Актуальная повестка дня: проблемы латиноамериканской молодежи

 
Код статьиS0044748X0003505-4-1
DOI10.31857/S0044748X0003505-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 1
Страницы12-27
Аннотация

Статья содержит разносторонний анализ положения молодежи в странах Латино-Карибской Америки (ЛКА), который показывает, насколько велика доля молодых людей, проживающих в бедности, оторванных от системы образования, исключенных из сферы продуктивной занятости. Учитывая эти сложные обстоятельства, многие государства региона перешли к проведению инклюзивной молодежной политики, сочетающей профессиональную подготовку подростков и молодежи постарше с возможностями трудоустройства в формальном секторе экономики, где действуют системы социальной защиты. Однако результативность подобных мер, даже с учетом взаимного обмена опытом, пока оставляет желать лучшего. Поиск новых инициатив с активным привлечением самого молодого поколения ЛКА к их разработке становится все более насущной задачей.

Ключевые словаположение молодежи, бедность, уровень образования, безработица, молодежная политика, международное сотрудничество
Получено21.01.2019
Дата публикации24.01.2019
Кол-во символов40757
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

К постановке проблемы: характеристики молодежной занятости

 

Обращаясь к статистическим данным по проблемам молодежи, разные международные организации интерпретируют эти данные по-разному, в соответствии со своими подходами к проблеме. Так, Международная организация труда (МОТ) относит к категории «молодежь» людей в возрасте от 15 до 24 лет, Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки (ЭКЛАК) — 15-29 лет. В самих латиноамериканских странах градация разная. При том, что преобладают границы 15-29/30 лет, в Гондурасе, Мексике, Коста-Рике к молодежи относят возрастную группу 12-30 лет, в Никарагуа и Эквадоре — 18-29 лет. Однако мы будем ориентироваться на диапазон 15-29 лет, хотя ЭКЛАК для целей прогнозирования использует данные по возрастной группе 15-34 лет (таблица 1).

2

Латино-Карибская Америка (ЛКА) остается молодым континентом: группа в возрасте 15-29 лет составляет 163 млн человек, или ¼ от общей численности населения региона1. Кроме того, пока ЛКА располагает демографическим бонусом — так называется период, когда лица активного трудового возраста (15-59 лет) испытывают относительно низкую нагрузку со стороны экономически неактивного населения (младше 15 лет и старше 60 лет), и это обстоятельство создает условия для позитивного экономического роста, увеличения ВВП в расчете на душу населения, накопления инвестиций в социальное развитие. «Демографический дивиденд» внес свой вклад в «золотое» латиноамериканское десятилетие (Década Dorada) 2003—2013 гг., когда среднегодовые темпы прироста регионального ВВП «составляли 4% по сравнению со среднемировым показателем в 2,9%... зона бедности уменьшилась с 44% в 2002 г. до 28% в 2014 г….»2.

1. Condiciones de vida de la juventud latinoamericana. — Available at: >>>> (аccessed 01.08.2018).

2. Латинская Америка на переломе глобальных и региональных трендов. – М., ИЛА РАН, 2017. С. 12-13.
3

Таблица 1 ДОЛЯ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ 15-34 ЛЕТ (в %, выборка по ряду стран)

 

Страны

2015 г.

2020 г.

2025 г.

Аргентина

30,9

30,3

29,7

Боливия

35,3

35,1

34,6

Бразилия

33,0

31,2

29,6

Гватемала

37,3

38,4

38,4

Колумбия

33,8

32,3

30,6

Мексика

34,5

33,5

32,0

Парагвай

37,2

36,1

34,7

Перу

34,2

33,0

31,5

Уругвай

28,8

28,6

28,0

Чили

31,1

29,6

28,0

Эквадор

34,2

33,2

32,1

Источник: CEPAL. Anuario estadístico de América Latina, 2017.


4

Недавний экономический прогресс повысил планку социальных ожиданий у латиноамериканской молодежи. Однако, как подчеркивают эксперты ЭКЛАК, «окном экономического благоприятствования» удалось воспользоваться немногим. Более того, спад экономической активности (начиная с 2014 г.), сохранение социального неравенства, другие негативные факторы осложнили положение молодых латиноамериканцев. «Как свидетельствует статистика, 64% возрастной группы 15-29 лет (или около 100 млн человек) по-прежнему принадлежит к бедным слоям или низшим стратам среднего класса со сложным материально-экономическим положением»3. И первое место в цепи проблем, с которыми сталкивается современная молодежь (не только в Латинской Америке), занимает безработица.

3. OECD/CAF/CEPAL. Perspectivas económicas de América Latina 2017. Juventud, Competencias y Emprendimiento. Santiago de Chile, 2017. Resumen ejecutivo, p. 17.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 991

Оценка читателей: голосов 0

1. Condiciones de vida de la juventud latinoamericana. — Available at: www.joveneslideres.org.../21/11/2017 (аccessed 01.08.2018).

2. Латинская Америка на переломе глобальных и региональных трендов. – М., ИЛА РАН, 2017. С. 12-13.

3. OECD/CAF/CEPAL. Perspectivas económicas de América Latina 2017. Juventud, Competencias y Emprendimiento. Santiago de Chile, 2017. Resumen ejecutivo, p. 17.

4. OIT. Panorama laboral de América Latina y el Caribe, 2017. Anexo estadístico. — Available at: http://www.ilo.org/americas/publicaciones (аccessed 10.09.2018).

5. ILO. Global Employment Trends for Youth 2017. Paths to a better working future. International Labour Office, Geneva, 2017, p. 17.

6. CEPAL. Panorama social de América Latina. Santiago de Chile, 2016, p. 153

7. Ю. И. Визгунова. Безработица в Латинской Америке в условиях неолиберальных реформ. — Демоскоп Weekly, 2004, N8, c. 2. — Available at: http://www.demoscope.ru (accessed 10.08.2018).

8. ILO. World Employment and Social Outlook, 2018. International Labour Office.Geneva, 2017 p. 1; Es la hora de abordar el problema de la economía informal en América Latina. — Available at: http://www.weforum.org, 15/03/2018 (accessed 15.08.2018).

9. ILO. Formalizando la informalidad juvenil: experiencias innovadoras en América Latina y el Caribe. — Available at: http://www.ilo.org/americas, 08/04/2015 (accessed 13.08.2017).

10. ILO. Labour Overwiew. Latin America and the Caribbean. ILO Regional Office for Latin America and the Caribbean. Lima, 2016.

11. Manpower group. Talent Shortage Survey, 2018. — Available at: https://www.manpowergroup.com (accessed 23.09.2018).

12. J. Llisterri. Educación técnica y formación profesional en América Latina: el reto de productividad. CAF. Development Bank of Latin América. Presentación (28 de enero 2015).

13. La brecha de habilidades para el trabajo en América Latina: revisión y análisis en la Región. Oficina Regional de la OIT/Cinterfor, Montevideo, 2017. Documento de trabajo, 2017, p. 7.

14. Socio-economic database for Latin America and the Caribbean. CEDLAS and the World Bank. Statistics. Educational structure (May 2018). — Available at: www.cedlas.econo.unlp.edu.ar (accessed 23.08.2018).

15. OCDE/CAF/CEPAL. Perspectivas económicas .., 2017. Pp.cit., p. 161-163.

16. BID. PISA en América Latina ¿Cuántos tienen bajo desempeño? — Available at https://publications.iadb.org/bitstream/handle/ (accessed 23.07.2018).

17. W. Cunningham, P. Villaseñor. Employer voices, Employer Demands and Implications for Public Skills Development Policy Connecting the Labour and Education Sectors. — World Bank Researh Observer, 2016, N 31 (1).

18. UNESCO. Rendir cuentas en el ámbito de la educación. Informe de seguimiento de la Educación en el Mundo, 2017/18; UIS/UNESCO. Education indicators. Country profiles. — Available at: http://www.uis.unesco.org/ (accessed 25.09.2018).

19. G. Gonzále . Looking at Latin Americas´s Сhallenges in Innovation and STEM Education. — Available at: http://axial.acs.org, 23/11/2017 (accessed 25.08.2018).

20. World Bank Group. Digital Dividends. World Development Report. Washington, 2016. p. 126.

21. Latin America will have a 32% gap of skilled ICT professionals in 2019. — Available at: http://www.americas.thecisco.network.com (accessed 25.08.2018).

22. IDC. White Paper. Networking Skills in Latin America, May 2016. — Available at: http://www. cisco.com (accessed 15.08.2018).

23. Э. Г. Ермольева. Образование в меняющемся мире: латиноамериканский ракурс // Педагогика, 2014, № 10, с.105.

24. The Global Competitiveness Report 2017-2018. Economy country profiles. — Available at: http:// www3.weforum.org/.../GCR2017-2018 (accessed 07.08.2018).

25. Eurofound. NEETs. Young people not in employment, education or training: characteristics, costs and policy response in Europe. Dublin, 2012; Society at a glance 2016. OECD Social indicators. Spotlight on youth; Banco mundial,2016. Ninis en América Latina: 20 millones de jóvenes en busca de oportunidades. — Available at: http://www.bancomundial.org (accessed 11.08.2017).

26. Э. М. Кузнецова. Легко ли быть молодым? Проблемы латиноамериканской молодежи). — Ибероамериканские тетради. МГИМО (У), 2014, выпуск 3 (5), с.101.

27. 2017 World Population Data Sheet. Focus on Youth. — Available at: http://www.worldpopdata.org; World economic situation and prospects: February 2018. Briefing No.111. - Available at:http://www.un.org/development (accessed 10.04.2018).

28. Es hora abordar el problema de la economía informal en América Latina. — Available at: http://www.weforum.org, 15 Marzo de 2018 (accessed 15.05.2018).

29. Е. С. Громогласова. Гуманитарный кризис в «северном треугольнике». — Латинская Америка, 2017, № 12, с.43

30. 2,1 millones de jóvenes centroamericanos se encuentran excluidos del sistema educativo y el mercado laboral. — Available at: https://www.estadonacion.org.cr, 12/04/2016 (accessed 15.06.2018).

31. OPPENHEIMER: los Ni’-nis son una bomba de tiempo. — Available at: http://www.elnuevogerald.com, 19/01/2016. Ni-nis en México: una radiografía de los jóvenes que no estudian ni trabajan. — Available at: https://.verne.elpais.com, 03/02/2018 (accessed 15.07.2018).

32. ADECCO: en Argentina ya hay más de un millón de jóvenes que no estudian ni trabajan. — Available at: http://www.inbobae.com, 11/10/2016 (accessed 14.12.2017).

33. Ni siquiera Brasil es inmune a los jóvenes que no estudian ni trabajan. — Available at: http://www.fountadionforge.org , 07/09/2014 (accessed 11.12.2017).

34. La Encuesta Anual de Hogares Urbanos. Secretaría de Estado de Gestión Pública y Planeamiento. B-A., 2013.

35. F. J. Tezanos, V. Díaz. La cuestión juvenil. ¿Una generación sin futuro? Biblioteca Nueva, Madrid, 2017, р. 50.

36. Education at a glance: OECD indicators, 2017. OECD Publishing, 2017. Table C 5.2.

37. En Colombia habría 582.000 jóvenes que ni estudian ni trabajan. — Available at: http://www.portafolio.co, 21/07/2017 (accessed 07.01.2018).

38. La crítica situación que esconde la generación que no estudia ni trabaja. — Available at: http: //www.eldinamo.cl, 13/09/2017 (accessed 07.01.2018).

39. Panorama de la educación: Indicadores de la OCDE, 2017. Países Iberoamericanos.

40. E. Ermólieva. La juventud de Latinoamérica: principales tendencias y nuevas urgencias. — Anuario. RUDN University. Moscú, 2017, p, 127.

41. Triple Ni: el 17,3% de los jóvenes no estudian, no trabajan y no buscan empleo. — Available at: http://www.clarin.com, 01/12/2016 (accessed 07.01.2018).

42. OECD Skills Strategy Policy Note. México. OECD Publishing, 2017. Chapter 7, p. 41.

43. G. Brown: “Sin escolarización los niños de globalización están abandonados”. — Available at :http://www.elpais.es, 18/02/2014 (accessed 08.09.2016).

44. Jr. M. Casal. Jóvenes que no estudian ni trabajan:¿elección o falta de opciones? — Available at :http://www.bancomundial.org/es/news, 17/03/2018 (accessed 03.04.2018).

45. UN. International Migration Report, 2017. United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2017). Highlights, p. 16.

46. Migration and Youth: Challenges and Opportunities. GMG Publication, 2014. — Available at http://www.globalmigrationgroup.org (accessed 28.09.2017).

47. Youth and Migration. Youth Issue Briefs, 2016. — Available at: http://www.un.org (accessed 20.08.2018).

48. Central America´s Violent Northern Triangle. Council on Foreign Relations, 26 June 2018. — Available at http://www.cfr.org (accessed 20.08.2018)..

49. Millions of USA youth are neither working nor learning. — Available at: http://www.pewresearch.org, 28/01/2016 (accessed 20.08.2018).

50. См. Н. Ю. Кудеярова. Конфликтогенные свойства миграционных процессов. — Монография «Политические конфликты в Латинской Америке: вызовы стабильности и новые возможности. М., ИЛА РАН, 2017, с. 336.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх