Кое-что об «устной истории»: размышления над сборником документов

 
Код статьиS086956870015473-1-1
DOI10.31857/S086956870015473-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт российской истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 3
Страницы201-204
Аннотация
Ключевые слова
Дата публикации27.06.2021
Кол-во символов10662
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 На закате СССР и особенно в начале постсоветского периода в отечественной исторической науке уверенно заявило о себе и стало быстро набирать популярность направление «устной истории», уже известное в западной историографии как «oral history». При этом в массовое сознание активно внедрялось представление, что именно зарубежные исследователи – первооткрыватели и первопроходцы на благородном поприще записи и сохранения для потомков «голосов прошлого», показывающих роль и место «маленьких людей в большой истории». Известные ещё с 1970-х гг. пронзительные книги советских писателей и публицистов (А. Адамович, Я. Брыль, В. Колесник «Я из огненной деревни» (1973); А.М. Адамович, Д.А. Гранин «Блокадная книга» (1977); С.А. Алексиевич «У войны – не женское лицо» (1984) и «Последние свидетели» (1985), и др.), основанные на записи свидетельств участников и современников Великой Отечественной войны, признавались лишь робкой попыткой решить проблему «литературно-художественными методами», т.е. достойной уважения, но далёкой от исторической науки.
2 Между тем многие писатели, принадлежавшие к «фронтовому поколению» и писавшие на близкую им военную тему, подходили к творчеству не только с художественной, но и с исследовательской точки зрения. Например, К.М. Симонов утверждал: «Для того чтобы выработать какой-то взгляд на войну, надо её знать. Для того чтобы сказать о ней правду, надо знать взгляды разных людей, которые участвовали в её событиях. Мы ещё имеем эту возможность. Если мы потеряем её, если эти люди уйдут, то мы будем иметь дело только с документами, и наши поиски приобретут иной характер… Мы окажемся тем ближе к правде, чем больше будем разговаривать с людьми, которые участвовали в войне, докапываясь до их индивидуальной правды, точки зрения на войну, то есть до собственного рассказа человека о том, что он видел, чувствовал, переживал, как он смотрел на вещи, как он считал тогда, – это особенно важно постараться восстановить – как он считал тогда!.. Мне кажется, что нужно как можно больше знать о войне и искать правду на скрещении разных точек зрения»1. Не случайно, проанализировав книгу Симонова «Разные дни войны», специалисты сделали вывод, что он «постиг методику исторического исследования и внёс существенный вклад в изучение истории минувшей войны»2. Да и сам он, по собственному признанию, чувствовал себя не только лишь писателем, «а может быть, немножко и историком войны»3. Особое значение писатель придавал «устным мемуарам», которых «собрал целую библиотеку» и готовился передать их на хранение в государственный архив, «чтобы это стало тоже малой частицей истории войны»4. 1. Симонов К.М. Солдатские мемуары. Документальные сценарии. М., 1985. С. 301.

2. Биск К.М. Симонов как автор воспоминаний о Великой Отечественной войне // История СССР. 1985. № 3. С. 131–142.

3. Волкова Н.Б. Материалы Великой Отечественной войны в фонде К.М. Симонова в ЦГАЛИ СССР // Археографический ежегодник за 1985 год. М., 1986. С. 183.

4. Симонов К.М. Солдатские мемуары… С. 302.
3 Работая над записью воспоминаний-интервью для документального фильма «Шёл солдат…» (1975) и телевизионного цикла «Солдатские мемуары» (1976–1977) о полных кавалерах ордена Славы и ведя активную переписку с читателями и зрителями-фронтовиками, Симонов в 1978 г. обратился в Археографическую комиссию АН СССР с идеей создания специального архива писем и воспоминаний участников Великой Отечественной войны5. Однако инициатива писателя, горячо поддержанная историками, не встретила одобрения ни в Главном политическом управлении Советской армии, ни в ЦК КПСС6. Вместе с тем аналитическая записка с рекомендациями по организации и деятельности Архива народного подвига, составленная в ответ на обращение Симонова старшим научным сотрудником Археографической комиссии А.А. Курносовым, базировалась на уже имеющемся опыте работы Комиссии по истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. АН СССР, материалы которой хранились в Отделе рукописных фондов Института истории АН СССР (ныне Научный архив Института российской истории РАН). 5. Записка А.А. Курносова К.М. Симонову об Архиве участников Великой Отечественной войны // Археографический ежегодник за 2001 год. М., 2002. С. 445–450.

6. См.: Выступление О.В. Турбиной о документах из фонда К.М. Симонова на конференции, посвящённой битве за Москву [Москва, 20 декабря 2001 г.] // Археографический ежегодник за 2001 год. С. 313.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 364

Оценка читателей: голосов 0

1. «В период преследования противника от Москвы дело шло у нас особенно успешно»: стенограмма воспоминаний полковника Ф.Е. Двойнова о генерале-майоре Л.М. Доваторе / Публ. В.В. Тихонова // Исторический архив. 2015. № 2. С. 48–61.

2. Биск К.М. Симонов как автор воспоминаний о Великой Отечественной войне // История СССР. 1985. № 3. С. 131–142.

3. Васневская Е.В. Воспоминания-интервью о битве под Москвой // Археографический ежегодник за 1983 год. М., 1985. С. 272–277.

4. Волкова Н.Б. Материалы Великой Отечественной войны в фонде К.М. Симонова в ЦГАЛИ СССР // Археографический ежегодник за 1985 год. М., 1986. С. 183.

5. Выступление О.В. Турбиной о документах из фонда К.М. Симонова на конференции, посвящённой битве за Москву [Москва, 20 декабря 2001 г.] // Археографический ежегодник за 2001 год. С. 313.

6. Записка А.А. Курносова К.М. Симонову об Архиве участников Великой Отечественной войны // Археографический ежегодник за 2001 год. М., 2002. С. 445–450.

7. Лотарева Д.Д., Тихонов В.В. Собеседник Рокоссовского. Скульптор Николай Гаврилов на фронте под Москвой (зима–весна 1942 года) // Родина. 2014. № 12. С. 27–30.

8. Симонов К.М. Солдатские мемуары. Документальные сценарии. М., 1985. С. 301.

9. Стенограммы бесед с жителями Харькова об оккупации // Город и война: Харьков в годы Великой Отечественной войны. СПб., 2013. С. 112–348.

10. Федосова Э.П. «Привезённый материал может служить для написания истории…» // Археографический ежегодник за 2011 год. М., 2014. Приложение. С. 173–176.

11. Шмидт С.О. Предпосылки «устной истории» в историографической культуре России // Реализм исторического мышления. Проблемы отечественной истории периода феодализма: чтения, посвящённые памяти А.Л. Станиславского. Тезисы докладов и сообщений. Москва, 27 января – 1 февраля 1991 г. М., 1991. С. 262.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх