sowjetstern // Die Presse. 1980. 4/5 Oktober. S. 5.

30. Stehle H. Geheimdiplomatie im Vatikan. Die Päpste und die Kommunisten. Zürich, 1993.

31. Stirnemann A. Pro Oriente – das ökumenische Werk des Kardinals König // Veritati in Caritate. Der Beitrag des Kardinals König zum Ökumenismus.Wien, 1981. S. 11.

32. The Vatican «Ostpolitik» 1958–1978 Responsibility and Witness during John XXIII and Paul VI. Viella, 2015.

33. Venus T. Schulmeister Otto / Neue Deutsche Biographie (NDB). Berlin, 2007.

34. Belyakova N.A. Tserkvi v kholodnoj vojne // Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom. 2017. № 1. S. 7–18.

35. Belyakova N.A., Pivovarov N.Yu. Religioznaya diplomatiya na sluzhbe sovetskogo gosudarstva v gody kholodnoj vojny (v period N.S. Khruschyova i L.I. Brezhneva) // Kontury global'nykh transformatsij. T. 11. 2018. № 4. S. 130–149.

36. Bonchkovskij I. Tsarstvo ot mira sego. M., 1976. S. 154.

37. Grabovets Eh. Vostochnaya politika Vatikana i Slovakiya vo vnutripoliticheskom, mezhdunarodnom i tserkovnom kontekstakh // Ehlektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal «Istoriya». 2016. T. 7. Vyp. 9(53) (URL: https://history.jes.su/s207987840001550-4-1/).

38. Dehvid-Foks M. Vitriny velikogo ehksperimenta. Kul'turnaya diplomatiya Sovetskogo Soyuza i ego zapadnye gosti. 1921–1941 gody. M., 2014.

39. Pivovarov N.Yu. Kogo priglashali i kogo otpravlyali za granitsu po religioznoj linii (1943–1985 gg.) // Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom. 2017. № 1. S. 185–215.

40. Suttner Eh. Khristianstvo Vostoka i Zapada. V poiskakh zrimogo proyavleniya edinstva. M., 2004.

41. Filonov V.I. Otnosheniya RPTs I RKTs v 80-e gody XX veka // Religion–science–society: problems and prospects of interaction: materials of the VI international scientific conference on November 1–2, 2016. Prague, 2016. S. 61.

42. Shakhnovich M. Kholodnaya vojna i ideologicheskaya bor'ba na «religioznom fronte»: o nekotorykh modelyakh sovetskoj propagandy // Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom. 2017. № 1. S. 164–184.

43. Shlikhta N. Kak uchredit' «antisovetskuyu organizatsiyu»: k istorii Kestonskogo instituta i pis'ma veruyuschikh iz Pochaeva // Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom. 2017. № 1. S. 244–267.

Система Orphus

Loading...
Up