Проекты организации первой русской антарктической экспедиции 1819–1821 гг.

 
Код статьиS086956870012932-6-1
DOI10.31857/S086956870012932-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 6
Страницы77-89
Аннотация

        

Ключевые слова
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 18-09-00103/19.
Получено21.09.2020
Дата публикации18.12.2020
Кол-во символов45221
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Первая русская антарктическая экспедиция под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева – одно из крупнейших заморских научных предприятий, осуществлённых подданными Российской империи в первой четверти XIX в. Литература, посвящённая этому плаванию, обширна, однако многие аспекты его истории ещё нуждаются в осмыслении. «Никогда путешествия для открытий не были снаряжаемы забавнейшим образом», – удивлялся молодой мичман Ф.П. Литке, возвращавшийся из кругосветного плавания на шлюпе «Камчатка» и видевший в августе 1819 г. корабли, направлявшиеся в южные широты Тихого океана, на Портсмутском рейде. «Во-первых, главнейшая вещь – суда, – писал он. – Шлюпы, на которых сидят начальники экспедиций, построены на Охте по образцу “Камчатки”, положим, что они хороши, хотя и тут можно бы сделать замечание, что между плаванием по чистой воде и плаванием между льдами маленькая разница. Другия же два судна построены в Лодейное поле на тот предмет, чтобы возить муку из Кронштадта в Ревель и Свеаборг, и теперь уже подтекают. И эти суда посланы делать открытия во льдах!»1. По словам Литке, «Их приготовляли по примеру “Камчатки”, и естли им что-нибудь не нравилось, то их уверяли, что это так на “Камчатке”, и они молчали. Естли б мы были уже возвратившись, и капитан объявил бы, что “Камчатка” была снабжена, снаряжена и исправлена наилучшим образом, то и тогда не могла бы она им служить образцом, ибо их экспедиция рознится от нашей, как ночь ото дня: и тогда бы смешно было снаряжать их по примеру “Камчатки”. Как же было это сделать тогда, когда ещё не знали, как отзовётся капитан о своём снабжении, естли бы он по возращении на всё совершенно протестовал»2. 1. РГА ВМФ, ф. 15, оп. 1, д. 8, кн. 2, 1819, л. 149–149 об. В состав Южной «дивизии» входили однотипный «Камчатке» военный шлюп «Восток» под командованием капитана 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена и построенный по проекту судов нидерландской Вест-Индской компании «Мирный» (первое название – «Ладога») лейтенанта М.П. Лазарева. Литке отмечал несоответствие выбранных для одной экспедиции разнотипных судов: быстроходного, но недостаточно вместительного «Востока», построенного на верфи Охтенского адмиралтейства под руководством В.Ф.Стоке и И.П. Амосова, и тихоходного транспорта «Мирный», созданного на Олонецкой верфи в Лодейном Поле Я.А. Колодкиным и И.В. Курепановым. В состав Северной «дивизии» включили военные шлюпы «Открытие» (идентичный «Востоку» и также строившийся Стоке) капитан-лейтенанта М.Н. Васильева и «Благонамеренный» (до 22 апреля 1819 г. – «Свирь», судостроитель Курепанов) капитан-лейтенанта Г.С. Шишмарёва. Все эти корабли, кроме «Открытия», о котором нет данных, были спущены на воду летом 1818 г.

2. Там же, л. 149 об.
2 Смущали молодого моряка (а вместе с ним, по-видимому, и всю кают-кампанию «Камчатки» во главе с В.М. Головниным) и фигуры руководителей плавания: «Капитан Биллингсгаузен был выписан из Чёрнаго моря3, должен был набрать офицеров, приготовить экспедицию и чрез 2 недели идти в море. Явно, что хотели только скорее с рук сбыть, от этого и произошло, что он должен был многое уже здесь переправлять; и всё-таки невозможно ему будет всего, как должно, исправить. Кап[итан]-лейт[енант] Васильев никогда или весьма мало ходил в море»4. Как казалось Литке, «все эти странности тем более заметны, что они сделаны в такое время, когда, как будто нарочно для контраста, посылали и англичане четыре судна для открытий к северу. Сличив приуготовления Россовых5 судов с нашими, невозможно поверить, чтобы и те, и другия предназначались для одной цели. Все благомыслящия англичане нисколько и не сомневаются, чтобы под завесою открытий не скрывалось тут какое-нибудь другое намерение. Портсмутский адмирал sir Georqe Campaell6 говорил об етом с капитаном нашим и весьма откровенно. Кап[итан] стал было его уверять, что экспедиции сии суть точно учёныя, но адмирал сделал7 ему в доказательство противнаго такия доводы, противу которых капитан поневоле должен был замолчать, адмирал прибавил: “Вы человек морской, я уверен, что Вы сами етому не верите, но какое нам дело мешаться в дела правительства. В етом деле Вы точно так же посторонний человек, как и я, пусть ети экспедиции учёныя, им дают пашпорты и с концом дело”»8. 3. Участник первой русской кругосветной экспедиции 1803–1806 г., Беллинсгаузен с 1810 г. служил на Чёрном море и накануне своего срочного вызова в Петербург в 1819 г. командовал фрегатом «Флора», выполняя по поручению командующего флотом гидрографические работы вдоль побережья (Соколов А. Гидрографические труды капитана (впоследствии адмирала) Ф.Ф. Беллинсгаузена на Чёрном море // Морской сборник. 1855. № 6. С. 70–75).

4. РГА ВМФ, ф. 15, оп. 1, д. 8, кн. 2, 1819, л. 149 об. Литке несколько преувеличил: боевой офицер М.Н. Васильев в 1798–1801 гг. принимал участие в Средиземноморском походе Ф.Ф. Ушакова, а в 1812–1813 гг. командовал дивизионом канонерских лодок, отличившись в боях за Ригу, Митаву и Данциг.

5. Находившихся под командованием Джона Росса.

6. Так в тексте. Имеется в виду британский адмирал Дж. Кэмпбелл (George Campbell).

7. Слово «сделал» вписано над строкой вместо зачёркнутого «привёл».

8. РГА ВМФ, ф. 15, оп. 1, д. 8, кн. 2, 1819, л. 150, 150 об.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 543

Оценка читателей: голосов 0

1. РГА ВМФ, ф. 15, оп. 1, д. 8, кн. 2, 1819, л. 149–149 об. В состав Южной «дивизии» входили однотипный «Камчатке» военный шлюп «Восток» под командованием капитана 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена и построенный по проекту судов нидерландской Вест-Индской компании «Мирный» (первое название – «Ладога») лейтенанта М.П. Лазарева. Литке отмечал несоответствие выбранных для одной экспедиции разнотипных судов: быстроходного, но недостаточно вместительного «Востока», построенного на верфи Охтенского адмиралтейства под руководством В.Ф.Стоке и И.П. Амосова, и тихоходного транспорта «Мирный», созданного на Олонецкой верфи в Лодейном Поле Я.А. Колодкиным и И.В. Курепановым. В состав Северной «дивизии» включили военные шлюпы «Открытие» (идентичный «Востоку» и также строившийся Стоке) капитан-лейтенанта М.Н. Васильева и «Благонамеренный» (до 22 апреля 1819 г. – «Свирь», судостроитель Курепанов) капитан-лейтенанта Г.С. Шишмарёва. Все эти корабли, кроме «Открытия», о котором нет данных, были спущены на воду летом 1818 г.

2. Участник первой русской кругосветной экспедиции 1803–1806 г., Беллинсгаузен с 1810 г. служил на Чёрном море и накануне своего срочного вызова в Петербург в 1819 г. командовал фрегатом «Флора», выполняя по поручению командующего флотом гидрографические работы вдоль побережья (Соколов А. Гидрографические труды капитана (впоследствии адмирала) Ф.Ф. Беллинсгаузена на Чёрном море // Морской сборник. 1855. № 6. С. 70–75).

3. РГА ВМФ, ф. 15, оп. 1, д. 8, кн. 2, 1819, л. 149 об. Литке несколько преувеличил: боевой офицер М.Н. Васильев в 1798–1801 гг. принимал участие в Средиземноморском походе Ф.Ф. Ушакова, а в 1812–1813 гг. командовал дивизионом канонерских лодок, отличившись в боях за Ригу, Митаву и Данциг.

4. Подробнее см.: Mill H.R. The siege of the South Pole. The story of Antarctic exploration. L., 1905; Григорьев А.А., Лебедев Д.М. Открытие Антарктического материка русской экспедицией Беллинсгаузена–Лазарева 1819–1821 гг. // Известия Академии наук СССР. Серия географическая и геофизическая. 1949. Т. 13. № 3. С. 118–193; Два плавания вокруг Антарктиды. Русская экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева 1819–1821 гг. и советская экспедиция 1982–1983 гг. Сборник / Сост. В.В. Аристов. Казань, 1990; Tammiksaar E., Kiik T. Origins of the Russian Antarctic Expedition: 1819–1821 // Polar Record. 2013. № 49(249). Р. 180–192; Балкли Р. Первые наблюдения материковой части Антарктиды: попытка критического анализа // Вопросы истории естествознания и техники. 2013. Т. 34. № 4. С. 41–56; Овлащенко А. Антарктический рубикон. Тема открытия Антарктиды в советских источниках начала 50-х годов. Саарбрюкен, 2014; Bulkeley R. Bellingshausen and the Russian Antarctic expedition, 1819–21. L., 2014; Tammiksaar E. The Russian Antarctic Expedition under the command of Fabian Gottlieb von Bellingshausen and its reception in Russia and the world // Polar Record. 2016. Vol. 52. № 5. P. 578–600.

5. Крузенштерн И.Ф. Введение // Коцебу О.Е. Путешествие в Южный океан. Ч. I. СПб., 1821. С. III.

6. Подробнее см.: Jones A.G.E. Antarctica Observed: Who Discovered the Antarctic Continent? Whitby, 1982.

7. The Strange Tale of Apostolos Valerianos (a.k.a. Juan de Fuca) // Purchas S. Hakluyt Posthums, or Purchas His Pilgrimes. Vol. 14. N.Y., 1906. P. 415–418; Nunn G.M. Origin of the Strait of Anian Concept. Philadelphia, 1929; Wagner H.R. Apocryphal voyages to the northwest coast of America // Proceedings of the American Antiquarian Society. 1931. Vol. XLI. P. 179–234; Williams G. An Eighteenth-Century Spanish Investigation into the Apocryphal Voyage of Admiral Fonte // Pacific Historical Review. 1961. Vol. 30. № 4. P. 319–327; Рамсей Р. Открытия, которых никогда не было. М., 1982.

8. Корабль водоизмещением в 180 т был построен в 1815 г. по заказу Крузенштерна на средства гр. Румянцева на частной верфи Э. Мальма в Або. (Судя по публикациям, появлявшимся в «Русском инвалиде» в феврале–апреле 1818 г. (№ 61, 62, 64, 65, 68, 71), плавание «Рюрика» вызвало немалый резонанс в Великобритании, увидевшей в планах Петербурга прямую угрозу своим владениям в Северной Америке.

9. Его переписку с Румянцевым см.: Eesti Ajalooarhiiv (далее – EAA), f. 1414, № 3. Так, 19 августа 1818 г. канцлер просил Крузенштерна подготовить к своему приезду в Петербург всю отчётность по плаванию (S. 42). Подробнее о его роли см.: Крузенштерн Э. Иван Крузенштерн. Мореплаватель, обогнувший Землю. М., 2010. С. 200–211.

10. Так его называл отец путешественника – драматург А.Ф. фон Коцебу, женившийся вторым (в 1794 г.), а затем и третьим (в 1804 г.) браком на двоюродных сёстрах Ивана Фёдоровича. Именно по его просьбе подросток Отто фон Коцебу вместе с братом Морицем (дети от первой жены – урождённой фон Эссен) попали на «Надежду». О родственных связях Коцебу и Крузенштернов см.: EAA, f. 1414, № 2, s. 144, l. 28–35; Kotzebue P., von. History and genealogy of the Kotzebue family: Completed from General Paul von Kotzebue’s memories followed by historical data about note-worthy persons. P., 1984. Genealogisches Handbuch der Baltischen Ritterschaften. Teil Estland. Bd. 3. Görlitz, 1930. S. 147–154; Копелев Д.Н. Битва портуланов: забытые и малоизвестные страницы военно-морской истории XVI–XIX столетий. СПб., 2019. С. 560–563.

11. Император Александр I и Фредерик-Сезар Лагарп. Письма. Документы / Сост. А.Ю. Андреев и Д. Тозато-Риго. Т. 3. М., 2017. С. 208. Гр. Румянцев также получал данные о британских плаваниях от русского посла в Лондоне кн. Х.А. Ливена (EAA, f. 1414, № 3, s. 23, l. 68 об.).

12. Наиболее известным приверженцем этой идеи выступал бернский географ С. Энгель, заявлявший о судоходности арктических вод и упрекавший русских учёных за то, что на своих картах они изображают слишком большую протяжённость азиатского берега, пытаясь скрыть подлинные размеры своего государства. Плавучие льды, по его мнению, встречались только у берегов, куда поступали пресные воды из рек, на большом же удалении от них находится свободное пространство, так как солёная морская вода препятствует замерзанию. Дополнительный довод давала и теория равновесия, согласно которой при наличии больших массивов суши на севере земное равновесие могло сохраняться только при обилии открытой воды вокруг Северного полюса. Кроме того, Энгель считал, что в летний период солнце постоянно освещает полярную область, и это приводит к подтоплению льда. Схожие выводы делали член Лондонского королевского общества юрист Д. Баррингтон и М.В. Ломоносов, в 1763 г. представивший Екатерине II проект экспедиции для изыскания Северного морского пути через приполярные области, в которых простирается огромная полынья. О деятельности Барроу см.: Fleming F. Barrow’s Boys: A Stirring Story of Daring, Fortitude, and Outright Lunacy. L., 2001. Интересуясь сведениями о плавании Коцебу, Барроу 3 ноября 1817 г. сообщал Крузенштерну «факт чрезвычайной важности – огромные ледяные поля, которые последние четыре века закрывали подходы к восточным берегам “старушки” Гренландии, были отнесены ветром в Атлантику и растаяли, берега очистились до 80 градуса с[еверной] ш[ироты], море же на запад совершенно чисто от льда, и материкового, и морского» (РГА ВМФ, ф. 14, оп. 1, д. 199, л. 85).

13. Не зная о том, как проходило плавание Коцебу, которому в апреле 1817 г. пришлось прервать поиски Северо-западного пролива из-за последствий страшного шторма, Барроу допускал, что, двигаясь на запад вдоль побережья Северной Америки, британские корабли могут столкнуться с «Рюриком», пробивающимся через льды на восток (РГА ВМФ, ф. 14, оп. 1, д. 199, л. 85).

14. О поисках Северо-западного прохода см.: The Quest for the Northwest passage: knowledge, nation, and empire, 1576–1806. Pickering and Chattr, 2012; Arctic exploration in the Nineteenth century: discovering the northwest passage / Ed. by F. Regard. L.; N.Y., 2013.

15. РГА ВМФ, ф. 14, оп. 1, д. 199, л. 86. О Барни и его теории см.: Burney J. A memoire on the geography of the north-eastern part of Asia, and on the question whether Asia and America are contiguous, or are separated by the sea // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. № 108. L., 1817. Part I. P. 9–23.

16. С февраля 1816 г. между ними шла дружеской переписка. О роли участников экспедиций Кука в русских географических открытиях см.: Копелев Д.Н. «Ветераны» Джемса Кука и российская геополитика на Тихом океане // Петербургский исторический журнал. 2020. № 2(26).

17. Burney J.A Chronological History of the Voyages and Discoveries in the South Sea or Pacific Ocean. Vol. I–VI. L., 1803–1817; Burney J.A Chronological History of North-eastern Voyages of Discovery and of the Early Eastern Navigations of the Russians. L., 1819; Burney J. An Essay, by way of Lecture, on the Game of Whist. L., 1821. Некоторые из книг Берни находились в личной библиотеке Крузенштерна и хранятся теперь в Центральной военно-морской библиотеке в Петербурге.

18. Цит. по: Крузенштерн Э. Иван Крузенштерн… С. 206. Лишь в июле 1821 г., после вмешательства лорда-адмирала герцога Кларенса (будущего Вильгельма IV), Берни получил чин контр-адмирала.

19. Сычёв В.И. ««Маркизова лужа». Легенды и правда о российском морском министре маркизе де Траверсе. СПб., 2014. С. 93. Судя по материалам финансовой отчётности, на экспедицию в общей сложности было израсходовано 591 570 руб. 42¼ коп. серебром (РГА ВМФ, ф. 410, оп. 1, д. 1416, л. 13).

20. О Сарычеве подробнее см.: Алексеев А.И. Гавриил Андреевич Сарычев (1763–1831). М., 1966; Пасецкий В.М. Арктические путешествия россиян. М., 1974.

21. Эта редакция находится в Коллекции «Материалы по истории Русского флота» в подборке «Проекты экспедиции к Южному полюсу» (РГА ВМФ, ф. 315, оп. 1, д. 476, л. 11–14). Вариант С3 (Там же, л. 11, 11 об., 14) с сокращениями опубликован под названием «Проект экспедиции к Южному полюсу вице-адмирала Г.А. Сарычева»: М.П. Лазарев. Документы. Т. 1 / Под ред. А.А. Самарова. М., 1952. С. 81, 82 (№ 19).

22. Записка К.1 (РГА ВМФ, ф. 315, оп. 1, д. 476, л. 11, 11 об., 14) опубликована под названием «Из замечаний капитан-командора И.Ф. Крузенштерна об организации экспедиции к Южному полюсу» с сокращениями: М.П. Лазарев. Документы. Т. 1. С. 81, 82. Готовя тексты С3 и К1, писарь нарушил порядок их размещения, ошибочно поместив их конечные листы после записок С4 и К2, которые также были расположены в двух параллельных столбцах (РГА ВМФ, ф. 315, оп. 1, д. 476, л. 12–13).

23. РГА ВМФ, ф. 25, оп. 1, д. 114, л. 6–21 об. «Примечания» дважды публиковались в советское время (М.П. Лазарев. Документы. Т. 1. С. 94–103; Российско-американская компания и изучение Тихоокеанского севера, 1815–1841 / Отв. ред. Н.Н. Болховитинов. М., 1989. С. 57–59), однако купюры, сделанные в них из политических соображений или в силу концептуальных особенностей документального сборника, существенно исказили взгляды автора на цели экспедиции.

24. Пасецкий В.М. Арктические путешествия… С. 225. О переписке Крузенштерна с де Траверсе см.: Сычёв В.И. Малоизвестные страницы переписки И.Ф. Крузенштерна с морским министром маркизом И.И. де Траверсе // I Крузенштернские чтения. Сборник материалов научной конференции, 22–23 октября 2014 года. СПб., 2015. С. 57–64.

25. См.: Шведе Е.Е. Первая русская Антарктическая экспедиция 1819–1821 гг. // Беллинсгаузен Ф.Ф. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 годов, совершенные на шлюпах «Востоке» и «Мирном» / Под ред. Е.Е. Шведе. М., 1949. С. 9. С атрибуцией, предложенной Шведе, согласились составители сборника документов о деятельности Лазарева, в котором данный документ представлен как «План предполагаемых экспедиций к Южному полюсу и в Северный Ледовитый океан, составленный капитан-лейтенантом О.Е. Коцебу» (М.П. Лазарев. Документы. Т. 1. С. 82), а также В.М. Пасецкий (Пасецкий В.М. Иван Фёдорович Крузенштерн. М., 1974. С. 131).

26. М.П. Лазарев. Документы. Т. 1. С. 83, 85.

27. Помимо собственно гидрографических исследований программа Сарычева предусматривала широкий комплекс культурно-этнографических описаний и содержала целый перечень вопросов, которые, как полагал её составитель, представляют чрезвычайную важность: «узнать число сего народа, богослужение, обряды, обычаи, нравы, образ жизни, одежду и собрать словарь их наречия» (Там же, л. 30 об.).

28. «Я жду г. Крузенштерна в начале будущаго месяца», – писал канцлер В.Н. Берху 17 декабря 1818 г. (Румянцев Н.П. Письма к В.Н. Берху. СПб., 1876. С. 16).

29. РГА ВМФ, ф. 25, оп. 1, д. 114, л. 8 об. В этот момент вопрос о руководителях плавания ещё не был решён окончательно, и Крузенштерн, жалуясь на болезнь глаз и домашнюю рутину, подчёркивал в письме к де Траверсе, что не в состоянии возглавить подготавливаемую экспедицию, но готов составить «план вояжа» (Там же, л. 6 об., 7).

30. Там же, л. 11, 12 об. Крузенштерн помнил, что «проход козака Дежнёва чрез Берингов пролив 1648 г. подведён под сумнение; почему желательно отыскать обойдённый Дежнёвым мыс Шалатской» (Там же, ф. 315, оп. 1, д. 476, л. 13 об., 14).

31. Подробнее см.: Копелев Д.Н. Названия кораблей британских, французских и российских исследовательских экспедиций: символика и трансферы // Труды Государственного Эрмитажа. Т. 102. Геральдика: исследования и практика. СПб., 2020.

32. РГА ВМФ, ф. 166, оп. 1, д. 660, ч. II, л. 242 об. Подробнее см.: Копелев Д.Н. Размышления о купюрах в рапорте Ф.Ф. Беллинсгаузена 8 апреля 1820 г.: сравнительный анализ опубликованного текста и архивного документа // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие / Под ред. В.П. Солонина Н.О. Верещагиной, С.В. Ильинского, М.А. Бахира. СПб., 2019. С. 416–423.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх