Управление взаимодействием светского и религиозного компонентов в системе образования Российской Федерации

 
Код статьиS181570410019262-3-1
DOI10.54884/S181570410019262-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ректор
Аффилиация: Евроазиатская богословская семинария
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Преподаватель
Аффилиация: Евроазиатская богословская семинария
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы76-82
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы управления взаимодействием светского и религиозного компонентов в современном российском образовании на основе принципа диалогичности. Учитывается особенность религиозного знания, которое имеет личностный и межличностный аспекты. Предлагаются навыки и установки, необходимые для обучения диалогу. Отношения людей в  диалоге не могут вестись с позиции исключительности, всеохватности, а предполагают плюрализм и равенство сторон. Установка на самоограничение ради поиска общего делает взаимодействие возможным и открытым для поиска нового. В статье исследуются современные возможности и условия диалога на теологических факультетах российских светских университетов, а также условия организации и управления диалогическим взаимодействием.  В качестве перспективных тем для взаимодействия светского и религиозного в образовании предлагаются такие современные проблемы российского общества, как смысл труда и предпринимательства и обоснование техники и технологий.

Ключевые словарелигиозный компонент, светское образование, теология, диалогическое взаимодействие, управление
Источник финансированияИсследование выполнено при поддержке гранта РФФИ проект № 19-013-00625.
Получено17.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов19647
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Управление интеграцией религиозного и светского подходов в общественной жизни и сфере образования вызывает сегодня сложности на организационном и социальном уровне, так как процесс их взаимодействия сталкивается с глубинными различиями в онтологических основаниях и позициях. При этом невозможно игнорировать присутствие другого, подавлять его административными методами. Социально-политическая ситуация не позволяет одному из мировоззрений стать доминирующим, и актуальной потребностью становится поиск оснований для взаимодействия разных позиций. Такой основой выбран в нашей стране диалогический подход как наиболее эффективно обеспечивающий конструктивную совместную работу ради общего блага.
2 Тема диалога в сфере религиозного и светского образования на международном уровне обсуждается в исследованиях глобальных агентов (ЮНЕСКО, Совет Европы, Организация по Безопасности и кооперации в Европейском офисе по демократическому устройству и правам человека), философов, социологов, психологов и культурологов, представителей, транслирующих как светские, так и религиозные традиции. В России преобладает обсуждение такого взаимодействия с позиций политологии, социологии, культурологии, менеджмента и педагогики духовно-нравственного развития (Л. А. Андреева, О. В. Боброва, А. В. Колодин, Н. Н. Реутов, С. Д. Лебедев и др.).
3 Наличие исследований по взаимодействию религиозного и светского в разных областях знания ставит задачу интеграции разных дисциплинарных позиций, разработку вопросов управления ею на основе целостного подхода. Так, В.М. Рогозин отмечает кризис коммуникации в сфере философских и гуманитарных наук, когда количество локальных исследований и мнений увеличивается, а способность слышать и воспринимать друг друга снижается [6]. Специалисты сосредотачиваются на описании собственных позиций, образуют узкие кружки единомышленников и активно сопротивляются призывам к единству метода и мышления даже в рамках общей работы на конференциях и семинарах. Г.С. Померанц объясняет такую ситуацию особенностями проявления постмодернистской культуры, в рамках которой акцентируется своеобразие своей реальности и ее противопоставление другим, выделение их уникальных черт и субъективного восприятия [7, с. 297]. В плюралистической ситуации постмодерна и высокой специализации и раздробленности научных дисциплин выстраивание диалога между ними, управление им становится важной задачей любого взаимодействия.
4 Диалогическое общение описано в работах М. Бубера, М. Бахтина и М.С. Кагана, определяющих диалог как равноправное взаимодействия партнёров, в ходе которого происходит их изменение и рождение новых смыслов. Цель диалога – это обретение общности участниками, качественное изменение каждого в результате обмена мнениями и позициями. Диалог противопоставлен по целям диспуту, которому присуще противоречие позиций, есть правый и неправый, победа и поражение. В диалоге общее внимание направлено вовне – на общую тему или проблему. При диалогическом взаимодействии рождается нечто новое, что было бы невозможно при отдельном действии каждого участника [1; 6 ]

всего просмотров: 311

Оценка читателей: голосов 0

1. Балакина Е.И. Сущность и специфика диалога как антикризисной модели развития культуры // Karadeniz Uluslararası Bilimsel Dergi. – T. 1, №22. – С. 11-25. URL: https://dergipark.org.tr/tr/download/article-file/155151 (дата обращения 10.07.2021)

2. Ректор семинарии вошел в комиссию при Президентском совете. URL:

3. https://www.cef.ru/infoblock/publications/newsitem/article/1590817 (дата обращения 14.07.2021).

4. Горбачева Т.М., Горбачев А.Л. Психологические основания моделей взаимодействия светского и религиозного компонентов в образовании //Человек и образование. – 2019. – № 3 (60). – С. 81-84.

5. URL: https://iuorao.ru/wp-content/uploads/2019/11/mag-03-2019.pdf (дата обращения 14.07.2021).

6. Павленко А.Н. Возможность техники: Взгляд Лавры и голос из Марбурга // Историко-философский ежегодник. – 2002. – М.: ИФ РАН. – С. 386–408. URL: http://iphras.ru/page49403450.htm (дата обращения 12.07.2021).

7. Рогачева Е.Ю. Влияние педагогики Джона Дьюи на теорию и практику образования в XX веке: дис. … д-ра пед. наук. – М., 2006. – 358 с.

8. Рогозин. В.М. Методология. Мышление. Коммуникация// Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – Т.10, № 1. – С. 3-21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-myshlenie-kommunikatsiya/viewer (дата обращения 14.07.2021).

9. Померанц Г.С. Постмодернизм //Новая философская энциклопедия в 4 т. – М.: Мысль, 2001. – Т.3.

10. Сапрыкин Д. Л. Концепция образования и науки в «Идее университета» Джона Генри Ньюмана // История науки в философском контексте. – СПб.: РХГА, 2007. URL: https://web.archive.org/web/20100827010827/http://www.ihst.ru/content/saprykin (дата обращения 03.07.2021).

11. Castelli M. (2012) Faith dialogue as a pedagogy for a post secular religious education // Journal of Beliefs & Values: Studies in Religion & Education. –Vol. 33, № 2. – P. 207-216. URL: http://dx.doi.org/10.1080/13617672.2012.694063 (дата обращения 31.05.2021).

12. Grimmitt M. H. (2008) Inside a religious education research project: the influence of theological and educational considerations on the treatment of religious content within a prescribed pedagogic framework // Journal of Beliefs & Values: Studies in Religion & Education. –Vol. 29, № 3. - P. 223-232. URL: http://dx.doi.org/10.1080/13617670802464782 (дата обращения 10.06.2021).

13. Luby A. (2019) Reclaiming the Secular: Developing Dialogic Skills for a Post-Secular Society // International of Society, Culture and Language, - Vol.7, №1. – P. 27-39. URL: http://www.ijscl.net/article_34779_79afe0b2c19c1b190acb1010b573992b.pdf (дата обращения 14.06.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх