Rec. ad op.: M.Yu. Mukhin. Pokoleniye «0». Nauchno-issledovatel’skiye i opytno-konstruktorskiye raboty v oblasti reaktivnoy aviatsii v SSSR v gody Velikoy Otechestvennoy voyny. Moscow, 2019

 
PIIS086956870012216-8-1
DOI10.31857/S086956870012216-8
Publication type Review
Source material for review М.Ю. Мухин. Поколение «0». Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области реактивной авиации в СССР в годы Великой Отечественной войны. М.: Институт российской истории РАН, 2019. 235 с.
Status Published
Authors
Affiliation: National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
Address: Russian Federation, Nizhni Novgorod
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 5
Pages225-229
Abstract

           

Keywords
Received26.06.2020
Publication date25.11.2020
Number of characters12456
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Новая монография М.Ю. Мухина является, судя по всему, завершением длительной разработки сравнительно малоизученного сюжета1. Автор впервые сформулировал понятие «нулевого поколения» реактивной авиатехники, которое охватывает все её модели, разрабатывавшиеся в СССР в 1944–1945 гг., т.е. ещё до того, как у советских инженеров и конструкторов появилась возможность ознакомиться с «трофейными» реактивными самолётами Германии и с моделями турбореактивной техники, приобретёнными у недавних союзников по антигитлеровской коалиции. Название родилось на том основании, что традиционно самолёты, сконструированные под использование названных двигателей, объединяют в категорию «первое поколение советских реактивных самолётов». С таким подходом можно соглашаться, его можно оспаривать, но надо признать, что рациональные основания в нём присутствуют.

1. Мухин М.Ю. Работы по созданию реактивной авиатехники в СССР в годы Великой Отечественной войны // Проблемы изучения военной истории: сборник статей Третьей всероссийской научной конференции с международным участием. Самара, 2015. С. 265–271; Мухин М.Ю. Советская авиационная промышленность 1940-х гг. и первые реактивные самолёты // Российская история. 2016. № 4. С. 44–55; Мухин М.Ю. Из истории ВПК предвоенных и военных лет: организация работ в области реактивного самолётостроения в СССР в 1930-е – середине 1940-х годов // Труды ИРИ РАН. 2017. № 14. С. 72–96; Мухин М.Ю. Технический переворот середины 1940-х годов. Взгляд с уровня завода // Экономическая история. Ежегодник. 2016/17. М., 2017. С. 267–302.
2 Ранее «нулевое поколение» как исторический феномен не становилось предметом исследования ни у нас, ни за рубежом, поэтому можно только приветствовать работу, закрывающую этот досадный пробел. Нельзя не согласиться с автором в том, что «эти самолёты не стали основой советских ВВС. Они вообще практически не производились сколько-нибудь крупной серией. Но они стали важной вехой развития советской авиации, первым шагом советских реактивных самолётов в небо. На этих машинах советские конструкторы и производственники набирались опыта, осваивали новые технологии и приёмы. Очень сомнительно, что бы без этой школы “проб и ошибок” состоялось бы то первое реактивное поколение, которое мы знаем» (с. 34).
3 Хотелось бы отметить разносторонний подход автора к избранному сюжету. Монография затрагивает вопросы истории науки и техники, экономической и социальной истории, в какой-то степени – даже истории государственных учреждений. Это позволило рассмотреть события и тенденции тех лет с разных точек зрения, учитывая взаимовлияние различных факторов и обстоятельств. Перед читателем – не рассказ о самолётах, а повествование о людях, которые эти самолёты строили.
4 Классифицировать структуру работы непросто. Каждая глава имеет чёткие хронологические рамки, поэтому на первый взгляд кажется, что книга построена по хронологическому принципу. Однако каждая глава посвящена какому-либо процессу, протекавшему в тот или иной период, поэтому вернее определить построение монографии как проблемно-хронологическое. Структура работы логична и полностью соответствует поставленным автором задачам.
5 Формально книга включает в себя четыре главы, но изложение собственно исторических сюжетов предварено пространным вводным разделом, который сам автор поименовал «Вместо предисловия. О чём эта книга». Помимо обязательных и традиционных положений любой вводной части (предмет исследования, хронологические рамки, источниковый корпус и т.п.) этот раздел также содержит подробный обзор истории работ по реактивной авиации в довоенном СССР, а также в 1941–1943 гг. По объёму этот раздел вполне сопоставим с каждой из последующих глав, поэтому можно сказать, что монография про «нулевое поколение» начинается с «нулевой главы».

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 541

Readers community rating: votes 0

1. Mukhin M.Yu. Raboty po sozdaniyu reaktivnoj aviatekhniki v SSSR v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Problemy izucheniya voennoj istorii: sbornik statej Tret'ej vserossijskoj nauchnoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Samara, 2015. S. 265–271.

2. Mukhin M.Yu. Sovetskaya aviatsionnaya promyshlennost' 1940-kh gg. i pervye reaktivnye samolyoty // Rossijskaya istoriya. 2016. № 4. S. 44–55.

3. Mukhin M.Yu. Iz istorii VPK predvoennykh i voennykh let: organizatsiya rabot v oblasti reaktivnogo samolyotostroeniya v SSSR v 1930-e – seredine 1940-kh godov // Trudy IRI RAN. 2017. № 14. S. 72–96.

4. Mukhin M.Yu. Tekhnicheskij perevorot serediny 1940-kh godov. Vzglyad s urovnya zavoda // Ehkonomicheskaya istoriya. Ezhegodnik. 2016/17. M., 2017. S. 267–302.

Система Orphus

Loading...
Up