Governorate prosecutors and government supervision of local administration in the reign of Paul I

 
PIIS086956870014460-7-1
DOI10.31857/S086956870014460-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 2
Pages63-76
Abstract

            

Keywords
Received16.03.2021
Publication date07.05.2021
Number of characters47165
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Освещая положение губернских прокуроров в системе «охранения законности» и их служебные взаимоотношения с губернаторами и Сенатом в царствование Павла I, современники, историки и правоведы, как правило, указывали на ограниченность их возможностей и полномочий. Ещё М.М. Сперанский в проекте «Введения к наместническому областному учреждению» 1821 г. отмечал: «Хотя надзор генерал-губернаторов по неопределённости его был недостаточен, но с упразднением его губернские места остались уже без всякого главного местного надзора, кроме прокурорского, который и везде слаб, а в отдельных губерниях – почти ничтожен, ибо прокурор никакой власти в губернских местах не имеет»1. А.Д. Градовский, анализируя служебные обязанности губернских прокуроров2 на рубеже XVIII–XIX вв., обратил внимание на то, что они не могли приостанавливать постановления местных учреждений и устранять «нарушения своею властью», а только должны были информировать о них высшие инстанции3. Поэтому, как полагал Н.В. Муравьёв, «участь прокурорского надзора екатерининской эпохи в действительной жизни далеко не соответствовала положению, отведённому для него в законе. В действительности же прокурорам предстояло одно из двух: или безусловно подчиниться местному административному начальству, и из власти, имеющей и за ними контроль, превратиться в его чиновников, или же вступить с ним в неровную борьбу»4. По мнению же С.А. Корфа, у прокуроров не было и такой альтернативы, поскольку они фактически оказались в «двойственном подчинении» у генерал-прокурора и у наместника, наделённого «огромной и неопределённой властью»5. 1. Введение к наместническому областному учреждению, составленное М.М. Сперанским (1821 г.) // Институт генерал-губернаторства и наместничества в Российской империи Т. 2. / Отв. сост. Д.И. Раскин. СПб., 2003. С 113–115, 119–120, 124.

2. Согласно ст. 404–405 «Учреждений для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г., губернской прокурор назначался Сенатом по представлению генерал-прокурора, получал от него предписания (ордера) и направлял ему донесения и рапорты, находясь в непосредственном его подчинении и будучи единственным должностным лицом местной администрации, не подчинённым генерал-губернатору (наместнику). Он являлся одним из гарантов «власти, установлений и интереса императорского величества», осуществлял контроль над исполнением законов и производством дел в наместничестве, противодействовал взиманию незаконных налогов, был обязан «истреблять повсюду зловредные взятки» и инспектировать тюрьмы. О неисполнении закона прокурор уведомлял наместническое правление, докладывал генерал-губернатору (главнокомандующему) и генерал-прокурору Сената, «ибо во всех делах губернской прокурор есть око генерал-прокурора» (ПСЗ-I. Т. 20. № 14392. С. 234, 279–281).

3. Градовский А.Д. Высшая администрация России XVIII столетия и генерал-прокуроры // Градовский А.Д. Собрание сочинений. Т. I. СПб., 1899. С. 250; Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Ч. III. Кн. 1 // Градовский А.Д. Там же. Т. IX. СПб., 1904. С. 121.

4. Муравьёв Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Пособие для прокурорской службы. Т. 1. М., 1889. С. 314.

5. Корф С.А. Административная юстиция в России. Очерк исторического развития власти надзора и административной юстиции в России. Кн. 1. СПб., 1910. С. 62–63.
2 При этом Градовский считал, что в конце царствования Екатерины II, при неограниченной власти наместников, «остатки» надзорных функций над местной администрацией сосредоточились в руках генерал-прокурора, а «независимое положение» губернских прокуроров могло служить «самым действенным средством сдерживать наместническую часть в должных пределах». Но обеспечить им такое положение следовало генерал-прокурору6. А для этого требовалось укрепление его позиций в сфере внутреннего управления и непременное исполнение на местах законов, регламентировавших прокурорскую деятельность. Между тем и то и другое становилось возможным только при наличии у монарха политической воли установить действенный надзор над провинциальным чиновничеством. Не случайно Градовский, указывая на усиление влияния генерал-прокуроров после 1775 г., писал, что «если в иных отношениях император Павел любил отменять нововведения своей предшественницы, то были части управления, где он доводил её мысль до последних пределов». Так, в генерал-прокуроре царь видел «единственного блюстителя закона, единственное охранительное начало в центральной администрации»7. По мнению Корфа, в расширении власти генерал-прокурора «царствование Павла являлось лишь дальнейшим развитием политики его матери». И, «как это ни странно может показаться, при знакомстве с ненавистью Павла к политической программе Екатерины, однако в данном случае он шёл по её стопам, но, конечно, бессознательно, влекомый в том направлении одною силой обстоятельств»8. 6. Градовский А.Д. Высшая администрация… С. 250, 267–268; Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Ч. III. Кн. 1. С. 121.

7. Градовский А.Д. Высшая администрация… С. 255–256, 267–273. Ю.В. Готье, в отличие от Градовского, связывал повышение роли генерал-прокурора не с реформой 1775 г., а с введением в 1763 г. новых штатов центральных и местных учреждений. Уже тогда значительно возросло число поручений, превративших местных прокуроров, по сути, в чиновников «особых поручений при генерал-прокуроре» (Готье Ю.В. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. Т. II. М., 1941. С. 5–45).

8. Корф С.А. Указ. соч. С. 87.

Number of purchasers: 0, views: 58

Readers community rating: votes 0

1. Golikova N.B. Organy politicheskogo syska i ikh razvitie v XVII–XVIII vv. // Absolyutizm v Rossii v XVII–XVIII vv. M., 1964.

2. Dubrovin N.F. Russkaya zhizn' v nachale XIX v. // Russkaya starina. 1899. № 6. S. 506.

3. Biograficheskij slovar'. Vysshie chiny Rossijskoj imperii (22.10.1721–2.03.1917) / Sost. E.L. Potyomkin. T. 2. M., 2017. S. 270.

4. Vvedenie k namestnicheskomu oblastnomu uchrezhdeniyu, sostavlennoe M.M. Speranskim (1821 g.) // Institut general-gubernatorstva i namestnichestva v Rossijskoj imperii T. 2. / Otv. sost. D.I. Raskin. SPb., 2003. S 113–115, 119–120, 124.

5. Voropanov V.A. Regional'nyj faktor stanovleniya sudebnoj sistemy Rossijskoj imperii na Urale i v Zapadnoj Sibiri (poslednyaya tret' XVIII – pervaya polovina XIX vv.): istoriko-yuridicheskoe issledovanie. Chelyabinsk, 2011.

6. Voropanov V.A. Sud i pravosudie v Rossijskoj imperii vo vtoroj polovine XVIII – pervoj polovine XIX vv. Regional'nyj aspekt: Ural i Zapadnaya Sibir' (opyt sravnitel'no-sopostavitel'nogo analiza). Chelyabinsk, 2008.

7. Voropanov V.A. Sudebnaya sistema Rossijskoj imperii na Urale i v Zapadnoj Sibiri. 1780–1869 gg. Chelyabinsk, 2005.

8. Voropanov V.A. Sud i pravosudie v provintsii Rossijskoj imperii vo vtoroj polovine XVIII v. (Na primere oblastej Povolzh'ya, Urala, Zapadnoj Sibiri i Kazakhstana). M., 2016. S. 107–151.

9. Vospominaniya A.M. Fadeeva // Russkij arkhiv. 1891. № 2. S. 310.

10. Vyskochkov L.V. Nikolaj I. M., 2006. S. 23; Biograficheskij slovar'. Vysshie chiny…T. 1. M., 2017. S. 76.

11. Gavrilova A.V. Vzaimodejstvie dolzhnostnykh lits regional'noj prokuratury s administrativnymi i sudebnymi uchrezhdeniyami Tobol'skoj i Irkutskoj gubernij v kontekste nadzornykh funktsij // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 4(64). T. 2. S. 210–215.

12. Galuzo V.N. Vlast' prokurora v Rossii: istoriko-pravovoe issledovanie. Ch. I. M., 2008. S. 201, 263–481.

13. Got'e Yu.V. Istoriya oblastnogo upravleniya v Rossii ot Petra I do Ekateriny II. T. II. M., 1941. S. 5–45.

14. Gradovskij A.D. Vysshaya administratsiya Rossii XVIII stoletiya i general-prokurory // Gradovskij A.D. Sobranie sochinenij. T. I. SPb., 1899. S. 250.

15. Gradovskij A.D. Nachala russkogo gosudarstvennogo prava. Ch. III. Kn. 1 // Gradovskij A.D. Tam zhe. T. IX. SPb., 1904. S. 121.

16. Gradovskij A.D. Nachala russkogo gosudarstvennogo prava. Ch. III. Kn. 1. S. 121.

17. Eroshkin N.P. Istoriya gosudarstvennykh uchrezhdenij dorevolyutsionnoj Rossii. M., 1983.

18. Eroshkin N.P. Istoriya gosudarstvennykh uchrezhdenij dorevolyutsionnoj Rossii / Pod red. A.E. Ivanova, A.D. Stepanskogo. M., 2008. S. 147.

19. Zapiska grafa V.P. Kochubeya ob uchrezhdenii ministerstv // Sbornik Imperatorskogo Russkogo istoricheskogo obschestva. T. 90. SPb., 1894. S. 200–206, 208, 210.

20. Klochkov M.V. Ocherki pravitel'stvennoj deyatel'nosti vremeni Pavla I. Pg., 1916. S. 115–117, 119, 435–436.

21. Korf S.A. Administrativnaya yustitsiya v Rossii. Ocherk istoricheskogo razvitiya vlasti nadzora i administrativnoj yustitsii v Rossii. Kn. 1. SPb., 1910. S. 62–63.

22. Margolis Yu.D., Zhukovskaya T.N. Traditsii Pavla I v istorii russkoj gosudarstvennosti // Imperator Pavel Pervyj i Orden Sv. Ioanna Ierusalimskogo v Rossii. SPb., 1995.

23. Migunova T.L. Prokurorskij nadzor v period pravleniya Ekateriny II: osobennosti i funktsii // Zakon i pravo. 2008. № 7. S. 105–110.

24. Murav'yov N.V. Prokurorskij nadzor v ego ustrojstve i deyatel'nosti. Posobie dlya prokurorskoj sluzhby. T. 1. M., 1889. S. 314.

25. O luchshem ustrojstve grazhdanskogo v guberniyakh upravleniya (vsepoddannejshaya zapiska senatora Klyucharyova 1818 g.) // Sbornik materialov, izvlechyonnykh iz arkhiva Sobstvennoj ego imperatorskogo velichestva kantselyarii. Vyp. 7. SPb., 1895. S. 258–260.

26. Pisar'kova L.F. Gosudarstvennoe upravlenie Rossii v pervoj chetverti XIX v.: Zamysly, proekty, voploschenie. M., 2012.

27. Semyonova N.L. Gubernskie prokurory v sisteme mestnogo upravleniya Rossijskoj imperii v kontse XVIII – nachale XIX v. (na primere Orenburgskoj gubernii) // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2015. № 3. T. 4. S. 139–137.

28. Skorobogatov A.V. Pravovaya politika Rossii v tsarstvovanie imperatora Pavla I. M., 2017.

29. Sorokin Yu.A. Politicheskij rezhim Pavla I v otsenkakh sovremennoj rossijskoj istoricheskoj nauki // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. 2012. № 3(19).

30. Steshenko L.A., Sofronenko K.A. Gosudarstvennyj stroj Rossii v pervoj chetverti XVIII v. M., 1973.

31. Tot Yu.V. Ministerskaya reforma 1802–1811 gg. i problema reorganizatsii mestnogo upravleniya // Bylye gody. 2014. № 31(1). S. 105–107.

Система Orphus

Loading...
Up