Проблемы устранения нарушений в охранных зонах объектов магистральных газопроводов. Нормативно-правовой аспект

 
Код статьиS231243500025220-0-1
DOI10.18254/S231243500025220-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: юрисконсульт 2 категории, Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов»
Аффилиация: Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов»
Адрес: Российская Федерация, Саратов
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 1
Страницы33-40
Аннотация

Устойчивое развитие любой территории предполагает ряд каких-либо ограничений. Изменения в законодательстве в части определения зон с особыми условиями использования территорий привели к необходимости их определения, установления и внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в установленный срок. В настоящей статье рассматриваются особенности правового регулирования зон с особыми условиями использования территорий и, в частности, охранных зон магистральных газопроводов с учетом нововведений, принятых отдельными законодательными актами в 2018 году. Целью исследования является оценка последствий изменений, определение особенностей установленных законом гарантий по отношению к субъектам правоотношений, с учетом баланса интересов газотранспортных предприятий и землепользователей. Автором рассматриваются некоторые спорные вопросы, связанные с правовым режимом охранных зон магистральных газопроводов, проводится анализ судебной практики, раскрывается понятие охранных зон магистральных газопроводов и требования к ним, обосновываются нормативы их ограничений и описываются меры, принимаемые в отношении земельных участков, находящихся в охранных зонах. Делается вывод о необходимости принятия положения об охранных зонах магистральных газопроводов, предлагаются рекомендации по совершенствованию норм градостроительного и земельного законодательства.

Ключевые словаэнергетическое право, правовой режим энергетических объектов, охранная зона, магистральный газопровод, зона с особыми условиями использования территории
Получено20.02.2023
Дата публикации31.03.2023
Кол-во символов23183
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Законодатель при установлении зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ), в частности, охранных зон магистральных газопроводов (ОЗ МГ), предусматривает необходимость создания безопасных условий для эксплуатации опасных производственных объектов.
2 В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» данные зоны устанавливаются в порядке, определенном Правительством РФ, вдоль трасс трубопроводов газа и вокруг других объектов газовой системы в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации. В Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил охраны магистральных газопроводов и о внесении изменений в Положение о представлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах» от 08.09.2017 № 1083 (далее - Правила охраны магистральных газопроводов), устанавливается протяженность охранной зоны вдоль трасс газопроводов, по 25 метров от оси трубопровода с каждой стороны.
3 До 2019 года газотранспортными предприятиями ПАО «Газпром» и Группы Компаний «Газпром» активно велась судебная работа по устранению нарушений в ОЗ МГ.
4 К этому времени сложилась в целом положительная для ПАО «Газпром» практика удовлетворения судами исков о сносе зданий, строений, сооружений, построенных в ОЗ МГ.
5 Абзацем 5 пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса РФ, статьями 28 и 32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» устанавливался запрет на возведение каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией. Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежали сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
6 Конституционный Суд РФ закрепил сложившуюся судебную практику по данной категории дел, указывая в своем определении от 06.10.2015 № 2318-О, что регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением, и что установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газотранспортным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение безопасности [1].

всего просмотров: 173

Оценка читателей: голосов 0

1. Определение Конституционного Суда РФ от 06.10.2015 № 2318-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Осиповой Людмилы Владиславовны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, части шестой статьи 28 и частью четвертой статьи 32 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» // сайт Конституционного суда РФ [Электронный ресурс]. URL: www.ksrf.ru (дата обращения 12.02.2023).

2. Завальный П.Н. Актуальные вопросы совершенствования правового регулирования газовой отрасли // Энергетическое право. 2015. № 2. С. 21-25.

3. Степанова Л.И. Новое в регулировании статуса зон с особыми условиями использования территорий // Имущественные отношения в РФ. 2019. №4 (211). С. 97-101.

4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018.

5. № 32 (часть II). Ст. 5135; СЗ РФ. 2022. № 1 (часть I). Ст. 16.

6. Золотова О.А. Правовое регулирование режима земель охранных зон: основные вопросы судебной практики // Судья. 2015. № 9. С. 41-45.

7. Федеральный закон от 03.08.2018 № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018. № 32 (Часть II). ст. 5132.

8. Завьялов А.А. Охранные зоны. Новое в правовом регулировании. Краткий анализ последствий принятия Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ // Имущественные отношения в РФ. 2020. №4 (223). С. 103-109.

9. : https://gazo.ru/ru/news/sector/neobkhodimo-prinyat-resheniya-po-zouit-kak-mozhno-skoree/ (дата обращения 12.02.2023).

10. https://gazo.ru/ru/news/sector/neobkhodimo-prinyat-resheniya-po-zouit-kak-mozhno-skoree/ (дата обращения 12.02.2023); https://sozd.duma.gov.ru/bill/187920-7

11. Завальный П.Н. Актуальные вопросы совершенствования правового регулирования газовой отрасли // Энергетическое право. 2015. № 2. С. 21-25.

12. Закон Республики Казахстан «О магистральном трубопроводе» от 22.06.2012 № 20-V // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2012. № 11. ст. 79

13. Закон Республики Казахстан «О магистральном трубопроводе» от 22.06.2012 № 20-V // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2012.

14. № 11. ст. 79; Правила эксплуатации магистральных газопроводов (утв. Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 22.01.2015 № 33) // Казахстанская правда. 2015. № 83 (27959).

15. Jim Doherty Setbacks and zoning for natural gas and hazardous liquid transmissions pipelines // Municipal Research & Services Center, Seattle August. 2004. pp. 1-12.; Huseyin Murat Cekirge Qualitative Risk of Gas Pipelines // American Journal of Energy Engineering. Vol. 3. No.3. 2015. pp. 53-56; New Natural Gas Pipelines and Proximity to Homes // сайт Фонда безопасности газопроводов [Электронный ресурс]. URL: https://pstrust.org/new-natural-gas-pipelines-and-proximity-to-homes/ (дата обращения 12.02.2023).

16. Ершова А.Н. Проблемы нормативно-правового регулирования вопросов безопасности магистральных трубопроводов при расширении городских поселений // Вести газовой науки. 2018. № 2 (34). С. 234-237.

17. Завьялов А.А. Охранные зоны. Новое в правовом регулировании. Краткий анализ последствий принятия Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ // Имущественные отношения в РФ. 2020. №4 (223). С. 103-109.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх