Сатира, власть и культура в раннесоветском государстве

 
Код статьиS086956870015485-4-1
DOI10.31857/S086956870015485-4
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Gerin A. Devastation and Laughter: Satire, Power, and Culture in the Early Soviet State (1920s–1930s). Toronto: University of Toronto Press, 2018. 282 p.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Старший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН
Адрес: Российская Федерация, Красногорск
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 3
Страницы242-245
Аннотация

        

Ключевые слова
Дата публикации27.06.2021
Кол-во символов11643
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 1Исследовательница из Канады Э. Герин изучает становление и развитие сатиры в СССР 1920-х – начала 1930-х гг. На первый взгляд, тема не нова, историки начали интересоваться этим феноменом ещё в середине ХХ в.: сатирические журналы и карикатуры часто использовались в качестве источников и иллюстративного материала эпохи. Однако основное внимание обращалось не столько на сатиру как таковую, сколько на дебаты в печати о её роли и задачах в социалистическом государстве2, на образы правителей, внешних и внутренних врагов3, судьбы отдельных сатириков4, а также на историю крупнейших сатирических изданий (прежде всего, журнала «Крокодил»)5. Хронологически лучше всего изучены период Великой Отечественной войны, позднесоветские годы, попытки «реинкарнации» сатиры в новой России6. На этом фоне рецензируемое исследование привлекает внимание своими временными рамками. 1920–1930-е гг. – период, когда место сатиры в общественно-политической жизни ещё не определилось, а сама власть ещё не решила окончательно, что делать с прессой такого рода и стоит ли её поддерживать. Акцент на этом периоде позволяет увидеть самобытность советской сатиры и восполнить существующий «дефицит советской визуальной сатиры в искусствоведческих исследованиях» (p. 6). 1. Gerin A. Devastation and Laughter: Satire, Power, and Culture in the Early Soviet State (1920s–1930s). Toronto: University of Toronto Press, 2018. 282 p.

2. Russell R. Satire and Socialism: the Russian debates 1925–1934 // Forum for Modern Language Studies. 1994. Vol. 30. P. 341–352; Waterlow J. Sanctioning laughter in Stalin’s Soviet Union // History Workshop Journal. 2015. Vol. 79. P. 198–214.

3. Ryan K.L. Stalin in Russian satire, 1917–1991. Madison, 2009.

4. Galassi F.S. Surviving as a satirist in the Soviet Union: «The Master and Margarita» by Mikhail A. Bulgakov // Critique: Journal of Socialist Theory. 1976. Vol. 6. P. 45–53.

5. Etty J. Graphic satire in the Soviet Union: Krokodil’s political cartoons. Jackson, 2019.

6. Michaels P.A. Navigating treacherous waters: Soviet satire, national identity, and Georgii Daneliia’s films of the 1970s // Historical Journal of Film, Radio and Television. 2009. Vol. 29. P. 343–364; Uncensored? Reinventing humor and satire in Post-Soviet Russia. Bloomington, 2008; Contemporary Russian satire: a genre study. Cambridge, 1995.
2 В шести главах книги описываются основные способы воспроизведения сатиры (пресса, театр, кино) и деятели, повлиявшие на её развитие. В первой главе подробно рассмотрена деятельность А.В. Луначарского на посту наркома просвещения и во главе комиссии по изучению сатирических жанров при АН СССР. Он считал, что сатира хорошо подходит для критического анализа общественных процессов и может быть использована в пропагандистских целях, борьбе с идеологическими противниками. Луначарский последовательно выступал за поддержку сатиры и за творческую свободу художников-карикатуристов.
3 Вторая глава посвящена развитию советских иллюстрированных сатирических журналов и плакатов в годы Гражданской войны. Эта часть печати являлась важнейшим элементом визуальной пропаганды вплоть до распада СССР. Корни журнальной сатиры Герин справедливо усматривает в событиях 1905 г., но подчёркивает отличие дореволюционного опыта. Управляемая государством, советская иллюстрированная пресса в основном использовалась для дискредитации внешних и внутренних врагов. В то же время сатирические журналы стали «привилегированным местом массовой информации» (p. 66). Круг поднимаемых ими тем весьма широк: грамотность, технический прогресс, реформы в образовании, религия, алкоголизм, гигиена, проституция, аборты. Во многом этому способствовал взгляд Луначарского на роль смеха, который в социалистическом государстве выступал «важнейшим инструментом самодисциплины социального класса, позволяющим ему оказывать давление и на другие классы» (p. 70). Другой функцией сатиры являлось культивирование самокритики как «символического наказания за девиантное поведение» и «укрепление господствующей идеологии» (p. 73). Высмеивание абстрактных бюрократов «спускало» общественное разочарование и недовольство на низшие уровни, отводя критику от руководства страны. Наконец, такого рода плакаты и журналы представали «привлекательной альтернативой ранней советской печати, которая была особенно пресной, плохо иллюстрированной и требовала уровень политической грамотности, превосходящий уровень многих читателей» (p. 73).

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 387

Оценка читателей: голосов 0

1. Gerin A. Devastation and Laughter: Satire, Power, and Culture in the Early Soviet State (1920s–1930s). Toronto: University of Toronto Press, 2018. 282 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх