Образцовая публикация

 
Код статьиS086956870015479-7-1
DOI10.31857/S086956870015479-7
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Кедров М.А. Моя автобиография. 1878–1933 гг. / Вступ. ст., коммент. Д.Ю. Козлова, Л.И. Петрушевой, В.А. Болтрукевича; при участии Е.В. Балушкиной и Ю.Г. Орловой. М.: Квадрига, 2020. 300 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
Выпуск
Страницы210-214
Аннотация

        

Ключевые слова
Получено19.05.2021
Дата публикации03.09.2021
Кол-во символов10869
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Профессор Л.Г. Захарова любила повторять слова своего учителя П.А. Зайончковского о том, что на подлинное научное бессмертие историк может рассчитывать лишь при подготовке справочной литературы или издании источников, важных для последующих поколений исследователей. Разумеется, при условии таковой их публикации, которая обеспечивает читателей всем необходимым не только для чтения и понимания текста, но и для полноценной работы с ним.
2 Группа учёных из Института российской истории РАН под руководством доктора исторических наук Д.Ю. Козлова осуществила именно такой труд. Выпущенную ими книгу открывает блестящий источниковедческий очерк заведующей архивохранилищем ГА РФ по истории Белого движения и эмиграции Л.И. Петрушевой. Ей удалось кратко и ёмко описать историю фонда М.А. Кедрова и документов, которые были использованы при подготовке к печати его автобиографии. При этом, правда, не обошлось без распространённой в наше время идеализации «России, которую мы потеряли», и «белой» эмиграции. Так, с сожалением говорится о том, что власти держав-победительниц «не предоставили благоприятных условий для проживания на их территории даже представителям военной эмиграции» (с. 10). Но почему они должны были их создавать? И как, если совсем ничего не делалось, не менее 20% русских эмигрантов, оказавшихся в Европе, нашли себе новый дом в той же Франции? Кстати, обескровленная, в том числе и в финансовом отношении, республика взяла на себя содержание русской эскадры, приняв корабли (с. 9), которые ей, мягко говоря, были не нужны. Увы, требовательная любовь редко бывает взаимной.
3 Автобиография Кедрова, в строгом смысле слова, не является воспоминаниями, и в ней почти нет особо ценных сведений, которых нельзя было бы обнаружить в других материалах. Она даёт скорее рамочное описание основных событий в жизни адмирала, для понимания их значения читателю понадобятся обширные познания, и тут незаменимую помощь ему окажут комментарии. Их объём вполне сопоставим с текстом самого источника. Если автобиография заняла в книге чуть более 43 страниц (с. 19–63), то комментарии к ней – 32 (с. 64–96). Кроме того, значительная, если не бóльшая часть тома отведена под 37 приложений – это 15 документов из РГА ВМФ и ГА РФ (выписки из аттестаций, послужной список, сведения о плаваниях Кедрова, отзывы о нём, приказы, отрывки из дневников и писем и т.п.), фрагменты из мемуаров современников, а также статьи из таких эмигрантских периодических изданий, как «Военная быль», «Морской журнал», «Часовой», «Возрождение» и «Русские новости» (с. 98–202). Весьма содержательны и краткие биографические справки о 98 лицах, упоминаемых в текстах источников (с. 203–250). Публикаторы, без сомнения, провели большую работу.
4 Первое, что буквально бросается в глаза при чтении записок Кедрова – это его везение, благодаря которому ему только в русско-японскую войну трижды чудом удалось избежать смерти. Флаг-офицер вице-адмирала С.О. Макарова, он не погиб на броненосце «Петропавловск» лишь потому, что случайно оказался в тот день на миноносце «Боевой». Перейдя в штаб контр-адмирала В.К. Витгефта, он служит на броненосце «Цесаревич», участвует в сражении в Жёлтом море и остаётся в живых на открытом мостике во время взрыва 12-дюймового снаряда. Вылечившись после ранения, он попадает в эскадру З.П. Рожественского, где получает назначение на броненосец «Император Александр III», который погиб вместе со всей командой в Цусимском сражении. Однако буквально накануне Кедрова перевели на вспомогательный крейсер «Урал», который также потонул, но бóльшая часть его команды спаслась на транспорте «Анадырь», гружёном взрывателями для торпед и умудрившемся уйти из Цусимского пролива и, огибая Японские острова, добраться до французского Мадагаскара, а затем вернуться в Либаву (с. 21–23). Так везло далеко не всем.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 387

Оценка читателей: голосов 0

1. Д.А. День 4 марта на крейсере // Военная быль. Париж. 1959. № 34. С. 7.

2. Морской Устав 1885 года. СПб., 1885. Ст. 240. С. 92–93.

3. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов в 1917 году. Протоколы, стенограммы и отчёты, резолюции, постановления общих собраний, собраний секций, заседаний Исполнительного комитета и фракций 27 февраля – 25 октября 1917 года / Под ред. П.В. Волобуева. Т. 1. Л., 1991. С. 171.

4. Утро России. 1917. 16 марта. № 72. С. 1.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх