Губернские прокуроры и правительственный надзор над местной администрацией в царствование Павла I

 
Код статьиS086956870014460-7-1
DOI10.31857/S086956870014460-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 2
Страницы63-76
Аннотация

           

Ключевые слова
Получено16.03.2021
Дата публикации07.05.2021
Кол-во символов47165
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Освещая положение губернских прокуроров в системе «охранения законности» и их служебные взаимоотношения с губернаторами и Сенатом в царствование Павла I, современники, историки и правоведы, как правило, указывали на ограниченность их возможностей и полномочий. Ещё М.М. Сперанский в проекте «Введения к наместническому областному учреждению» 1821 г. отмечал: «Хотя надзор генерал-губернаторов по неопределённости его был недостаточен, но с упразднением его губернские места остались уже без всякого главного местного надзора, кроме прокурорского, который и везде слаб, а в отдельных губерниях – почти ничтожен, ибо прокурор никакой власти в губернских местах не имеет»1. А.Д. Градовский, анализируя служебные обязанности губернских прокуроров2 на рубеже XVIII–XIX вв., обратил внимание на то, что они не могли приостанавливать постановления местных учреждений и устранять «нарушения своею властью», а только должны были информировать о них высшие инстанции3. Поэтому, как полагал Н.В. Муравьёв, «участь прокурорского надзора екатерининской эпохи в действительной жизни далеко не соответствовала положению, отведённому для него в законе. В действительности же прокурорам предстояло одно из двух: или безусловно подчиниться местному административному начальству, и из власти, имеющей и за ними контроль, превратиться в его чиновников, или же вступить с ним в неровную борьбу»4. По мнению же С.А. Корфа, у прокуроров не было и такой альтернативы, поскольку они фактически оказались в «двойственном подчинении» у генерал-прокурора и у наместника, наделённого «огромной и неопределённой властью»5. 1. Введение к наместническому областному учреждению, составленное М.М. Сперанским (1821 г.) // Институт генерал-губернаторства и наместничества в Российской империи Т. 2. / Отв. сост. Д.И. Раскин. СПб., 2003. С 113–115, 119–120, 124.

2. Согласно ст. 404–405 «Учреждений для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г., губернской прокурор назначался Сенатом по представлению генерал-прокурора, получал от него предписания (ордера) и направлял ему донесения и рапорты, находясь в непосредственном его подчинении и будучи единственным должностным лицом местной администрации, не подчинённым генерал-губернатору (наместнику). Он являлся одним из гарантов «власти, установлений и интереса императорского величества», осуществлял контроль над исполнением законов и производством дел в наместничестве, противодействовал взиманию незаконных налогов, был обязан «истреблять повсюду зловредные взятки» и инспектировать тюрьмы. О неисполнении закона прокурор уведомлял наместническое правление, докладывал генерал-губернатору (главнокомандующему) и генерал-прокурору Сената, «ибо во всех делах губернской прокурор есть око генерал-прокурора» (ПСЗ-I. Т. 20. № 14392. С. 234, 279–281).

3. Градовский А.Д. Высшая администрация России XVIII столетия и генерал-прокуроры // Градовский А.Д. Собрание сочинений. Т. I. СПб., 1899. С. 250; Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Ч. III. Кн. 1 // Градовский А.Д. Там же. Т. IX. СПб., 1904. С. 121.

4. Муравьёв Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Пособие для прокурорской службы. Т. 1. М., 1889. С. 314.

5. Корф С.А. Административная юстиция в России. Очерк исторического развития власти надзора и административной юстиции в России. Кн. 1. СПб., 1910. С. 62–63.
2 При этом Градовский считал, что в конце царствования Екатерины II, при неограниченной власти наместников, «остатки» надзорных функций над местной администрацией сосредоточились в руках генерал-прокурора, а «независимое положение» губернских прокуроров могло служить «самым действенным средством сдерживать наместническую часть в должных пределах». Но обеспечить им такое положение следовало генерал-прокурору6. А для этого требовалось укрепление его позиций в сфере внутреннего управления и непременное исполнение на местах законов, регламентировавших прокурорскую деятельность. Между тем и то и другое становилось возможным только при наличии у монарха политической воли установить действенный надзор над провинциальным чиновничеством. Не случайно Градовский, указывая на усиление влияния генерал-прокуроров после 1775 г., писал, что «если в иных отношениях император Павел любил отменять нововведения своей предшественницы, то были части управления, где он доводил её мысль до последних пределов». Так, в генерал-прокуроре царь видел «единственного блюстителя закона, единственное охранительное начало в центральной администрации»7. По мнению Корфа, в расширении власти генерал-прокурора «царствование Павла являлось лишь дальнейшим развитием политики его матери». И, «как это ни странно может показаться, при знакомстве с ненавистью Павла к политической программе Екатерины, однако в данном случае он шёл по её стопам, но, конечно, бессознательно, влекомый в том направлении одною силой обстоятельств»8. 6. Градовский А.Д. Высшая администрация… С. 250, 267–268; Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Ч. III. Кн. 1. С. 121.

7. Градовский А.Д. Высшая администрация… С. 255–256, 267–273. Ю.В. Готье, в отличие от Градовского, связывал повышение роли генерал-прокурора не с реформой 1775 г., а с введением в 1763 г. новых штатов центральных и местных учреждений. Уже тогда значительно возросло число поручений, превративших местных прокуроров, по сути, в чиновников «особых поручений при генерал-прокуроре» (Готье Ю.В. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. Т. II. М., 1941. С. 5–45).

8. Корф С.А. Указ. соч. С. 87.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 409

Оценка читателей: голосов 0

1. Голикова Н.Б. Органы политического сыска и их развитие в XVII–XVIII вв. // Абсолютизм в России в XVII–XVIII вв. М., 1964.

2. Дубровин Н.Ф. Русская жизнь в начале XIX в. // Русская старина. 1899. № 6. С. 506.

3. Биографический словарь. Высшие чины Российской империи (22.10.1721–2.03.1917) / Сост. Е.Л. Потёмкин. Т. 2. М., 2017. С. 270.

4. Введение к наместническому областному учреждению, составленное М.М. Сперанским (1821 г.) // Институт генерал-губернаторства и наместничества в Российской империи Т. 2. / Отв. сост. Д.И. Раскин. СПб., 2003. С 113–115, 119–120, 124.

5. Воропанов В.А. Региональный фактор становления судебной системы Российской империи на Урале и в Западной Сибири (последняя треть XVIII – первая половина XIX вв.): историко-юридическое исследование. Челябинск, 2011.

6. Воропанов В.А. Суд и правосудие в Российской империи во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. Региональный аспект: Урал и Западная Сибирь (опыт сравнительно-сопоставительного анализа). Челябинск, 2008.

7. Воропанов В.А. Судебная система Российской империи на Урале и в Западной Сибири. 1780–1869 гг. Челябинск, 2005.

8. Воропанов В.А. Суд и правосудие в провинции Российской империи во второй половине XVIII в. (На примере областей Поволжья, Урала, Западной Сибири и Казахстана). М., 2016. С. 107–151.

9. Воспоминания А.М. Фадеева // Русский архив. 1891. № 2. С. 310.

10. Выскочков Л.В. Николай I. М., 2006. С. 23; Биографический словарь. Высшие чины…Т. 1. М., 2017. С. 76.

11. Гаврилова А.В. Взаимодействие должностных лиц региональной прокуратуры с административными и судебными учреждениями Тобольской и Иркутской губерний в контексте надзорных функций // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4(64). Т. 2. С. 210–215.

12. Галузо В.Н. Власть прокурора в России: историко-правовое исследование. Ч. I. М., 2008. С. 201, 263–481.

13. Готье Ю.В. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. Т. II. М., 1941. С. 5–45.

14. Градовский А.Д. Высшая администрация России XVIII столетия и генерал-прокуроры // Градовский А.Д. Собрание сочинений. Т. I. СПб., 1899. С. 250.

15. Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Ч. III. Кн. 1 // Градовский А.Д. Там же. Т. IX. СПб., 1904. С. 121.

16. Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Ч. III. Кн. 1. С. 121.

17. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.

18. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России / Под ред. А.Е. Иванова, А.Д. Степанского. М., 2008. С. 147.

19. Записка графа В.П. Кочубея об учреждении министерств // Сборник Императорского Русского исторического общества. Т. 90. СПб., 1894. С. 200–206, 208, 210.

20. Клочков М.В. Очерки правительственной деятельности времени Павла I. Пг., 1916. С. 115–117, 119, 435–436.

21. Корф С.А. Административная юстиция в России. Очерк исторического развития власти надзора и административной юстиции в России. Кн. 1. СПб., 1910. С. 62–63.

22. Марголис Ю.Д., Жуковская Т.Н. Традиции Павла I в истории русской государственности // Император Павел Первый и Орден Св. Иоанна Иерусалимского в России. СПб., 1995.

23. Мигунова Т.Л. Прокурорский надзор в период правления Екатерины II: особенности и функции // Закон и право. 2008. № 7. С. 105–110.

24. Муравьёв Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Пособие для прокурорской службы. Т. 1. М., 1889. С. 314.

25. О лучшем устройстве гражданского в губерниях управления (всеподданнейшая записка сенатора Ключарёва 1818 г.) // Сборник материалов, извлечённых из архива Собственной его императорского величества канцелярии. Вып. 7. СПб., 1895. С. 258–260.

26. Писарькова Л.Ф. Государственное управление России в первой четверти XIX в.: Замыслы, проекты, воплощение. М., 2012.

27. Семёнова Н.Л. Губернские прокуроры в системе местного управления Российской империи в конце XVIII – начале XIX в. (на примере Оренбургской губернии) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. № 3. Т. 4. С. 139–137.

28. Скоробогатов А.В. Правовая политика России в царствование императора Павла I. М., 2017.

29. Сорокин Ю.А. Политический режим Павла I в оценках современной российской исторической науки // Вестник Томского государственного университета. История. 2012. № 3(19).

30. Стешенко Л.А., Софроненко К.А. Государственный строй России в первой четверти XVIII в. М., 1973.

31. Тот Ю.В. Министерская реформа 1802–1811 гг. и проблема реорганизации местного управления // Былые годы. 2014. № 31(1). С. 105–107.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх