The way it’s supposed to be

 
PIIS086956870015479-7-1
DOI10.31857/S086956870015479-7
Publication type Review
Source material for review Кедров М.А. Моя автобиография. 1878–1933 гг. / Вступ. ст., коммент. Д.Ю. Козлова, Л.И. Петрушевой, В.А. Болтрукевича; при участии Е.В. Балушкиной и Ю.Г. Орловой. М.: Квадрига, 2020. 300 с.
Status Published
Authors
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
Edition
Pages210-214
Abstract

              

Keywords
Received19.05.2021
Publication date03.09.2021
Number of characters10869
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Профессор Л.Г. Захарова любила повторять слова своего учителя П.А. Зайончковского о том, что на подлинное научное бессмертие историк может рассчитывать лишь при подготовке справочной литературы или издании источников, важных для последующих поколений исследователей. Разумеется, при условии таковой их публикации, которая обеспечивает читателей всем необходимым не только для чтения и понимания текста, но и для полноценной работы с ним.
2 Группа учёных из Института российской истории РАН под руководством доктора исторических наук Д.Ю. Козлова осуществила именно такой труд. Выпущенную ими книгу открывает блестящий источниковедческий очерк заведующей архивохранилищем ГА РФ по истории Белого движения и эмиграции Л.И. Петрушевой. Ей удалось кратко и ёмко описать историю фонда М.А. Кедрова и документов, которые были использованы при подготовке к печати его автобиографии. При этом, правда, не обошлось без распространённой в наше время идеализации «России, которую мы потеряли», и «белой» эмиграции. Так, с сожалением говорится о том, что власти держав-победительниц «не предоставили благоприятных условий для проживания на их территории даже представителям военной эмиграции» (с. 10). Но почему они должны были их создавать? И как, если совсем ничего не делалось, не менее 20% русских эмигрантов, оказавшихся в Европе, нашли себе новый дом в той же Франции? Кстати, обескровленная, в том числе и в финансовом отношении, республика взяла на себя содержание русской эскадры, приняв корабли (с. 9), которые ей, мягко говоря, были не нужны. Увы, требовательная любовь редко бывает взаимной.
3 Автобиография Кедрова, в строгом смысле слова, не является воспоминаниями, и в ней почти нет особо ценных сведений, которых нельзя было бы обнаружить в других материалах. Она даёт скорее рамочное описание основных событий в жизни адмирала, для понимания их значения читателю понадобятся обширные познания, и тут незаменимую помощь ему окажут комментарии. Их объём вполне сопоставим с текстом самого источника. Если автобиография заняла в книге чуть более 43 страниц (с. 19–63), то комментарии к ней – 32 (с. 64–96). Кроме того, значительная, если не бóльшая часть тома отведена под 37 приложений – это 15 документов из РГА ВМФ и ГА РФ (выписки из аттестаций, послужной список, сведения о плаваниях Кедрова, отзывы о нём, приказы, отрывки из дневников и писем и т.п.), фрагменты из мемуаров современников, а также статьи из таких эмигрантских периодических изданий, как «Военная быль», «Морской журнал», «Часовой», «Возрождение» и «Русские новости» (с. 98–202). Весьма содержательны и краткие биографические справки о 98 лицах, упоминаемых в текстах источников (с. 203–250). Публикаторы, без сомнения, провели большую работу.
4 Первое, что буквально бросается в глаза при чтении записок Кедрова – это его везение, благодаря которому ему только в русско-японскую войну трижды чудом удалось избежать смерти. Флаг-офицер вице-адмирала С.О. Макарова, он не погиб на броненосце «Петропавловск» лишь потому, что случайно оказался в тот день на миноносце «Боевой». Перейдя в штаб контр-адмирала В.К. Витгефта, он служит на броненосце «Цесаревич», участвует в сражении в Жёлтом море и остаётся в живых на открытом мостике во время взрыва 12-дюймового снаряда. Вылечившись после ранения, он попадает в эскадру З.П. Рожественского, где получает назначение на броненосец «Император Александр III», который погиб вместе со всей командой в Цусимском сражении. Однако буквально накануне Кедрова перевели на вспомогательный крейсер «Урал», который также потонул, но бóльшая часть его команды спаслась на транспорте «Анадырь», гружёном взрывателями для торпед и умудрившемся уйти из Цусимского пролива и, огибая Японские острова, добраться до французского Мадагаскара, а затем вернуться в Либаву (с. 21–23). Так везло далеко не всем.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 383

Readers community rating: votes 0

1. D.A. Den' 4 marta na krejsere // Voennaya byl'. Parizh. 1959. № 34. S. 7.

2. Morskoj Ustav 1885 goda. SPb., 1885. St. 240. S. 92–93.

3. Petrogradskij Sovet rabochikh i soldatskikh deputatov v 1917 godu. Protokoly, stenogrammy i otchyoty, rezolyutsii, postanovleniya obschikh sobranij, sobranij sektsij, zasedanij Ispolnitel'nogo komiteta i fraktsij 27 fevralya – 25 oktyabrya 1917 goda / Pod red. P.V. Volobueva. T. 1. L., 1991. S. 171.

4. Utro Rossii. 1917. 16 marta. № 72. S. 1.

Система Orphus

Loading...
Up